ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы родительства и детско-родительских отношений были актуальны и обсуждаемы во все времена. Семья является важной ячейкой общества, которая не только является передатчиком культурно-общественных ценностей, но и является важным социальным институтом, обеспечивающим становление будущего поколения, определяет его культурно-духовные ориентиры, является агентом первичной социализации. Наиболее важной социальной функцией семьи является задача воспроизводства общества, а значит задача рождения, воспитания, обеспечения молодого поколения. Часть этих норм отражена в Семейном кодексе РФ 1995 г. Статья 63 главы 12 СК РФ указывает: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Реализация данной задачи семьи выражается через социально-психологический феномен родительства, в частности материнства. Сегодня одной из ключевых проблем, является проблема девиантного материнства. Об этом свидетельствуют средства массовой информации и статистические показатели. В 2019 году было зарегистрировано 1,5 млн родов и 1,6 млн абортов. 20% абортов делаются несовершеннолетними, так же в перинатальных центрах было оставлено матерями около 3 тысяч малышей. При этом число оставленных матерями детей снизилось на 22% по сравнению с прошлыми годами.

Так же, по данным исследования в рамках проекта «Мониторинг правоприменения», эксперты изучили практику применения статьи 156 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, включая жестокое обращение с ребенком. В 76% случаев за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ осуждаются матери. Делая вывод из выше сказанного, можно сказать, что тема детско-родительский отношений, материнской девиации и депривации очень важна и ей следует уделять больше внимания, как на муниципальном, так и на государственном уровне.

В настоящее время в социальной профилактике всех форм девиации и пред девиации материнской сферы используют ряд подходов. При информационном подходе посредством рекламы распространяется информация о средствах контрацепции, о телефонах доверия и о службах помощи женщине, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В медицинских учреждениях имеется большое количество стендов и плакатов, посвящённых теме аборта и здоровья будущей матери. В женских консультациях ведётся работа по информированию об особенностях эмоционального состояния беременной женщины, о послеродовой депрессии и ее профилактике. Социально-профилактический подход реализуется через социальную политику государства и через мероприятия, проводимые медицинскими учреждениями, общественными организациями и социальными службами. Так, на сегодняшний день можно выделить такие меры социальной политики по профилактике девиантного материнства, как федеральная программа по выдаче государственного сертификата на материнский капитал; различного рода пособия (единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет) [7]. Важная роль в социально-профилактическом подходе отводится кабинетам медико-социальной помощи. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N389 ОТ 1.06.07 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях», является основной функцией кабинета медико-социальной помощи.

Также при ненадлежащем исполнении своих обязанностей по отношению к ребёнку с матерью может проводиться педагогическая работа по формированию ответственного материнства. Так как политика государства в России направлена на поддержание семьи, материнства, отцовства и детства, то такой подход как применение санкций стараются использовать редко и в основном на третичном уровне профилактики, когда мать уже совершила девиантный поступок по отношению к своему ребенку. Мерами наказания может служить вынесение матери предупреждения и постановка семьи на учет с последующими периодическими проверками. В этом случае матери выдают предписание, где указывается, каким образом она должна изменить себя, свою жизнь и свое отношение к ребенку. Также для предупреждения более серьёзных и трудно исправимых ситуаций могут временно изъять ребёнка из семьи, наложить административный штраф, назначить исправительные и обязательные работы, ограничить мать в родительских прав.

Реализацией вышеперечисленных моделей занимаются субъекты социальной профилактики отклоняющегося поведения матери. К ним относятся государственные и региональные органы власти, учреждения социального обслуживания, медицинские и образовательные учреждения, правоохранительные органы, общественные организации, благотворительные фонды, представители средств массовой информации, а также должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению социальных отклонений. У каждого из представленных субъектов профилактики есть свои специфические функции. И только при их совместной деятельности высока вероятность того, что произойдёт снижение числа проявлений девиантного материнства.

Являясь требованием времени, инновационные технологии социальной работы активно входят в жизнь общества, используя в решении проблем семьи все самое ценное и необходимое из достигнутого теорией и практикой. Инновационные социальные технологии — это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Одними из инновационных технологий социальной работы с семьей являются технологии, направленные на возрождение и укрепление семейных традиций, формирование семейных ценностей. Например, организация спортивных семейных фестивалей и состязаний; освещение в СМИ материалов об успешных многодетных, приемных семьях; проведение региональных и городских праздников, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защите детей; чествование многодетных семей, супругов, отмечающих золотые и бриллиантовые свадьбы, а также молодых пар во время бракосочетания; реализация медико-социально-педагогических проектов типа «Школа молодых родителей», «Школа счастливой семьи»; проведение в некоторых субъектах РФ конкурса молодых семей «Успешная семья» и др.

Таким образом, вышеозначенные инновационные технологии социальной работы с семьей, реализуемые в разных регионах РФ, способствуют сохранению и укреплению семьи, увеличению численности успешных семей и уменьшению числа детей, поступающих на попечение государства, оказанию более эффективной социальной помощи и поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Дальнейшее развитие инновационных технологий социальной работы с семьей напрямую зависит от выполнения таких условий, как:

1) концептуальное обоснование инноваций на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях и уровне отдельной семьи;

2) их научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение;

3) совершенствование процесса управления межсекторной и межуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества, разграничение обязательств и функций государственных и негосударственных институтов социальной поддержки;

4) децентрализация социальной работы, то есть перенос основного объема мероприятий, в ходе которых используются инновационные технологии социальной работы с семьей, на муниципальный уровень, по месту жительства семей;

5) приоритет превентивных технологий;

6) подготовка, переподготовка, повышение квалификации специальных кадров судей, социальных работников, педагогов, психологов, медицинских работников, специализирующихся на технологиях социальной работы с семь ей;

7) содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических служб, использующих в своей работе технологии социальной работы с семьей;

8) качественное разнообразие применяемых технологий социальной работы с семьей;

9) адаптация зарубежных подобных технологий с учетом политических, социально-экономических, социокультурных, национальных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов, в частности;

10) поддержка добровольческих инициатив;

11) поощрение развития само- и взаимопомощи;

12) создание единого информационного поля, освещающего деятельность государственных и общественных органов по пропаганде передовых инновационных технологий социальной работы с семьей и т. д.

Проблему девиантного материнства, к сожалению, нельзя решить только психологическими средствами. Нужна системная политика государства, реализация социальных программ. Необходимы социально-кризисные центры для женщин с детьми, где они получали бы необходимую медицинскую, психологическую и социальную поддержку. Так как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних направлены, прежде всего, на защиту ребенка, но не в силах решить проблему семьи, куда этому ребенку рано или поздно придется вернуться.

Таким образом, формирование здорового отношения к материнству и адекватного материнского поведения представляет собой сложную комплексную задачу, требующую совместных усилий специалистов и общества.

Список использованных источников

Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова  Т.Ю. Эмоционально смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 46-64.

Девиантология родительства : сборник научных трудов /ФГБНУ «ИИДСВ РАО»; отв. ред. Е.В. Куканова. - М.: ИИУ МГОУ, 2016 – 212 с.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.10: Гендер.Семья.Брак./ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-М.: ИНФРА-М,2006.-1094 C.

Добряков, И.В. Перинатальная психология/ И. В. Добряков.– СПб .: Питер, 2010. – 272 с.

Филиппова Г. Г.Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации/ Холостова Е.И., Климантова Г.И., - 4-е изд. - М.: Дашков И.К., 2018. - 752 с.

Просмотров работы: 244