Психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения

Шевкун А.С. 1, Артеменко О.Н.
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей различных нозологических групп в ДОУ это целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного воспитания и обучения слабослышащего ребенка.

В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться не только медицинскому, но и педагогическому сопровождению детей. Развитие интеграционных процессов в условиях дошкольно-образовательных учреждениях (ДОУ), а именно: социально-педагогическая деятельность в садах, деятельность консультативных служб и служб психолого-педагогического сопровождения обеспечивают возможность развития и понимания образование для детей с ОВЗ и включение в инклюзию.

Одно из необходимых условий успешного обучения и воспитания детей с тяжелыми степенями нарушения слуха является создание адаптивной образовательной среды, где ребенок с особенностями в развитии при должной помощи специалистов и родителей становится наиболее социально развитым и включенным в общество ребенком. Адаптивная образовательная среда позволяет обеспечить таким детям успешную социализацию и включение в сообщество сверстников и подразумевает диагностику со стороны психолого-педагогических проблем развития ребенка, организацию учебного процесса, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей.

Основными требованиями к организациям, работающим с детьми, у которых имеются ограниченные возможности здоровья, а именно различные нарушения слуха, являются создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона и выполнение организационно-педагогических условий, таки как:

доброжелательная атмосфера: общение педагога с детьми и детей между собой. В группах можно использовать такие приемы как создание «Дерево доброты» или «Поле с цветами», на котором вешаются листочки за хорошие поступки;

активное использование игровых приёмов, поощряющих моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;

подбор дидактических игр, где имеется положительный эмоциональный фон, которые способствуют развитию интереса к новым знаниям, вызывает у детей желание заниматься умственным трудом;

построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка. В работе с детьми дошкольного возраста, у которых имеются нарушения слуха, выделяют методы, определяющие способы деятельности ребенка в процессе познания окружающего мира, а именно:

Наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ). К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др.

Практические (различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование; изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов). Трудовое воспитание также связано с формированием практических умений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков, помощь детей в быту.

Словесные (инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога).

В возрасте от 3  4 лет проведение психолого-педагогического изучения с нарушениями слуха необходимо учитывать следующие факторы:

1. Развитие общения (сначала его дословесных форм  вокализаций, мимики, естественных жестов, взглядов, движений тела). У глухих детей гуление появляется позже, чем у слышащего ребенка, оно более однообразное, монотонное, хрипловатое. Ответный лепет не появляется, хотя дети издают большое количество звуков это и неотнесенный лепет, кряхтенье, чмоканье и т.д. А с возрастом количество звуков уменьшается, они становятся однообразными. У слабослышащих детей сходство в развитии речи с глухими детьми наблюдается в первые два-три года жизни, в дальнейшем все больше становятся заметными различия: у слабослышащих детей в дошкольном возрасте появляются слова, иногда фразы, для их речи характерны фонетические искажения, ошибки в грамматическом оформлении речи.

2. Степень развития слухового восприятия. При этом необходимо иметь данные аудиологического исследования состояния слуха ребенка. Аудиограмма позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме того, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту, при общении с окружающими людьми. Реакция ребенка на погремушку позволяет рано судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем нужно обращать внимание на интерес ребенка к звучащим игрушкам, звукам радиоприемника и телевизора. Следует проверить способность ребенка воспринимать звуки игрушек и музыкальных инструментов. Для этого нужно взять три разнозвучащих инструмента (гармонь, свисток, колокольчик), поставить ребенка к себе лицом и произвести звуки поочередно всеми тремя предметами, а затем поставить к себе спиной и проверить возможности восприятия звуков этих инструментов.

3. Проверка восприятия речи. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и громкую. Вначале проверяют слух на шепот на расстоянии не менее 5 - 6 м. Для этого следует поставить ребенка к себе спиной и шепотом произносить знакомые слова (сначала предъявляются слова, содержащие шипящие звуки, потом другие слова). Если ребенок не сможет повторить слово, произнесенное шепотом на расстоянии 6 м, нужно подойти к нему ближе на 1 м, затем еще ближе и постепенно приблизиться к нему вплотную. Если ребенок не различает слов, произнесенных шепотом у его ушной раковины, то, значит, он не воспринимает шепотную речь. Затем переходят к проверке восприятия речи обычной разговорной громкости. Процедура обследования повторяется. При подборе слов их нужно выбирать из разных областей знания, можно задать несколько простых вопросов (например: «Как зовут твою маму?»). Слова для повторения должны быть хорошо известны ребенку. Если ребенок совсем не слышит речи разговорной громкости, то его относят к категории глухих, у которых нужно установить наличие остаточного слуха. Для этого проверяют возможности восприятия ребенком громкой речи. После того как установлено расстояние, на котором ребенок слышит слова, проверяют, как он слышит гласные и согласные звуки. Исследование слуха на речевые звуки следует провести даже в том случае, если не обнаружена недостаточность слуха на слова, но замечены дефекты речи и ребенок не успевает по русскому языку.

В дальнейшем у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены недостатки произношения; ограниченный запас слов; недостаточное усвоение звукового состава слов, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи (неправильное построение предложения и согласование слов внутри него); трудности понимания устной речи и читаемого текста.

В условиях детского сада для детей, имеющих нарушение слуха, подготовка к школьному периоду обеспечивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основное значение для подготовки к школе имеет целостная система физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания в слабослышащей группе.

В психологическую готовность слабослышащих дошкольников к началу школьного периода можно включить такие сферы как: аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная, речевая.

Изучением проблем готовности слабослышащего ребенка к школьному обучению, рассматривалось многими учеными, психологами, педагогами, такими как: Е.Е. Кравцова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.А. Венгер, Л.П. Носковой, Е.Г. Речицкой, Б.Д. Корсунской, Э.И. Леонгард и другими, в связи с этим разработано и продолжают разрабатываться в педагогике и психологии различные методики по проверке готовности детей с ОВЗ к готовности к школе. Особое значение у детей с нарушениями слуха в ДОУ придается формированию речи посредствами игровых умений. Недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты слабослышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. Страдает развитие психических сторон личности (внимания, восприятия, мышления, памяти). Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное на фоне аномального развития психики в целом. Это осложняет социальное взаимодействие слабослышащих детей друг с другом и с взрослыми.

Направление коррекционно-развивающей работы с детьми имеющих нарушение слуха являются:

сенсорное и сенсомоторное развитие (зрительное и слуховое восприятие);

формирование и развитие временных и пространственных представлений (развитие мышления, памяти);

развитие познавательной деятельности (развитие внимания);

формирование и расширение знаний о себе и об окружающем мире;

коммуникации друг с другом и в общении со взрослыми.

У ребенка с нарушением слуха (сенсоневральная тугоухость III-IV степени) в садах комбинированного вида должна быть сформирована индивидуальная программа реабилитации (ИПРА).

Программа реабилитации составляется и реализуется с учетом:

Результатов анкетирования во время приема ребенка в сад и по выпуску из него.

Результатов диагностики слухоречевого развития (тотальная аудиометрия, речевая аудиометрия в свободном звуковом поле).

Слухового и физиологического возраста ребенка.

Психолого-соматических особенностей развития.

Особенностей социальной среды в повседневной жизни

Основные принципы реабилитационной программы:

своевременность и непрерывность;

комплексность и разносторонний характер;

индивидуальный подход.

Педагогическое воздействие варьируется в зависимости от возрастных особенностей и общего развития слабослышащего ребенка. Наличие сниженного слуха, отсутствие или недоразвитие речи требует использовать не только специфические методы работы, ориентированные на овладение теми или иными навыками и умениями, но и направленные на коррекцию отклонений в развитии. Коррекционная работа направленна на преодоление социальной недостаточности и на социализацию. Систему коррекционной помощи детям со сниженным слухом постоянно развивают, таким образом, появляются новые способы и методы воспитания и обучения.

В дошкольных образовательных учреждениях становятся наиболее актуальными здоровьесберегающие технологии, куда ребёнок приходит с ослабленным здоровьем и нуждается не столько в укреплении здоровья, сколько в поддержании сохранных функций и компенсации нарушенного слуха. Здоровый образ жизни не занимает ведущее место в иерархии потребностей, но очень важно научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье.

Для совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используются различные формы оздоровления:

физкультминутки (танцевальные, ритмические, двигательно-речевые, когнитивные, познавательные);

развивающие игры;

сюжетно-ролевые игры;

физкультпаузы;

подвижные игры;

различные виды гимнастики (вводная, пальчиковая, зрительная, дыхательная, артикуляционная, психогимнастика, для профилактики простудных заболеваний, пантомимическая).

Таким образом, на этапе развития детей имеющих нарушение слуха, большое внимание уделяется развитию самой личности и внутренним регуляторам социального поведения, а именно: потребностям, мотивам, становлению самосознания и механизмам межличностного восприятия. Обучение в дошкольном учреждение направленно на развитие психических процессов, таких как мышления, памяти, внимания, восприятия, а также коммуникации детей между собой и в общении с педагогом. При своевременно начатом систематическом обучении дошкольников с нарушением слуха, они могут достигать хороших результатов общего развития и к началу школьного обучения быть наравне с детьми нормы.

Литература

Гостюхина О.М Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников / О.М. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» - 2015 - №3-4 С. 50.

Монгуш О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста / О.О. Монгуш. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8262/ (дата обращения: 09.01.2022).

Пронин Ю.Н, Присенко В.Г.Медицинская реабилитация пострадавших на производстве / Ю.Н. Пронин, В.Г. Присенко // Вестник физиотерапии и курортологии - 2013 - С. 5-6.

Чулкова М.С., Дьякова О.В. Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении / М. С. Чулкова, О.В. Дьякова // Гуманитарные науки Инновационная наука.  2016.  С. 223-225.

Просмотров работы: 169