Высшее образование является традиционной ценностью в нашей стране. Молодежь рассматривает получение высшего образования как необходимое условие не только профессиональной, но и социальной карьеры. Это приводит к высоким конкурсам при поступлении в вузы. Однако для значительного числа первокурсников первый курс обучения становится последним. Наибольшее количество студентов отчисляется из вузов по результатам первых двух сессий. Одной из причин такого положения является неприспособленность первокурсников к условиям обучения в вузе.
Тема адаптации студентов первого года обучения является актуальной в российской и зарубежной научной среде. Адаптационные процессы первокурсников к новой образовательной среде вуза затронуты в многочисленных работах зарубежных и отечественных исследователей (В.Н. Дружинина, А.В. Карпова, В.И. Ковалева, И.Н. Лычагиной, В.И. Медведева, Е. И. Муратовой, Е.А. Осипова, Ю.П. Поваренкова, А.А. Виноградовой, Э.О. Леонтьевой, Л. Фестингера, А.Маслоу). Вопросами адаптации учащихся в современном обществе и личностным самоопределением занималось большое количество исследователей: (А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, М.П. Гурьянова, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Т. Лисовский). В теоретическом аспекте, не менее важна проблема адаптации первокурсников к новым условиям обучения в вузе (П.С. Герулев, Н.Г. Ершова). Насколько будет успешен этот процесс, настолько эффективным будет погружение студентов – первокурсников в новую учебную и социальную среду, что повлечет за собой личностное и профессиональное развитие первокурсника и определит, как его будущее, так и будущее страны. Исследования, как правило, направлены на изучение потенциальных и актуальных для студентов-первокурсников адаптационных барьеров и факторов - демографических (пол, возраст, социальное окружение) , этнокультурных, связанных со здоровьем и других .
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблематике социальной адаптации студентов вузов показывает, что в настоящее время нет единого подхода к изучению видов и форм социальной адаптации. Для всестороннего изучения проблем социальной адаптации студентов-первокурсников в вузе необходимо, на наш взгляд, рассматривать такие ее направления, как:
- академическая адаптация (к учебному процессу);
- организационная адаптация (к особенностям структуры университета и организации учебного процесса);
- социально-психологическая адаптация (к взаимодействию с другими студентами и преподавателями, к собственной роли и статусу);
- психофизиологическая адаптация (к особенностям университетской среды и санитарно-гигиеническим условиям обучения);
- социально-бытовая адаптация (к новым условиям проживания и быта студента).
При этом особое внимание необходимо обратить на:
- объективные факторы среды (материальное положение семьи, коммерческая или бюджетная основа обучения, направление обучения и др.);
- субъективные факторы (направленность личности и психофизиологическое состояние).
Одним из объективных показателей академической адаптации в вузе является активность студентов на занятиях.
Организационная адаптация включает в себя приспособление студентов к внутреннему распорядку работы университета: времени начала занятий, их длительности, формам занятий, необходимости переходов между учебными корпусами, разнице расписания в зависимости от учебной недели (четные и нечетные) и т. п.
Важным фактором успешной адаптации студента в вузе считается помощь куратора студенческой группы. Социально-психологическая адаптация заключается в адаптации студента в новом коллективе. Ее исследование включает в себя изучение форм и интенсивности общения студентов как между собой, так и с преподавателями, определение причин возникающих конфликтов.
Психофизиологическая адаптация связана с бытовыми условиями обучения в вузе, ощущением комфорта или дискомфорта при нахождении на территории вуза, сложностями в приспособлении к иному, чем раньше, темпу жизни.
Социально-бытовая адаптация подразумевает приспособление первокурсников к условиям проживания, питания, организации досуга и отдыха.
Важным фактором бытовой адаптации являются условия питания в вузе.
Важным компонентом социально-бытовой адаптации в вузе является организация досуга и отдыха студентов, их участие в мероприятиях университета.
Из субъективных факторов наиболее значимым для социальной адаптации является фактор физического и психического состояния студентов.
В целом по статистике, проблемы у студентов-первокурсников возникают в организационной, психофизиологической и социально-бытовой адаптации. Многие из этих трудностей могут быть преодолены путем своевременного информирования деканатами студентов о сроках учебного семестра, экзаменационных неделях и сессиях; оптимизации учебного расписания первокурсников; более эффективного вовлечения студентов в общественную жизнь университета; использования преподавателями инновационных методов обучения (дискуссий, деловых игр и др.) на семинарских занятиях; улучшения условий обучения (кондиционирование и освещение аудиторий) и питания в вузе.