Введение. Российское государство, как и большинство стран мира, вовлечено в той или иной степени в миграционные процессы. В целом, миграция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на социально-экономическое и политическое развитие государства: она способствует интеграции международного сообщества, культурному сближению народов, развитию производительных сил, снижению численности населения, сокращению населения трудоспособного возраста, но вместе с тем не позволяет обеспечить защиту прав самих мигрантов.
Миграция – это третий главный фактор демографической динамики, характеризующий способ приспособления человека к изменяющимся условиям. Также миграцией можно назвать движение людей через границы страны или её территориальных подразделений с переменой местожительства навсегда, или на более или менее длительное время [1, с. 29].
Законодательство России гарантирует человеку свободу передвижения, выбор места пребывания, беспрекословное перемещение за пределы государства и возможность беспрепятственного возвращения в соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации. Для того, чтобы государство делало правильный выбор инструментов политики государства, влияя на различные аспекты экономического развития страны и поддержания ее стабильности, необходимо иметь достоверную информацию об объемах миграции и миграционных процессах в стране.
Множество событий, которые составляют статистически значимую совокупность и которые влекут за собой смену места жительства, называются миграционными процессами. Для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс выступает как двоякое движение – как поток выбытий и как поток прибытий, то есть происходит взаимодействие двух противоположно направленных, относительно однородных серий событий.
Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств – участников Содружества Независимых Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации [2, с. 6].
По оценке Росстата, объем общей миграции составил спад числа прибывшего населения в период с 2019 по 2020 гг. с 96,7% до 83,9% и спад числа выбывшего населения Российской Федерации с 93,3% в 2019 году до 83,9% в 2020 году соответственно [3]. Статистические данные доказывают, что пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения оказали непосредственное влияние на миграционные процессы в России.
Падение прибытий в Россию международных мигрантов пришелся на начало 2019 года, когда показатель предсказуемо резко снизился, но не упал до нуля, что, видимо, объясняется отложенными случаями регистрации прибывших ранее мигрантов или иными особенностями статистики. Выбытия из России, напротив, увеличились, так как подавляющая часть международных мигрантов, прибывающих в Россию, получают регистрацию по месту пребывания и автоматически считаются выбывшими в обратном направлении по мере окончания ее срока [4, с. 17].
Эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, а также от практического применения миграционного законодательства Российской Федерации, результативности мер противодействия коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении государственных услуг в сфере миграции, степени информированности иностранных и российских граждан о требованиях законодательства Российской Федерации и мерах ответственности за их нарушение.
Для повышения эффективности административных процедур в сфере миграции, а также для профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, применения мер административного воздействия в этой сфере все большее значение приобретает использование современных цифровых технологий и информационно-технических средств.
Несмотря на то, что проблемы миграции населения существуют во всех государствах, возможности их регулирования, не нарушая гражданских и политических прав граждан, являются одной из основных и сложнейших задач государства.
Принимаемые в настоящее время меры по построению правового государства и напрямую затрагивающие административно-правовые взаимоотношения граждан и государственных органов, осуществляющих управленческие функции, должны быть настолько сбалансированы, чтобы, не ущемляя прав граждан, государство могло реально влиять на миграционные процессы и преодолевать негативные последствия имеющей место неконтролируемой миграции.
Список используемых источников:
Указ Президента Российской Федерации «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» от 31 октября 2018 года№622/, 31.10.2018, «Собрание законодательства Российской Федерации», 05.11.2018, N 45, ст. 6917 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
Белозерова, А. В. Демография и статистика населения: шпаргалка : учебное пособие / А. В. Белозерова, Г. Шерстнева ; Научная книга. – 2-е изд. – Саратов : Научная книга, 2020. – 48 с.
Оценка численности постоянного населения на 1 января 2021 г. и в среднем за 2020 г. // rosstat.gov.ru. – 2021. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 12.12.2021).
Флоринская, Ю.Ф. Миграция в Россию: самый низкий уровень за десятилетие / Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В. // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. – 2020. – № 30(132). – С. 16-20.