Арт-терапия – это одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. На сегодняшний день арт-терапию используют в работе с детьми дошкольного возраста. Данный метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские познания [1].
Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности человека (будь то рисунок, скульптура) выражает его неосознаваемые психические процессы.
В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она достигла значительного развития и применения, особенно в работе с детьми. Арт-терапия активно используется в практике дошкольной педагогики, психологии и логопедии. Применяется в психокоррекции и психотерапии, в коррекции речевых нарушений [2].
Арт-терапия преследует единую цель: гармоничное развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства [4].
Задачи арт-терапии подразделяются на общие задачи и личностные. К общим относятся:
- разработка индивидуальных методик лечения для детей с отклонениями в развитии;
- обобщение накопленных знаний и их внедрение в программу коррекции нарушений речи;
- улучшение кадровой подготовки для организации обучения в специальных образовательных учреждениях [2].
К узким частным целям относятся следующие:
- лечение и профилактика отклонений в работе психики;
- создание оптимальных условий для адаптации ребенка;
- методика может использоваться также при патологиях слуха, зрения, заболеваниях суставов;
- контроль эффективности терапии; помощь детям-инвалидам; терапия вторичных нарушений [3].
К основным принципам арт-терапии относятся:
- Доступность и простота. Этот принцип позволяет пользоваться арт-терапией дошкольникам с ограниченными возможностями. Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.
- Привлекательность. Лечение искусством должно нравиться ребенку, быть интересным, увлекательным, не скучным.
- Создание комфортной обстановки. Этот принцип направлен на повышение эффективности терапевтического воздействия. Для детей лучше организовывать индивидуальные занятия либо в группе до 5-10 человек [5].
Виды арт-терапии: активная; пассивная.
В первом случае ребенок должен создавать что-то новое самостоятельно, во втором – использовать существующие произведения. Коррекция может проводиться с конкретным ребёнком или в группе. В качестве материалов используются:
- натуральные вещества и предметы: глина, мел, песок, любые листья, ветки, плоды;
- искусственные − краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка, целлофан.
Механизм действия арт-терапии основан на самовыражении, в процессе занятий ребенок не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При нарушениях речи в детском возрасте применение средств арт-терапии способствует адаптации в социуме, избавлению от комплексов [4].
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, в рождении креативных способностей и способов их удовлетворения [1].
С момента возникновения арт-терапии появилось немало различных ее направлений, и до сих пор продолжают появляться новые. Среди основных направлений арт-терапии можно выделить следующие:
- изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;
- имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
- сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
- фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
- куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
- игровая терапия – метод коррекции посредством игры;
- песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
- смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям;
- цветотерапия – способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
- танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности; и др. [2].
Эффективность использования разных видов арт-терапии в коррекции и лечении достаточно исследована и подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, И.М. Гринева), вокалотерапии (С.В. Шушарджан), изотерапии (А.И. Захаров, А.М. Миллер, Е.Ю. Рау, Ю.Б. Некрасова), имаготерапии (И.Е. Вольперт, Н.С. Говоров). Однако недостаточно разработок, соединяющих в себе различные виды терапии, направленных на коррекцию различных видов речевых нарушений в развитии ребёнка [2].
К основным направлениям арт-терапии, применяемым в качестве средств коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР можно отнести следующие:
1. «Изотерапия» (художественно-изобразительная деятельность).
Цель: предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке). Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков: дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь [3].
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой [1].
Изотерапия способствует:
развитию связной речи;
освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;
нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний.
Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка – эффективный прием работы над связной речью детей. Рисование на определенный сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта [3].
Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи позволяет получить положительные результаты:
- создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками;
- оказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком [5].
2. «Имаготерапия» (театрально-испольнительская деятельность).
Цель: развитие речи детей средствами театрализованных игр.
По своей организации имаготерапия может проводиться в двух формах:
- индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения, переход рассказа в заранее запланированный взрослым диалог);
- групповой (драматизация народной, авторской сказки).
Театрально-испольнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, потешек; закрепляет умение передавать различные движения; стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается память, воображение [1].
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения, способствуют развитию связной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносительные реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй [6].
В работе используются театрализованные игры двух видов:
Игры-драматизации.
Цель – обучать детей показывать «спектакли» посредством различных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, теневой театр). Результатом является: развитие речи детей, формирование коммуникативных способностей, реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.
Игры – инсценировки.
Цель – обучить детей самостоятельно разыгрывать спектакли, распределять роли, изготавливать атрибуты и фантазировать о костюме героя. Для реализации инсценировки детям предлагаются различные русские народные сказки, потешки, прибаутки, басни.
Работа над играми – инсценировками может проводиться в двух формах:
- специально организованная работа педагога с детьми;
- игра в процессе самостоятельной деятельности детей.
Если в драматизации в основном важны лишь интонации голоса, то в инсценировках важно еще и умение передавать чувства, эмоции персонажа с помощью мимики, пантомимики [2].
3. «Кинезитерапия» (музыкально-двигательная деятельность).
Цель: коррекция речевых нарушений с помощью использования различных видов музыкально-двигательной деятельности.
Включает в себя 4 основных раздела: пальчиковая гимнастика, коррекционная (логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика.
Пальчиковая гимнастика.
Цель – развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи. По данным Кольцовой М.М. речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.
Пальчиковая гимнастика включает в себя различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем – в письме, активно развивает память и речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка [4].
Логопедическая ритмика. Цель – преодоление нарушений в развитии посредством ритма.
Материал логоритмики составляют: малые фольклорные формы, пляски, игры – сценки, музыкально-речевые игры со специальными логопедическими упражнениями. С их помощью у ребенка успешно развиваются речевая и коммуникативная функции речи, обогащается словарный запас [7].
Танец. Цель – учить детей передавать средства музыкальной выразительности (метроритм, темп, форма, динамика) через движение.
Танец – форма кинезитерапии, в процессе которой формируются ориентировка в пространстве, произвольная двигательная активность, необходимая для функционирования всех психических процессов, обеспечивает регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивает «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку [2].
Психогимнастика. Цель – обучить детей элементам техники выражения эмоций посредством мимики, жестов, движений.
Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых осуществляется коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. Психогимнастические упражнения предлагаются для выполнения детьми в конце занятия по кинезитерапии, выбор того или иного упражнения зависит от эмоционального состояния детей: после подвижных упражнений используются этюды, направленные на релаксацию, и наоборот, умеренный темп предыдущих заданий требует яркого окончания [7].
4. «Песочная терапия»(терапия с использованием песка). Являясь одной из форм арттерапии, эта техника отличается простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования созданных образов, которые в любой момент можно разрушить и создать новый сюжет, наполненный новым содержанием. Создание разнообразных песочных композиций, как подчёркивает Л.Д. Лебедева,в определённой последовательности показывает цикличность психической жизни, своеобразную динамику психических изменений. Маленькие фигурки и используемый природный материал придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психического содержания, открывают доступ к довербальным уровням психики.
Игры с песком – одна из форм естественной привычной для ребенка активности, поэтому целесообразно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия с детьми разных возрастов. Создавая картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее естественной для ребенка форме, как подчёркивает Н.А. Сакович, транслируем ему наши знания и жизненный опыт, повествуем о событиях и законах окружающего мира [5].
В песочнице особый акцент делается на тактильную чувствительность, формируется, как указывал Л. Штейнхард, «мануальный интеллект» ребенка. Целесообразность переноса традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу способствует дополнительному эффекту. Во-первых, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. Во-вторых, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Развивается мелкая моторика, происходит пальчиковая дифференциация, и как следствие, развивается речь.
Развитие речи детей в процессе работы с песком, по мнению ряда авторов, таких как:К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская,осуществляется в нескольких направлениях:
- во-первых, происходит обогащение словаря, который первоначально используются ими на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарный запас;
- во-вторых, осуществляется становление и развитие речикак средства общения;
- в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей [7].
Рассматривая различные направления арт-терапии в качестве средств коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, можно сделать заключение об эффективности их применения в коррекционной работе. С применением данных средств дети быстрее и полнее усваивают речевой материал. В коррекционной работе над преодолением речевых нарушений у детей дошкольного возраста выделяют такие направления, как: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие чувства ритма; формирование фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствование лексических и грамматических средств языка, а также обогащение коммуникативного опыта. Всё это можно эффективно развивать и формировать у детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма [6].
Литература
Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 c.
Вудроф, Д. Точка за точкой. Арт-терапия / Д. Вудроф. - Мн.: Попурри, 2018. - 208 c.
Исханова, С.В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: Логопедическое пособие для родителей и педагогов / С.В. Исханова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 45 c.
Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 526 c.
Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.
Ляшенко, В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В.В. Ляшенко. - М.: Психотерапия, 2014. - 160 c.
Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 c.