СОВРЕМЕННАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА «GYROTONIC» КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОВРЕМЕННАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА «GYROTONIC» КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ СПОРТСМЕНОВ

Коршунов В.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. На современном этапе развития спорта тренировочный процесс невозможно представить без применения тренажерных комплексов, которые стали неотъемлемой частью системы спортивной подготовки. Системы занятий физическими упражнениями на тренажерах позволяют не только эффективно развивать разнообразные двигательные качества и способности, но и восстанавливать силы и, даже отдыхать.

Цель работы – обзор данных современных литературных источников и интернет-форумов по вопросам изучения влияния занятий физическими упражнениями по системе «Gyrotonic Expantion System» на психофизиологическое состояние спортсменов.

Физическая рекреация – это комплекс мероприятий, удовлетворяющий потребности рекреанта в активном отдыхе и неформальном общении вне производственной, учебной и иной деятельности, направленный на восстановление сил после профессиональной нагрузки, доставляющий ему удовлетворение (удовольствие), а также позволяющий ему укрепить и сохранить свое здоровье [1].

Цель физической рекреации – восстановление психофизиологического состояния рекреанта для формирования стабильного состояния здоровья и общественно полезных качеств, способствующих в конечном итоге повышению качества умственного и физического труда.

Задачи физической рекреации: применение активного отдыха, перемена характера и вида деятельности, формирование фигуры в целом или объемов отдельных её частей, регуляция веса, сдерживание процессов инволюции, развитие индивидуально привлекательных физических качеств, использование возможности неформального общения, получение эмоционального, оздоровительного или культурно-познавательного эффекта.

Признаками физической рекреации являются: физические упражнения, осуществление в свободное или специально выделенное время, включает культурно-ценностные, образовательно-воспитательные, интеллектуальные, инициативно-творческие, эмоциональные и физические аспекты, носит самостоятельный и развлекательный характер, оказывает оптимизирующее влияние на организм, имеет научно-методическую базу [2].

Видами физической рекреации являются: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, оздоровительная физическая рекреация.

Общая концепция физической рекреации - формирование оптимального физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. Основной акцент – на биологической стороне, т.е. воздействии на организм человека; познавательная, культурологическая, коммуникативная, развлекательная стороны – сопутствуют решению главной задачи.

Целями воздействия физических упражнений на организм, выполняемых с использованием тренажерных устройств, являются: развитие правильной осанки, улучшение подвижности суставов, жиросжигающие тренировки, снижение избыточного веса, коррекция проблем позвоночника, улучшение функциональных возможностей организма, восстановление после травм, ликвидация дисбаланса физического развития [3].

Тренажерные комплексы успешно применяются как в общей, так и в специальной физической подготовке спортсменов.

Постоянное повышение спортивных достижений сопровождается значительным повышением объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, что усиливает отрицательное воздействие на организм спортсменов: появляются нарушения в деятельности отдельных функциональных систем организма, травмы опорно-двигательного аппарата, переутомление, развивается истощение и, как результат, снижение спортивных результатов.

Проблема управления процессами физической рекреации спортсменов – одна из важнейших в современном спорте. И здесь, на помощь спортсменам приходят тренажерные комплексы, повышающие эффективность всего учебно-тренировочного процесса. Необходимое условие – соблюдение специальных требований: систематическое использование с дозированием нагрузки, строгое соблюдение намеченной нагрузки; направление тренировочного процесса на развитие определенных групп мышц, определенная последовательность тренировок: релаксационная, развивающая, поддерживающая, релаксационная.

Выявлено, что рекреационные занятия на тренажерах позитивно влияют на личностные качества спортсменов. Наибольшие изменения отмечаются в показателях эмоциональной устойчивости, смелости, повышения уровня самоконтроля, снижения уровня тревожности и раздражительности.

Получены данные и о положительном воздействии рекреационных силовых тренировок на морфологические, функциональные свойства занимающихся. Морфологические изменения касаются обхватных размеров и состава тела, функциональные изменения проявляются в увеличении силовых способностей и силовой выносливости, отмечена положительная динамика и в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4].

«Gyrotonic» (полный оригинальный термин – «Gyrotonic Expantion System») – это особая система занятий физическими упражнениями, согласно которой тело человека воспринимается как единое целое, а его центром является позвоночный столб. Это целостная концепция, в основу которой поставлено движение, увеличивающее и сохраняющее физические силы.

Занятия проходят на специальных тренажерах, спроектированных на основе спортивных снарядов и медицинского реабилитационного оборудования. Большая часть упражнений в направлении «Gyrotonic» выполняется на трёх основных тренажёрах: «Pulley Tower», «Jumping Stretching Board», «Archway» [5].

Система упражнений «Gyrotonic» воздействуют на организм преимущественно через семь естественных движений позвоночника: вперед, назад, влево и вправо, скручивания влево и вправо и волнообразные движения. Все движения перетекают из одного в другое в ритмичных повторениях и со специальным дыханием. Уникальная система занятий основана на йоге, танцах и плавании. Именно из-за своей волнообразной техники выполнение упражнений «Gyrotonic» больше похоже на танцевальные движения.

Все упражнения имеют два исходных положения, определяющиеся терапевтическими задачами и возможностями каждого занимающегося: горизонтальное и сидя. В рамках одного двигательного цикла упражнений с минимальным усилием могут быть проработаны сразу и мышца, и ее антагонист, и мышцы-стабилизаторы. При этом вся работа происходит только с собственным весом.

При всей своей плавности по кардионагрузке «Gyrotonic» не уступает активной тренировке в зале, так как движения сопровождаются специальной дыхательной техникой, именно дыхательные упражнения создают кардио-аэробный эффект. Значением применения системы «Gyrotonic» является: расслабление мышц, возвращение гибкости и подвижности суставов, снятие напряжения в мышцах, поднятие настроения и наполнение тела энергией.

Для решения проблемы физической рекреации в спорте был организован и проведен эксперимент, в котором приняли участие воспитанники детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва по спортивной акробатике. Специфика эксперимента: проведение учебно-тренировочного процесса с использованием системы упражнений «Gyrotonic» в сочетании с выполнением упражнений специальной и общей физической подготовки (ОФП). Цель эксперимента: проследить изменения, которые повлияют на физическую работоспособность юных спортсменов, продолжающих тренировочный процесс после эксперимента [4].

На основании контрольных тестов были сформированы 3 экспериментальные и одна контрольная группы. В первой группе учебно-тренировочный процесс строился следующим образом: легкий бег – 10 мин., ОФП – 15 мин., занятия Gyrotonic – 15 мин.; во второй группе: «ходьба» на оборудовании Gyrotonic – 5 мин., ОФП – 15 мин., занятия Gyrotonic – 20 мин.; в третьей группе: «ходьба» на оборудовании Gyrotonic – 5 мин., ОФП с использованием Gyrotonic – 10 мин., занятия Gyrotonic – 10 мин. Испытуемые контрольной группы выполняли учебно-тренировочный процесс согласно ранее рекомендованных и утвержденных упражнений по общей и специальной физической подготовке.

Проведенные исследования показали, что использование различных упражнений направления «Gyrotonic» в учебно-тренировочном процессе оказали положительное влияние на улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма спортсменов. В том числе, по сравнению с контрольной группой у обследуемых экспериментальных групп возросли показатели в пробе Штанге, пробе Генче и коэффициент Скибинского [6].

Кроме того, выявили, что занятия по направлению «Gyrotonic» способствуют укреплению организма, формированию высоких адаптационных возможностей к физическим нагрузкам и увеличению общей работоспособности будущих спортсменов.

Заключение. Современная тренировочная система «Gyrotonic Expantion System» – это универсальная система занятий, результат многолетних исследований и разработок, используется с целью восстановления, поддержания и повышения уровня психофизической деятельности спортсменов. Благодаря многофункциональности, система занятий «Gyrotonic» позволяет проработать каждую мышцу и связку в теле спортсмена как комплексно, так и локально, а также грамотно подобрать и обоснованно рассчитать индивидуальную тренировочную программу.

Обобщение теоретических положений рекреалогии во взаимосвязи с теорией физической культуры, развитие методических аспектов занятий физической рекреацией, разработка и внедрение новых технологий, были и остаются первоочередной и жизненно важной задачей в спорте.

Список литературы:

Пружинин К.Н. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования: учебно–методическое пособие для самоподготовки студентов /К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. – Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. – 120 с.

Седоченко С.В. Физическая рекреация: учебное пособие для студентов институтов физической культуры/С.В. Седоченко. – Воронеж:ФГБО ВО «ВГИФК», – 2019. – 70 с.

Общая характеристика тренажеров и их роль в оздоровительно-рекреационной и реабилитационной работе по физической культуре. [Электронный ресурс] – URL: https://gendocs.ru/v35987/(дата обращения 10.01.2022).

Виноградов Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации: на примере занятий с отягощениями. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ, - 1998.

Самошкина Ю. Стесняюсь спросить: что такое джиротоник и зачем его практиковать? [Электронный ресурс] – URL:https://esquire.ru/articles/301463-stesnyayus-sprosit-chto-takoe-dzhirotonik-i-zachem-ego-praktikovat/#part0 (дата обращения 11.01.2022).

6. Методы оценки и повышения работоспособности у спортсменов. [Электронный ресурс] – URL:https://pandia.ru/text/78/553/67893-8.php (дата обращения 11.01.2022).

Просмотров работы: 15