Профилактика агрессивного поведения младших школьников как социально-педагогическая проблема - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Профилактика агрессивного поведения младших школьников как социально-педагогическая проблема

Карпеева Я.М. 1
1ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире происходит модернизация системы образования, в связи с этим особое значение приобретает вопрос сохранения не только физического здоровья учащихся начальных классов, но и поддержания психологического здоровья, а так же обеспечение эмоционального благополучия школьников.

Одной из наиболее значимых проблем современного общества является увеличение случаев проявления агрессии среди детей младшего школьного возраста. Эта тема, безусловно, является актуальной, так как агрессивные реакции детей оказывают негативное влияние, как на общество, так и на самих детей, а именно, данные реакции ограничивают активность школьника, обеспечивают компенсирующую или заниженную самооценку стимулируют повышение уровня тревожности.

К младшим школьникам относятся дети в возрасте от семи до одиннадцати лет. Данный  период является непростым для ребёнка и предполагает поступление в школу, что ведёт к изменению социального статуса ребёнка, привычного уклада жизни, перестраиванию системы отношений с окружающим миром. Основным отличием данного возраста является то, что у школьников начинает проявляться чувство самостоятельности, ответственности за себя, свои мысли, слова и поступки.

Для того, чтобы рассмотреть пути профилактики агрессивного поведения, необходимо рассмотреть само понятие «агрессия» и близкие к нему понятия – «агрессивность», «агрессивное повеление».

В психологической литературе достаточно часто человеческая агрессия определяется как действия, предпринятые одним индивидом (агрессором) с намерением причинения вреда другому индивиду (жертве), которая с точки зрения агрессора, предпринимает усилия, чтобы избежать этот вред [6, с. 7].

Близким к понятию агрессия является «агрессивность» – это некоторое комплексное психологическое образование, детерминирующее, направляющее и обеспечивающее реализацию агрессивного поведения [2, с. 27].

Агрессивное поведение представляет собой усвоенные человеком поведенческие реакции в процессе социализации [5, с. 222]. Как сами агрессивные дети, так и дети, на которых направлено данное деструктивное поведение, находятся в группе риска. Многие исследователи считают, что по поведению человека в детские годы можно предположить его реакции на ситуации в будущем во взрослой жизни. Это даёт основание утверждать, что профилактика агрессивных форм поведения младших школьников является одной из самых значимых социально-педагогических задач.

Проблема агрессивности нашла свое отражение в теоретических исследованиях, систематизирующих знания о предпосылках появления агрессивного поведения таких психологов, как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковиц, А. Бандура и другие. В психологии и педагогике разными исследователями, как отечественными, так и зарубежными разрабатываются разнообразные подходы, способы и методы профилактики агрессивного поведения младших школьников (О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Г.В. Бурменская и другие).

Рассмотрим виды агрессии, согласно классификации, которую предложил А. Басс. Автор отмечает три щкалы агрессивных реакций: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Сочетание этих шкал дает возможность определить одну из восьми категорий, которые трактуют большинство агрессивных действий [3, с. 16].

На данный момент имеются общепризнанные подходы к выделению видов агрессивного поведения. Исходя из форм поведения, выделяют физическую и вербальную агрессию; исходя из открытости, определяют прямую и косвенную агрессию; исходя из цели, отмечают инструментальное и враждебное агрессивное поведение.

Агрессивное поведение младших школьников проявляется в следующих формах:

негативизм, заключается в непринятии, отторжении общественных стереотипов, в чувстве противоречия, протеста;

подозрительность, заключается в том, что ребёнок не доверяет людям, подозревает их в обмане и в плохих умыслах;

чувство вины проявляется во внушении, убеждении ребёнком, что он поступил плохо, либо что он является нехорошим человеком;

раздражительность, заключается в нетерпеливых, необдуманных поступках, словах, как правило, негативного характера;

обида, проявляется в недоброжелательности, зависти детей к людям за реальные и мнимые действия;

вспыльчивость, заключается в обычно кратковременной реакции раздражения, например крик, стук по парте, бросание предмета.

В обыденной жизни люди понимают агрессию, агрессивное поведение как сугубо отрицательное явление, приносящее лишь ущерб, разрушение, моральное и физическое давление. Когда люди описывают кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения [1, с. 24]. Однако, стоит понимать, что любая эмоция выполняет определённую роль, миссию, если говорить об агрессии, то в приемлемой форме она необходима ребёнку для достижения цели, самозащиты и главное для выживания в обществе [7, с. 8].

Каковы причины деструктивного агрессивного поведения? Условно причины можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести средовые факторы, такие как:

семейные взаимоотношение, климат в семье. Грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, конфликтные отношения между родителями, их негативное отношение друг другу, к детям могут спровоцировать использование аналогичной модели поведения, взаимодействия с окружающими младшими школьниками в будущем [4, с. 124];

так же здесь можно выделить педагогические причины, такие как плохая успеваемость, если ребёнок плохо усваивает учебный материал, то это может вызвать внутреннее напряжение и последующее агрессивное поведение;

к внешним факторам, вызывающим агрессию относят отвержение младших школьников своими сверстниками, одноклассниками. Младший школьник в такой ситуации может затаить обиду, которая в последующем, возможно, вызовет желание отомстить.

Среди внутренних внутренних факторов, которые являются причиной агрессивного поведения стоит отметить следующие:

особенности психического развития и состояния младших школьников. Задержанное психическое развитие может вызвать эмоциональную незрелость учащихся.

проявление агрессивного поведения может быть у обучающихся с нормативно психическим развитием, существует мнение, что младшие школьники, подростки эмоционально нестабильны.

состояния одиночества, напряженности, страха, отгороженности могут вызвать проявления агрессивного поведения.

Работа с детьми, целью которой является профилактика агрессивного поведения, должна быть направлена на обучение детей применению методов безопасного высвобождения негативных эмоций, на повышение самооценки, улучшение климата в классе, совершенствование коммуникативных навыков младших школьников, развитие эмпатии.

Профилактика – это комплекс государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, которые направлены на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, которые вызывают различного рода социальные отклонения в поведении младших школьников [1, c. 227].

Необходимо, чтобы психолого-педагогическая профилактическая работа с детьми имеющими тенденции к применению агрессивных форм поведения была направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не на искоренение лишь внешних проявлений девиантных форм поведения. Во время проектирования программы профилактически агрессивного поведения важно учитывать не только симптомы, то есть тяжесть, формы, уровень отклонения, но и отношение ребёнка к собственному поведению.

Наиболее эффективным методом работы является проведение различных арт-терапевтических упражнений, в частности это могут быть элементы: сказкотерапии, игротерапии, песочной терапии, изотерапии. Применение данных методов может служить не только целям профилактики, искоренения девиантного поведения, но и предоставить важный диагностический материал, который позволит посмотреть на проблему глазами ребёнка.

Важно осознавать, что профилактическая работа это сложный процесс, который должен реализоваться системно и комплексно. Комплексность в данном случае подразумевает использование ресурсов различных специалистов, как внутренних, к которым относится непосредственно педагог, так и внешних, к которым относится в общем социальное окружение.

Профилактическую работу, возможно, проводить на разных уровнях. Выделяют три основных уровня профилактики агрессивного поведения: первичную, вторичную, третичную.

Первичная профилактика предполагает организацию благоприятного климата в коллективе младших школьников и педагогов. Это связано с тем, что доброжелательная среда оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся и способствует формированию навыков конструктивного общения.

Можно заметить, что первичная профилактика напрямую не затрагивает вопросы агрессивного поведения учащихся, в отличие от вторичной профилактики, действия и цели которой более приближены к проблеме агрессии детей младшего школьного возраста. На данном уровне необходимо просвещение учеников о различных отклоняющихся от нормы формах поведения. Это может происходить в форме беседы, дискуссии, либо можно предложить ученикам просмотр различных видеофрагментов. Рекомендуется приглашать на подобного рода занятия педагога – психолога, социального педагога, данные специалисты могут проводить диагностику сплоченности коллектива, диагностику вероятности возникновения конфликтных ситуаций, развивать навыки бесконфликтного общения младших школьников.

Третичная профилактика, предполагает индивидуальную работу с обучающимся, демонстрирующими агрессивное поведение. Данная работа имеет важное значение, так как если своевременно не устранить причины девиантного поведения, оно может трансформироваться в делинквентное поведение. На данном уровне осуществляется беседа с родителями ученика, им объясняются их права и обязанности.

Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическая работа по предупреждению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста имеет ряд характеристик и особенностей. Главной задачей в данной ситуации является оказание помощи ребёнку в конструктивном высвобождении накопившихся негативных эмоций и чувств. Мероприятия по профилактики агрессии возможно осуществлять в различных формах. Важное значение имеет работа с родителями и ближайшим окружением младших школьников.

Изучая причины и проявление детского агрессивного поведения, важно понимать, что агрессия является естественной реакцией человека на какую – либо опасность или жестокое отношение.

Список использованных источников

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.

Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессия в обыденной жизни. – М.: Политическая энциклопедия, 2014. – 494 с.

Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

Фурманов И.А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях. – Брест: БрГУ, 2014. – 261 с.

Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия. – Минск: БГУ, 2016. – 392 с.

Штинова Г. Н. социальная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. – 447 с.

Просмотров работы: 192