Аннотация: В статье рассматриваются основные трудности адаптации студентов к учебному процессу в вузе. С целью выявления основных трудностей адаптационного процесса проведен анкетный опрос студентов Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова. Физическая культура рассматривается как необходимое условие мотивационных и поведенческих установок для процесса социальной адаптации студентов. Средства физической культуры позволяют ускорить процесс адаптации студентов к новой социальной среде.
Ключевые слова: адаптация, процесс обучения, учебная деятельность, студенты, физическая культура
Введение: Важной задачей для каждого студента является адаптация к процессу обучения. Но на пути к приспособлению к новым условиям учебной деятельности могут возникнуть сложности. Студенты первого курса осуществляют важный переход со школьной или же иной ступени обучения в учебную деятельность среднего или высшего профессионального образования.
Проблема адаптации человека является одним из исследовательских интересов многих наук. В научной литературе термин «адаптация» рассматривается как приспособление организма к изменяющимся условиям внешнего мира. Данное понятие включает в себя 3 составляющих:
1. Физическая адаптация – постепенное привыкание человеческого организма к меняющимся условиям существования, а также повышение устойчивости к жаре, холоду, недостатку кислорода и т.д.
2. Социальная адаптация – приспособление человека к условиям социальной среды, определяющий эволюцию его взаимодействия с другими членами общества. Проблема социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательным условиям вуза является одной из наиболее важных и значимых, так как от результатов приспособления студентов на первом этапе обучения напрямую зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Поступление в высшее учебное заведение абсолютно для каждого студента является новым жизненным этапом, провоцирующим осознание самого себя, проявление самостоятельности и инициативы, лидерских качеств, формирование ценностного отношения не только к обучению, но и будущей профессиональной деятельности [8].
3. Психологическая адаптация – процесс психологической подстройки индивида под социальные нормы и правила, включение в различные социальные отношения и исполнение соответствующих ролевых функций. Психологический аспект адаптации студентов к образовательной среде вуза направлен на их приспособление к студенческой среде в соответствии с собственными потребностями, мотивами, целями и интересами посредством усвоения определенных норм и ценностей. Каждый студент без исключения проходит процесс психологической адаптации [8].
Проблема создания благоприятного социально-психологического климата важна и актуальна, т.к. именно он создает условия для развития и формирования личности в группе [6]. Неблагоприятная адаптационная среда также может послужить образованию негативных последствий для организма: стресс, подавленное состояние, тревожные ощущения или же, например, депрессия. По данным исследования, около 70% обучающихся страдают функциональными и соматическими заболеваниями [1; 3].
Для всех первокурсников процесс адаптации к условиям обучения в вузе связан с определенными трудностями. Однако степень восприятия ими этих трудностей различается. Молодые люди по-разному приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни.
Цель исследования: выявление особенностей адаптации студентов к процессу обучения в вузе, определение основных трудностей адаптации.
Методы исследования: проведен анкетный опрос, в качестве испытуемых были выбраны студенты 1-2 курсов (120 человек), обучающихся в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М. В. Ломоносова. Анализ вопросов, направленных на выявление принятия социальной роли «студент» 98 респондентов указали, что их «удовлетворяет» студенческая жизнь, 90 опрошенных ответили, что чувствуют себя комфортно в новой обстановке, а 83 студента хорошо осведомлены о своей специальности и сделали свой профессиональный выбор осознанно. По результатам анализа ответов на вопросы о межличностных отношениях в группе, 85 студентов отметили хорошие отношения с одногруппниками, остальные трудно идут на контакт с коллективом, испытывают дискомфорт в общении с однокурсниками, испытывают барьеры в общении, недоверие. Наибольшую трудность у опрошенных студентов вызвал сам процесс обучения, связанный с затруднениями приспособления к вузовской системе обучения, организационным нормам и правилам, поскольку школьная программа отличается от вузовской формами обучения и методами преподавания.
Возможно, это вызвано отсутствием у первокурсников навыков самостоятельной учебной работы, неумением конспектировать лекции, работать с учебниками, получать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема. Также некоторые респонденты испытывают дискомфорт в установлении контакта с некоторыми педагогами. Совмещение учебы с работой также неблагоприятно сказывается на успешной адаптации к учебному процессу.
Проанализировав ответы на опрос, было выявлено, что выстраивание взаимосвязи между самой группой и составом преподавателей наиболее важно для продуктивной работы студентов. Таким образом, процесс адаптации к условиям высшего профессионального образования заключается в преодолении трудностей различного характера, таких как неумение рационально организовать свою учебную деятельность, недостаточная сформированность навыков самостоятельной работы с источниками информации, нерациональное использование своего рабочего и свободного времени. Затруднения в процессе адаптации также вызваны отсутствием навыков общения и взаимодействия с однокурсниками и преподавателями.
В одном из исследований были выявлены условия, наличие которых способствует успешной социальной адаптации студентов. К этим условиям студенты отнесли: сложившиеся отношения в группе (22, 3%); участие в конкурсах, творческих мероприятиях и подготовку к ним (17, 5%), участие в факультетских и университетских соревнованиях (15, 7%); занятия физическими упражнениями и спортом (15, 9%); учебно-воспитательную работу деканата, кураторов (14,3%). Одним из путей, обеспечивающих эффективную адаптацию студентов в социуме, является организация учебно-воспитательной работы средствами физической культуры, использования широкого спектра ее социальных функций. Поэтому формирование социальной активности личности средствами физической культуры может способствовать безболезненному вхождению студентов в социокультурную среду [5].
Важная роль занятий физической культурой в процессе адаптации студентов к обучению в вузе заключается не только в положительном воздействии на физиологическую составляющую адаптации (функциональную и физическую подготовленность), но и в активизации процесса социально-психологической адаптации путем включения студентов в коллективную деятельность.
Основными средствами, способствующими развитию свойств личности студентов и позволяющих успешно адаптироваться в условиях новой вузовской среды, являются игры. Полученный игровой опыт взаимодействия и развитие лидерских качеств находит свое отражение в реальных жизненных условиях социальной среды. Игровые взаимодействия, осуществляемые на занятии, способствуют формированию личности и переносу действий и отношений из моделируемых ситуаций в различные виды деятельности (социальную, учебную, трудовую и т.д.) [5].
Игровые технологии, используемые на занятиях по физической культуре, секционные занятия, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала. Так, для привлечения студентов к массовым систематическим занятиям физической культурой и спортом в САФУ проводится «Спартакиада» — традиционные соревнования САФУ среди сильнейших спортсменов учебных подразделений университета. Командные виды спорта способствуют развитию коммуникативных качеств. С их помощью человек учится работать в коллективе, достигать общих целей, а не только личных. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Спорт учит держать удар, правильно переживать не только победы, но и поражения. Вырабатывается важное умение анализировать причины неудач, делать работу над ошибками, преодолевать страх провала. И в итоге – побеждать. Это закладывает фундамент уверенности в себе.
Физические нагрузки позволяют сохранять необходимый баланс нейротрансмиттеров в головном мозге: повышают уровень нейротрансмиттеров (там, где наблюдается их недостаток), а там, где нейротрансмиттеров слишком много происходит понижение их уровня. Это обеспечивает способность к эмоциональному самоконтролю, наличию мотивации и концентрации, а также влияет на такие физиологические факторы как сон, вес и питание [2].
В ходе многочисленных исследований установлено, что физические нагрузки положительно влияют на когнитивные функции головного мозга человека. Стоит отметить, что для достижения оптимального эффекта на когнитивные способности необходимо заниматься на протяжении 4 месяцев по 30 минут 2-3 раза в неделю. Однако эффект от упражнений уходит сразу после прекращения занятий, поэтому физические нагрузки должны являться регулярными [4]. Студенты, стремясь к психологическому благополучию, не проводят параллели с благополучием физическим. Для обретения психологического благополучия необходимо включить регулярную двигательную активность в «рацион» своего дня. Ежедневное регулярное выполнение физических нагрузок может снижать уровень тревожности, а также предотвращать развитие хронического состояния тревоги [7].
Ответственная психолого-педагогическая задача современной вузовской системы образования — формировать студента как субъекта учебной деятельности. Бесспорно, что обучение студентов-первокурсников сегодня происходит в условиях внедрения инновационных образовательных технологий. Это требует от студентов с первых дней занятий высокой активизации психофизиологических процессов, которые часто вызывают психоэмоциональное напряжение, вследствие чего снижаются самосберегающие резервы психики и общего здоровья [5].
Список литературы:
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М., 1982. – 222 с.
Андросенко, В. В. Влияние физической активности на когнитивные функции мозга / В. В. Андросенко, Е. С. Солодилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 270-271. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42416494& (дата обращения: 25.12.2021).
Крупская С. Г., Олифер Л. Д., Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов / / Здравоохранение Российской Федерации. 1993. №5. С. 16-18.
Курочкина Д.К., Блохина Н.В. Влияние физических нагрузок на когнитивные способности человека // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026710 (дата обращения: 09.01.2022).
Левченко Е. С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Левченко Евгений Сергеевич; [Место защиты: Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма]. - Москва, 2007. - 22 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-vuza-sredstvami-fizicheskoi-kultury
Русанова, Ю. Л. Методика оценки социально-психологического климата студенческой группы / Ю. Л. Русанова, О. Н. Шахматова, O. A. Рудей // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: тезисы докладов Российской научно-практической конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании, 24-28 ноября 1997 г., г. Екатеринбург. В 3 ч. Ч. 1 / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1997. - С. 99-101.
Рычкова С.А., Блохина Н.В. Актуальность использования физических упражнений для профилактики стресса и депрессии у студентов. // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026717(дата обращения: 09.01.2022).
Телина И. А., Лосева А. А. Социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-adaptatsii-studentov-k-obrazovatelnym-usloviyam-vuza (дата обращения: 28.12.2021).