Актуальное требование современной жизни к подрастающему поколению это ответственное отношение к своему здоровью, умения его сохранять и укреплять. Здоровье это важный ресурс, позволяющий молодому человеку успешно социализироваться в обществе, поэтому становится необходимым формирование здоровьеориентированного ответственного поведения детей, подростков, молодежи.
Социальная ситуация развития личности студента представляет собой переход к самостоятельной и ответственной взрослости, основным компонентом которой становится социально ответственное поведение, которое необходимо формировать, создавая условия для систематической репродукции рассматриваемого качества [2]. Подчеркивая, роль актуального понимания молодым человеком важности здорового образа жизни, навыков здоровьесбережения необходимо говорить об ответственном поведении студенческой молодежи к сфере здоровья, что находит отражение в современных нормативных документах регламентирующих воспитание и образование.
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, указывается, что ее реализация обеспечит устойчивый рост числа молодых людей, в том числе «обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием».
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам направления «Педагогическое образование» в вузе создаются условия для формирования у студентов универсальной компетенции самоорганизации и саморазвития (в том числе здоровьесбережения).
Профессиональный стандарт педагога предполагает, что будущий педагог будет способен формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Как видим все приведенные примеры, указывают на необходимость организации работы по развитию здоровьеориентированного ответственного поведения студентов будущих педагогов.
Проанализировав имеющиеся научные исследования в области интересующей нас проблемы формирования здоровьеориентированного ответственного поведения студентов мы выяснили, что имеются большое количество исследований рассматривающих смежные вопросы так:
- близкие понятия («здоровьесберегающее поведение», «самосохранительное поведение», «саногенное поведение») определены в социальной психологии здоровья (И. Н. Гурвич, Г. С. Никифоров, М. Д. Петраш, Н.Д. Творогов и др.);
- категория социальной ответственности студентов широко представлена в работах ученых: К.А. Абульханова-Славская, Л.А.Барановская, Л.И. Дементий, О.В. Донева, Е.В. Селезнёва и др..
Несмотря на имеющиеся научные работы и методические разработки, нами определены теоретические и эмпирические проблемы, которые мы сможем определить в своем исследовании:
- требует уточнения понятие «здоровьеориентированное ответственное поведение студентов»;
- недостаточно представлено его содержание и компоненты;
- не конкретизированы критерии и показатели оценки здоровьеориентированного ответственного поведения студентов будущих педагогов;
- отсутствует комплексная программа психолого-педагогического сопровождения здоровьеориентированного ответственного поведения студентов.
Список литературы:
1. Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. Формирование социально ответственного поведения студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 5. – С. 124-128