КАРТИННЫЙ ПЛАН КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

КАРТИННЫЙ ПЛАН КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ

Макарова О.В. 1, Салычина И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с требованиями ФГОС НОО (2009 г) начальный уровень образования нацелен на становление у обучающихся целого ряда личностных характеристик. Среди них «овладение основами умения учится, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом». Для обобщенного отражения этих результатов принято употреблять термин «учебная успешность». Вслед за Б. Г. Ананьевым «учебную успешность» рассматриваем как комплекс компонентов, которыми обусловлено достижение обучающимися поставленных целей: темп выполнения работы, индивидуальный стиль учебной работы (усвоение), степень прилежания и усилий, напряженность ученика [1]. Отметим, что возрастной особенностью младшего школьника является острая необходимость в осознании собственной успешности.

В рамках данной публикации рассмотрим одно из средств поддержки успешности младшего школьника в освоении технико-технологического содержания и компонентов учебной деятельности являются - картинный план. На уроках технологии при выполнении учебного задания предполагается, что школьник учится самостоятельно добывать информацию об учебном изделии – его назначении, конструкции, актуальных приёмах и технологии выполнения. Учитывая наглядно-образный тип мышления младшего школьника, считаем, что наилучшим способом поддержки его самостоятельности и успешности можно считать визуально воспринимаемый материал [2]. В учебниках «Технология» это рисунки, схемы, планы, чертежи.

В рамках темы исследования нас в большей мере интересует картинный план как дидактический элемент учебников и урока технологии.

В ходе анализа научной и методической литературы (Рамзаева Т. Г., Львов М. Р., Ожегов С. И., Кузнецов П. С. И др.) нами выявлено, что однозначно понимаемое определение понятия «картинный план» до сих пор отсутствует. В нашей работе он условно рассматривается как средство обучения, представляющее собой наглядную форму фиксации хода и промежуточных результатов изготовления учебного изделия.

Картинный план включает в себя содержание, логику и этапы выполнения изделия. Под содержанием картинного плана мы понимаем комплекстехнико-технологических знаний и умений, приобретение которых происходит в ходе рассматривания и осмысления фотографий, технических рисунков, чертежей и выполнения учебного изделия. Структурными единицами картинного плана логично считать иллюстрации, фотографии, рисунки, на которых демонстрируется последовательность выполнения учебного изделия. Логика картинного плана кроется в развертывании каждой операции или приёма. Вдумчивая работа с каждым пунктом картинного плана даёт младшему школьнику возможность визуально воспринять каждое действие, понять последовательность изготовления, обратить внимание на важные особенности – «секреты мастерства», чтобы затем организовывать ход собственной деятельности, работать в своём темпе и в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия, мышления и скорости практико-технологических действий (как внутренних, так и внешних), осуществлять самоконтроль и самооценку результатов. Мы убеждены, что всё перечисленное способствует успешности младшего школьника в учебной деятельности на уроках технологии.

Вместе с тем, проведённый нами в ходе учебной и производственной педагогических практик анализ учебных изделий и сформированности у учащихся практико-технологических умений позволил выявить их невысокое качество.

Возникает противоречие: ученики на уроках технологии используют учебники, в которых содержится весь необходимый материал, позволяющий ученику быть успешным, однако результат учебной деятельности оставляет желать лучшего. Для устранения данного противоречия нами была исследована проблема взаимосвязи картинного плана с успешностью младшего школьника и осуществлён поиск причин, снижающих её.

В начале исследования нас интересовала частотность появления картинных планов в содержании учебников «Технология» различных образовательных систем (ОС) для первого года обучения. Количественно в учебниках для 1 класса для 33 уроков технологии авторы Е.А. Лутцева и Т.П. Зуева (ОС «Школа России») предложили 25 картинных планов, авторы Т.М. Рагозина и А.А. Гринёва (ОС «Перспективная начальная школа») – 23, авторы Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др. (ОС «Перспектива») – 27  [3, 4, 5]. Полученные данные позволяют утверждать, что картинный план – обязательная структурная единица учебника.

Далее следовал анализ качества графики картинных планов. Установлено следующее. 33 % картинных планов (то есть 25 дидактических единиц - ДЕ) представлено реалистичными рисунками, 44 % (33 ДЕ) фотографиями действий и операций, 23 % (17 ДЕ) – символьными или техническими изображениями. Качество графики картинных планов во всех учебниках находится на достаточном для восприятия информации уровне: иллюстрации крупные, детальные, типографского двоения рисунков нет. Стоит отметить цветовое решение оформления картинных планов. Выбранные авторами цвета и оттенки не являются резкими для восприятия, не оттягивают внимание на себя. Отметим также отсутствие цветовой деформации при демонстрации лицевой и изнаночной стороны листа того материала, из которого изготавливается изделие. Это значит, что лицевая и изнаночная сторона учеником определятся достаточно легко. Все представленные картинные планы читаются слева направо и сверху вниз.

Важным для устранения противоречия было и исследование качества и количества сопроводительных методических материалов учебников. К ним мы отнесли основные и вспомогательные тексты, ремарки, отдельные пояснения, графические указания. Количественная обработка материалов позволила отметить наличие текстового сопровождения у 97% (73 ДЕ) картинных планов. В учебниках авт. Т. М. Рагозина, А. А. Гринева вербальное сопровождение картинных планов представляет собой краткие пояснения к иллюстрациям. Маленькие тексты соотнесены с иллюстрациями этапов. В учебниках авт. Е. А. Лутцева и Т. П. Зуева план обозначен как рубрика «Порядок работы». Вербальное сопровождение, как правило, сгруппировано в небольшой нумерованный текст, который представлен весьма лаконично, например, к уроку на тему «Пластилин»: «1. Отдели часть от бруска. 2. Изготовь лепёшку. 3. Вырежи форму...» (стр. 27). Пояснение по объёму занимает половину страницы. Аналогично представлено текстовое пояснение к иллюстрациям плана в учебнике технологии авт. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова и др. Однако к ряду уроков – «Приёмы работы с пластилином» (стр. 20), «Такие разные дома» (стр. 54), «Свет в доме» (стр. 61), «Нитки (стр. 72-73) сопроводительный текст занимает по две трети страницы. Это, на наш взгляд, превышает читательские возможности первоклассника, поскольку смысловое чтение у них развито пока слабо, в противовес хорошо функционирующему процессу зрительного восприятия информации. В то же время к концу учебного года для работ с конструктором (стр. 86–87) план дан без дополнительных пояснений. Задаёмся вопросом о рациональности комплектования учебного материала. В целом, нами подмечено, что во всех учебниках для первого класса картинный план – это реалистичные подробные и крупные рисунки и фотографии.

В целях избегания пропуска «тонкой» операции Е. А. Лутцева и Т. П. Зуеваиспользуют эффект лупы. Данный способ служит для целенаправленного управления восприятием учащихся и донесения «секрета» изготовления отдельной операции.

В целом, исследование учебников для первого класса различных образовательных систем позволяет нам сделать вывод о том, что картинные планы являются основной детерминантой поддержки успешности младших школьников на уроке технологии, поскольку учитывают их психологические и возрастные особенности. Качество и содержание картинных планов обеспечивает учеников всем необходимым, чтобы успешно справиться с изготовлением учебного изделия.

Второй этап нашего исследования касался выявления причин снижения успешности ученика в изготовлении учебного изделия посредством использования картинного плана (без методической поддержки учителя). В данной части исследования принимали участие учащиеся 3 классов. Удалось выяснить, что независимо от года обучения, ученики не обращают внимания на технологические особенности и «секреты мастерства», представленные на кадрах картинного плана. При выполнении не следят за точностью выполнения отдельных действий и операций, иногда неверно или с грубыми ошибками применяют технологические приёмы.  Проведённая нами диагностика умения пользоваться картинным планом, показала, что 78 % младших школьников не умеют пользоваться картинным планом для достижения учебных целей – не умеют считывать информацию и не в силах её интерпретировать в действия и самостоятельно сделать добротное учебное изделие, объективно оценив его качество.

Третий этап нашего исследования был посвящен анализу проблем и затруднений методического характера. В ходе анализа конспектов, технологических карт, наблюдения «живых уроков» и видеоуроков сети интернет (более 30 пакетов материалов) было установлено следующее. 9 из 10 учителей игнорируют обучающие возможности картинного плана. Это выражается в том, что учителя стараются контролировать каждый этап и каждое действие учеников. Налицо применение репродуктивного метода обучения: «Делай, как показываю я!». Считаем, что такой способ обучения резко снижает активность познавательной деятельности ученика, ограничивает его самостоятельность в усвоении материала и выполнении изделия, отрицательно влияет как на умственный, так и на материальный результаты обучения. Вывод: если учитель не нацеливает учеников на внимательное рассматривание каждой иллюстрации и каждого условного обозначения на ней, не обучает способам считывания, то и ученик не фиксирует в сознании значимую информацию, не трансформирует её в правильные действия, не следит за качеством усвоения материала и выполняемого изделия, чем и обусловливается снижение успешности ученика.

Резюмируем. Картинный план является значимой дидактической единицей учебников и уроков технологии. В нём фокусируется учебное технико-технологическое содержание данного предмета начальной школы. Картинный план обладает рядом возможностей, детерминирующих успешность младшего школьника – это визуальность информации, привлекательность, равно распределённая этапность, фиксация начального и конечного результатов, вербальные пояснения, использование вспомогательных инструментов. Но фактическая успешность младшего школьника в усвоении технико-технологических знаний и умений обусловлена умением ученика работать с картинным планом. Сами младшие школьники слабо владеют этим умением, поскольку в содержании учебников отсутствует методический аппарат, обучающий детей способам работы с картинным планом. Следовательно, эта работа является частью профессиональной деятельности учителя начальных классов. А её описание станет материалом нашей следующей статьи...

Список литературы

Психология педагогической оценки / Научные и учебные работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forpsy.ru/works/psihologiya-pedagogicheskoy-otsenki-g/ (дата обращения 17.12.2021) 

Сорокоумова Е. А., Саморукова Л. А. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-naglyadno-obraznogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov  (дата обращения 07.12.2021)

Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология 1 класс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znayka.cc/wp-content/uploads/2018/02/Tehnologiya.-1kl._Luttseva-Zueva_2017-96s.pdf (дата обращения 12.12.2021)

Технология. 1 класс – Рагозина Т. П., Гринева А. А. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://s.11klasov.net/index.php?do=download&id=7077 (дата обращения 12.12.2021)

Технология. 1 класс. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Перспектива [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znayka.cc/uchebniki/1-klass/tehnologiya-1-klass-rogovtseva-bogdanova-frejtag/(дата обращения 12.12.2021)

Просмотров работы: 53