Физкультурно-спортивная деятельность университета, как средство адаптации студентов к учебе в ВУЗе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Физкультурно-спортивная деятельность университета, как средство адаптации студентов к учебе в ВУЗе

Вашукова А.А. 1, Замараева М.П. 1
1Северный (арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: изучить свойства физкультурно-спортивной деятельности университета, как средство адаптации студентов к учебе в вузе.

Задачи работы:

Дать определение адаптации.

Рассмотреть задачи физкультурно-спортивной деятельности со стороны педагогики.

Рассмотреть цели адаптации.

Адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды, формирует новые способы поведения по преодолению имеющихся трудностей для успешной деятельности без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой. Начало обучения в ВУЗе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни человека. Поступление в университет для многих эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация к обучению, зависит работоспособность студента в последующие годы обучения. При поступлении на человека влияет комплекс факторов: новый коллектив, новые педагоги, новые требования, изменение режима, для некоторых студентов — переезд от родителей и новые обязанности.

В педагогике физическая культура рассматривается, как одно из средств решения проблемы адаптации студентов. Важно отметить, что в процессе физкультурной деятельности студент вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям. Адаптация в сфере физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к новым требованиям в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые для успехов в дальнейшей учебной деятельности. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между успехами студентов в физической культуре и его социальным статусом, так как при хороших показателях он приобретает авторитет. Физкультурная деятельность включает студентов во множество социальных отношений, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в среде учебного заведения. Положительная роль в процессе адаптации студентов к обучению в вузе заключается в том, что они не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и активизируют процесс социально-психологической адаптации, путем включения студентов в коллективную деятельность (игровые технологии, используемые на занятиях по физической культуре; секционные занятия, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивные праздники), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень активности и работоспособности в учебной деятельности.

Цели адаптации: создании благоприятных условий для самореализации личности учащегося, приспосабливая его к новым и меняющимся требованиям; создание модели саморазвивающейся системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление образовательной системы к подростку, а подростка к требованиям системы и входит в понятие «адаптация».

К основным показателям, определяющим уровень личностного развития учащегося в условиях адаптации, можно отнести:

социальная направленность;

адекватность самооценки;

уровень физического развития и физической подготовленности;

наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах;

соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) выбранному направлению обучения, психологической совместимости с преподавателями, и, в частности, с преподавателями кафедры физического воспитания, а также со своей студенческой группой.

Адаптация первокурсников — сложный многофакторный процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему поведения, потребности, интересы, психологию студенчества, духовный мир. Это активное творческое приспособление первокурсников к условиям высшей школы. Происходящие изменения личности студента связаны с преодолением трудностей, в том числе отсутствие навыков саморегулирования. Первокурсники имеют относительно низкий уровень психологической, практической готовности к специфике обучения, что приводит к излишнему нервному перенапряжению, беспокойству, тревоге, психической усталости, ослаблению мышления, памяти. Функции физического воспитания в высшей школе многогранны и оказывают существенное влияние на сферу воспитания, учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность студентов. Его влияние проявляется в формировании эстетических вкусов, духовной культуры, норм и принципов здорового образа жизни. Физическое воспитание обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, оказывает положительное влияние на качество учебного труда, работоспособность, способствует повышению эффективности процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе.

Существует также проблема, связанная со слабой мотивацией к занятиям физической культурой в вузе. Хотя, большинство студентов положительно относятся к этим занятиям, и не отрицает необходимость занятий физической культурой с целью укрепления здоровья, снятия нервного напряжения, коррекции фигуры, тем не менее, не мало тех, кто проявляет элементы пассивности ситуационного характера: не хватает времени, лень. Кроме того, многие посещают занятия физической культурой только для того, чтобы получить зачет и избежать административного наказания. Такое отношение- следствие недопонимания студентами задач и целей физического воспитания. Важно понять, что целью занятий физической культурой в вузе является не только повышение уровня физической подготовки и физического развития, но и получение максимального объема информации о средствах и методах физической культуры, о том, как их можно использовать в качестве алгоритмов для индивидуальных занятий. Другими словами, важно дать возможность студентам получить социально значимую информацию и научить их использовать ее в соответствии со своими потребностями и интересами в области физической культуры и спорта.

Перед преподавателями физической культуры стоит важная педагогическая проблема — определить средства и методы использование разнообразных физических упражнений и систему мероприятий оздоровительного характера в учебное и внеучебное время, с помощью которой можно обеспечить оптимальные условия выполнения студентами своих учебных обязанностей, а также достижение физического совершенства.

Необходимость исследования адаптации студентов определяется требованиями общества и связано с организацией интенсивного поиска новых способов воздействия на «взросление» и становление молодых людей. При этом можно выделить важность изучения нескольких образующих такого взросления через новые формы проведения физической культуры:

Раскрытие возможных предпосылок становления человека, как личности через занятия физической культурой;

Определение характера и особенностей воздействия внешней среды и системы физической культуры как условий личностного роста;

Анализ содержания процесса функционального развития личности как субъекта действия;

Выявление условий, специфики осуществления индивидуализации и социализации в современном мире средствами физической культуры.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства личности, которые позволяют ей развиваться не только в единстве с культурой общества, но и достигать единство знаний и творческого действия. Это в свою очередь обеспечивает социальную устойчивость личности, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психическую стабильность и комфорт. Развитие физических способностей студентов рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Физическая культура в вузе выполняет ряд социальных функций, среди которых можно отметить:

Интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодых людей в команды, клубы, организации, союзы для активной совместной физкультурно-спортивной деятельности;

Коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, сохранение и восстановление психического равновесия, организации содержательного досуга, отвлечение от курения, алкоголя, наркомании, приобщение к здоровому образу жизни;

Социализацию, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социального и культурного опыта, а также формирование социально ценных качеств.

Список литературы:

1. Стамова Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 15-17.

2. Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99-108.

3. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.

4. Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.

5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.

Просмотров работы: 18