«Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету» - Мураками Х.
Вопросами профессионального самоопределения занимались такие ученые, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.М. Иванова, Т.В. Кудрявцев, В.Ф. Сафин и др. [5]. Сам по себе процесс самоопределения сложен, ведь к выбору профессии нужно подходить серьезно, учитывая свои навыки, умения, желания и т.д. Правильный выбор на раннем этапе позволит быстрее добиться успехов в той или иной сфере деятельности. На сегодняшний день мы можем наблюдать такую картину - дети идут учиться по наставлению родителей, которые пытаются навязать им свои несбывшиеся мечты, их какие-то профессиональные убеждения и т.д., либо дети просто еще не определились чем хотят заниматься, какая профессия для них важна, но опять-таки вынуждены быстрее принять решение, тем самым оставляя на осмысление этого вопроса минимальное количество времени. Это чревато потерей интереса к учёбе, к самопознанию, к жизни. Поэтому нужно на раннем этапе подготавливать детей к принятию решения, помогать им найти свое призвание. Чем раньше придет осознание себя, своей принадлежности к какой-либо специальности, тем быстрее пройдет период адаптации, легче будут восприниматься новые знания и человек успешнее будет продвигаться по карьерной лестнице.
Основным условием самоопределения является способность обдумывать свои действия и принимать решения. Для этого важны такие качества как, умение делать выбор, обдумывать его последствия и самостоятельно принимать решения. Без этих умений ребенок не сможет подойти к вопросу выбора профессии индивидуально, прислушаться к себе и грамотно принять решение, сопоставив свои желания и умения.
Знакомство с профессиями происходит еще в раннем возрасте. Ребенок интересуется где работают его родители, какие помимо этого бывают профессии и т.д. В детском саду происходит базовое знакомство по самым актуальным и узнаваемым профессиям, дети уже тогда начинают задумываться и «примерять» на себя роли. [3]. Думаю, начиная с детского сада можно отдавать детей на всевозможные кружки и курсы, что поможет выявить его истинные желания и увлечения.
Психолог и философ И.С.Кон подразделяет профессиональное самоопределение на ряд этапов: первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли ; второй этап – фантазия, где подросток уже видит себя представителем той или иной привлекательной для него профессии; третий этап - пик выбора профессии, где разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов и умений; четвертый этап заключается в практическом принятии решения, сам выбор профессии. [1]. Каждый этап несет в себе большую роль и грамотное сопровождение при их прохождении поможет ребенку сделать правильный выбор.
Процесс самоопределения сложный и длительный. Не все сразу понимают куда им двигаться и чем заниматься. Поэтому возникает нужда в их педагогическом и психологическом сопровождении. [2]. Учебные заведения должны быть местом для проб в различных сферах деятельности, для всевозможных тренингов и тестов на профориентацию, для информирования о рынке труда, возможности обучения и т.д.
Существует масса мероприятий, направленных на профориентацию. В зависимости от количества участников мероприятия подразделяют на индивидуальные (с конкретным обучающимся), групповые (работа с группой) и массовые формы (работа с большим количеством обучающихся). По степени подачи информации формы профориентационной работы можно разделить на словесные (конференция, рассказ, беседа, лекция о профессиях), визуальные (демонстрация видео и кинофильмов, других средств наглядности, наблюдения за производственными процессами и трудом взрослых, использование таблиц, схем, стендов и т. д.) и практические (составление схем, изготовление макетов, выполнение определенной работы в мастерских и т.д.) По направлению помощи: обучающиеся, родители, учителя. По характеру помощи: информационные, диагностические, формирующие, корректирующие. По степени вовлеченности обучающихся в процесс: пассивные, активные и интерактивные. Пассивные формы - это формы взаимодействия обучающихся и учителя, когда учитель является основным действующим лицом, управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь между учителем и обучающимися при использовании пассивных форм осуществляется посредством опросов, тестов. (классные часы, оформление стендов и витрин о профессиях, беседы, лекции) Активные формы профориентации - это формы взаимодействия обучающихся и учителя, когда учащиеся являются не пассивными слушателями, а активными участниками мероприятия. (дискуссии, семинары, проекты и др.) Интерактивные формы профориентационной работы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности обучающихся в процессе проведения профориентационных мероприятий. (деловые, сюжетно - ролевые игры, кейсы, мастер- классы, профессиональные пробы) [6].
Ориентироваться на кадровый запрос общества важно, но прежде всего нужно учитывать интересы ребенка. И так как каждый человек по-своему уникален, у всех разные желания, мнения и потребности, прежде всего должны создаваться условия для самопознания и поддержки именно уникальности ученика, его индивидуальности, предоставление свободы выбора и условий для самоопределения.
Исследование Г.С. Шляхтина показало, что не все выпускники готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Это значит, что для таких людей нужно больше времени для принятия решения и процесс самоопределения может идти и во взрослом периоде жизни. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в выбранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. Ни в коем случае не должно быть давления со стороны взрослых, навязывания каких-либо идей, скорее наоборот должна проявляться поддержка в становлении личностного роста, социальной адаптации и принятия решения в выборе профессии.
Список литературы
https://topuch.ru/sekciya-psihologiya/index.html [Электронный ресурс]
https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6482/1/Ананичева%20Т.А._ПСХбз_1301.pdf [Электронный ресурс]
Бубнова В.А. Профориентация с детского сада / Профессиональное образование и рынок труда, 2016 [Текст]
Семина О.А., Клименко Н.С. Проблемы профессионального самоопределения молодежи / Сибирский педагогический журнал, 2010 [Текст]
Карамзина Н.В., Шушара Т.В. Профессиональное самоопределения: история вопроса / Гуманитарные науки, 2016 [Текст]
Бородуля Л.М. Организация профориентационной работы в школе / Профессиональная ориентация, 2017 [Текст]