ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОО КАК ФАКТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОО КАК ФАКТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бухарина О.В. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России (Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [5], Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [1], Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [2] и др.; с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей. Цифровые образовательные технологии – неотъемлемая часть современного образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании. Согласно представленным документам, к 2024 году в образовательных организациях России необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [4] предъявляет требования к развивающей среде, которая должна быть максимально насыщенной, что означает оснащение оборудованием и совмещение в едином развивающем пространстве традиционных игр, игрушек и иного дидактического оборудования, в том числе электронных образовательных ресурсов. Вместе с тем, Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) трактует о том, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста [3].

Современный детский сад должен обеспечивать условия для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, интересами и склонностями, способностями и творческим потенциалом посредством создания цифровой образовательной среды. В связи с этим, расширяя образовательное пространство, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Микки-Маус» города Сургут реализует инновационный проект «Использование инновационных технологий в образовательном процессе, обеспечивающих современную и безопасную цифровую образовательную среду в ДОУ». В 2021 году создана инновационная площадка «Вариативные модели интеграции естественно-научного и художественно-эстетического содержания образования» с целью организации качественного образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В век цифровых технологий дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий. Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение? Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является познавательно-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Представим детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандия». Такая цифровая лаборатория создана с учетом требований ФГОС ДО, состоит из восьми образовательно-игровых модулей, каждый из которых посвящен своему датчику. Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой которой, – мальчик Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям вместе с ним, дети знакомятся с приборами для измерения и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений. Наураша«переносит» детей в удивительную страну Наурандию, цифровую лабораторию, где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами [6].

При проведении познавательно-исследовательской деятельности с данными модулями педагог в игровой форме знакомит детей с различными природными и физическими явлениями и вводит в лексикон ребенка простейшие понятия, описывающие эти явления. Организация образовательного пространства МБДОУ № 27 «Микки-Маус» с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста: игровую, познавательную, творческую и экспериментирование с различными материалами. Преемственность всех ступеней образования на примере цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь дошкольника в мир физики, химии, биологии, с дальнейшей увлеченностью они продолжат изучение этих предметов в школе.

Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения – это совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения, использование ИКТ, постановка экологических инсценировок, исследовательская и трудовая деятельность. Практическая направленность занятий формирует способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности). Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, поскольку дети – прирожденные исследователи.

При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников целесообразны такие методы, как метод наблюдений, метод обучения поисковым процедурам, метод постановки проблемы, метод сравнения и аналогии, метод обсуждения, «мозговой штурм», проблемный диалог, эвристическая беседа, рефлексия и др. К примеру, в процессе экспериментирования и наблюдений могут возникнуть проблемные ситуации, которые детям необходимо разрешить, подтвердив или опровергнув гипотезу, ответив на вопросы: Что произойдет с водой при нагревании? Как измерить температуру воды? Что такое роса и туман, как они образуются? Где рождаются снежинки? Где теплее – на снегу или под снегом?

Программа по данному направлению образовательной деятельности интересна и содержательна. Все опыты и исследования адаптированы для дошкольного возраста, дети могут самостоятельно делать выводы по итогам своей работы. Занятия с использованием цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии» способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как любознательность и наблюдательность. В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применение знаний на практике.

Следует отметить, что одной из главных задач работы в данном направлении является развитие профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно-коммуникационных технологий. Большинство педагогов, к сожалению, не готовы к использованию нового цифрового оборудования. В связи с этим, в детском саду может быть создана система методического сопровождения воспитателей, включающая современные формы методической работы: мастер-классы, семинары-практикумы, решение электронных кейсов, просмотр и педагогический анализ открытых мероприятий с детьми с применением цифровых ресурсов, создание портфолио педагогов и др.

Список литературы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011190005 (дата обращения 12.01.20220).

Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 12.01.20220).

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 12.01.20220).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 12.01.20220).

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения 12.01.20220).

Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии». – Режим доступа: https://nau-ra.ru/education/Preschool-education/naurasha/naurasha-v-strane-naurandii/ (дата обращения 12.01.20220).

Просмотров работы: 165