В этой связи, формирование и развитие коммуникативной культуры выступает в качестве важнейшей задачи профессиональной подготовки и определяется как совокупность ряда компетенций, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения [7].
Развитие коммуникативной культуры её представителей предполагает:
- формирование и развитие коммуникативных умений;
- содействие в овладении коммуникативными приемами и средствами;
- развитие ряда свойств психики и мыслительного процесса, проявляющихся особо явно в процессе коммуникации;
- генерирование необходимых для эффективного общения социальных установок [2].
При этом развитие коммуникативной культуры на должном уровне может происходить только в условиях четко выстроенного культурно-образовательного пространства. Данную проблему можно решить двумя путями.
Первый путь – подразумевает отведение в существующей образовательной (профессиональной) среде особой роли гуманитарным дисциплинам, в рамках которых наряду с формированием общепрофессиональных компетенций закладываются универсальные, включающие коммуникативные ценности, подразделяемые на три сферы:
- гуманистические, относящиеся к правам и достоинству человека;
- социальные, относящиеся к взаимодействию между людьми, правовому, политическому и экономическому порядку;
- культурные, относящиеся к философскому знанию, миру искусства, религии, морали, национальных и этнических традиций, межкультурного взаимодействия и т.п. [7]
С помощью целенаправленной деятельности профессорско- преподавательского (руководящего) состава в отношении студентов (специалистов) осуществляется формирование гуманистического сознания у последних, выстроенного в определенную систему, составляющими которой являются:
- отказ от воспитательной политики, воспринимавшей личность только как объект педагогического воздействия и использовавшей одни и те же методы по предписанной программе;
- развитие демократических методов обучения, утверждение принципов педагогики сотрудничества, расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур;
- включение большого количества образовательных курсов общественного и гуманитарного характера, затрагивающих вопросы осуществления коммуникации, межкультурного взаимодействия, командной работы и лидерства, критического и системного мышления [8].
В ходе обучения субъект получает знания, необходимые для того, чтобы:
- быть организатором своей профессиональной деятельности;
- организовывать, планировать и начинать собственное дело;
- формировать группы людей и грамотно управлять их деятельностью;
- уметь вести деловые переговоры, заключать деловые соглашения, общаться с собеседниками;
- эффективно применять новые технологии ведения бизнеса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий [1].
Второй путь заключается в организации специального обучения по формированию коммуникативной культуры в ходе практической подготовки, например, на базе практики – предприятия или организации, соответствующей профилю осваиваемой студентом образовательной программы.
Для организации такого обучения в первую очередь необходимо различать общую и профессиональную коммуникативную культуру. Общая выступает базисом для профессиональной и на основе специального обучения определяет эффективность деятельности в целом и общения в частности. Ряд исследователей не безосновательно отмечает, что с течением времени профессиональная коммуникативная культура и входящие в ее состав навыки становятся всё более значительными и накладывают отпечаток на общую.
Для формирования коммуникативной культуры в ходе практической подготовки студенту особо важны прикладные формы обучения. Именно они позволяют демонстрировать связь теории с практикой, развивать самостоятельность, способствуют формированию и повышению уровня коммуникативной культуры студенческой молодежи, которой предстоит трудовая деятельность в производственных коллективах. В связи с чем особое внимание следует уделить деловому общению.
Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неудачей в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается людей, занятых в сфере управления, торговли и т.п., т.е. специалистов профессий, подразумевающих активное взаимодействие с другими людьми, то коммуникативная компетентность для них представляет важнейшую часть профессиональной деятельности. Она предполагает управление двухсторонними коммуникационными потоками, а наличие обратной связи по причине быстро развивающихся процессов в современной экономике является совершенно необходимым условием [5].
Любая организация вступает в многосторонние связи с целым рядом субъектов, иначе говоря, выстраивает внешние коммуникации. Создание клиентской базы, отслеживание изменений в рыночной динамике и ценовой политике конкурентов, установление прочных партнерских отношений с поставщиками, перевозчиками и сервисными службами, лоббирование собственных интересов во властных структурах, информационное продвижение собственного бренда, обучение и рекрутмент, привлечение внешних консультантов и специалистов – и это неполный перечень задач, решаемых при помощи внешних коммуникаций организации. При этом число коммуникативных партнеров, как видно из схемы на рисунке 1, довольно велико и стремительно увеличивается на современном этапе научно-технического прогресса и социально-экономического развития общества.
Рис. 1 – Примерный перечень коммуникативных партнеров организации [3]
Таким образом, коммуникативная культура, являясь одной из основных составляющих современного профессионального облика человека любой профессии включает три важных аспекта: работу с документами, умение вести межличностный профессиональный диалог в рамках делового общения и публично выступать. Так, студент после обучения должен:
- знать и учитывать особенности письменной и устной речи;
- знать основы риторики публичного выступления;
- знать ролевые характеристики и правила коммуникативного поведения в жанрах деловой беседы, спора, полемики, дискуссии, делового совещания коммерческих переговоров, телефонного общения;
- адекватно использовать этикетные средства для достижения коммуникативных целей;
- уметь переводить устную информацию в письменную, знаковую – в словесную и наоборот;
- уметь составлять и редактировать текст делового письма, выступления и иных наиболее часто используемых документов;
- уметь организовывать общение, управлять и регламентировать его;
- уметь анализировать предмет общения, выводить свое суждение по обсуждаемому вопросу;
- уметь доказывать, обосновывать, аргументировать, опровергать, давать оценки;
- уметь пользоваться различными тактиками и приемами выбранной речевой стратегии;
- уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации и разрешать их;
- владеть техникой речи [6].
Библиографический список:1. Абакумова, Ю. А. Деловое общение [Текст]: учебное пособие.
–Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 457 с.
2. Вердербер, Р. Психология общения: тайны эффективного взаимодействия [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер; [пер.: Андреева И. и др.].
– СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. – 90 с.
3. Вюст, О. Я. Деловое общение [Текст]: учеб. пособие / О. Я. Вюст.
–Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2017. – 365 с.
4. Деловое общение [Текст]: учеб. пособие / Б. З. Зельдович. – Москва: Альфа-Пресс, 2019. – 230 с.
5. Канафьева, В. В. Деловое общение [Текст] / Канафьева В. В. – СПб.: НОУ ВПО «ИЭФ», 2018. – 185 с.
6. Культура общения в студенческой среде вуза [Текст]: монография [Текст] / М. А. Викулина, Н.М. Смирнова. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2019.
7. Митрова, Н.О. Коммуникативная культура как необходимый компонент профессиональной подготовки специалистов в информационном обществе [Текст] / Н. О. Митрова // Матер. Междунар. науч.-метод. семинара
«Содержание образования в условиях информационного общества». – М.: Изд-во АСОУ, 2015. – С. 25-27.
8. Топилина, Е. С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. [Текст] / Е. С. Топилина // Гуманитарные и социально- экономические науки. – 2016. – №3. – С. 15-18