ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Еланова К.С. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время актуальным вопросом во всех сферах жизнедеятельности людей стоит вопрос здоровья. Залог здоровья является неотъемлемой частью каждого организма, ведь его состояние является индексом человеческого развития. Здоровье может меняться в зависимости от определяющих факторов: условий окружающей среды, нахождения человека в определённом обществе, генетики, экологии, образа жизни людей. Поэтому тема исследования состояния здоровья студентов на период начального этапа обучения в высшем учебном заведении (ВУЗ), и последующая оценка состояния на период обучения на 2 курсе является актуальной.

Период выбора будущей профессиональной деятельности сопряжен с тревогой, стрессом, что в последующем может негативно отразиться на психике молодого специалиста. На начальном этапе обучения студенты сталкиваются с адаптацией. К факторам, неуспешной адаптации у первокурсников, относятся: 1) низкая учебная мотивация; 2) переезд (учёба вдали от дома); 3) эмоциональная нестабильность; 4) неадекватная самооценка; 5) страх перед преодолением трудностей [1].

Хорошая адаптация является признаком положительного психоэмоционального состояния организма. Ведь психическое здоровье – это гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту. Оно характеризуется: отсутствием психических или психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики, если речь идёт о её возрастных особенностях; благоприятным (нормальным) функциональным состоянием. В юношеском возрасте здоровье выступает необходимым условием успешной учебной деятельности в начальный период адаптации студентов к университетским нагрузкам, так как значительную часть времени молодые люди вынуждены жить и трудиться в закрытых помещениях, а эмоциональные переживания в процессе обучения, в период сдачи экзаменационных сессий оказывают негативное воздействие на состояние здоровья [2].

Кроме психического здоровья у студентов, выделяют физическое. Ведь именно двигательная деятельность способствует благоприятному, естественному ходу биохимических процессов, которые идут под влиянием гормонов стресса, выделяются так называемые гормоны счастья при проведении физической нагрузки. То есть физическое здоровье – это функциональные возможности органов и систем организма [3, С. 7-9].

Человек сам может приспособить свой организм на определённую силу тренировки, например, каждый день увеличивая нагрузку, отжиматься: 1 день- 10 отжиманий, в другие дни на пять увеличиваем. Выполнять упражнения можно разные, в зависимости от адаптации организма и учета особых противопоказаний, если такие есть.

Следовательно, психофизическое здоровье включает тренировки, рациональное питание, закаливание организма и его очищение, рациональное сочетание умственного и физического труда, умение правильно выбрать время и вид отдыха, исключение из употребления алкоголя, табака и наркотиков [4].

По данным исследований, в настоящее время национальная политика здравоохранения во многих странах мира развивается под ощутимым влиянием глобальной и региональных стратегий Всемирной Организации Здравоохранения по достижению здоровья для всех. Улучшение показателей здоровья в основном достигается через решение следующих реальных практических задач: укрепление и расширение приверженности населения здоровому образу жизни, снижение распространенности вредных для здоровья привычек, поведения и питания, оздоровление окружающей среды [5].

Цель работы – оценка состояния психологического и физического здоровья студентов на начальном этапе обучения в университете.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать литературные источники по темам физического и психологического здоровья студентов;

провести опрос среди студентов на выявление психоэмоционального состояния на период адаптации и начала обучения в ВУЗе, оценить физическое состояние студентов;

проанализировать полученные данные о психологическом и физическом здоровье студентов на период обучения с первого по второй курсы.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

метод анализа научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;

модифицированный опрос-анкетирование с целью выявления психоэмоционального состояния студентов;

выявление определённой степени адаптации студентов к физическим нагрузкам с помощью контрольных тестов.

Констатирующий эксперимент проходил с сентября 2020 г. по сентябрь 2021 г. на базе Высшей школы педагогики, психологии и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ). В эксперименте принимали участие 20 студентов, обучающиеся с первого курса по второй очной формы обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование». Возраст респондентов варьировался от 18 лет до 20 лет. Все респонденты являются гражданами Российской Федерации, прошли медицинский осмотр и дали добровольное согласие на проведение исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью получения экспериментальных данных был проведён опрос, обучающимся предложено модифицированное анкетирование «Выявление психоэмоционального состояния студентов» и «тест на адаптацию первокурсников».

В анкете задано 27 вопросов, наиболее важными из них являются:

«Представьте, что Вы проживаете в общежитии. Вы бы предпочли жить со своими однокурсниками или безразлично?». На данный вопрос 53% ответили, что хотят жить с однокурсниками, а 47%, не желали бы.

«Справляетесь ли Вы со всеми учебными заданиями в заданный срок?». Около 70% студентов справляются с работой, а остальные 30% не успевают из-за большого объёма заданий.

«Если бы у Вас была возможность выбрать другую группу, Вы бы перешли в неё?» Комфортно себя чувствуют 47%, затруднились ответить - 12%, и 41% привык к этой группе.

«Как Вы оцениваете студенческие отношения в группе?». На этот вопрос 17% студентов ответили, что сложился дружный коллектив, 58% студентов ответили, что все в группе разделились на отдельные компании, и 25% равнодушные к группе.

«Как Вы можете охарактеризовать своё состояние после занятий?». Половина студентов - 58% чувствуют себя радостно и довольны, 29% - спокойны, но печальны, 13% - нервны и тревожны.

Далее было проведено исследование на выявление физической активности среди студентов в период обучения с первого курса по второй. При оценке уровня физической подготовленности были проведено нормативные испытания для девушек по основным пяти контрольным тестам [5]. Полученные экспериментальные данные оценки уровня физической подготовленности студентов на 1 и 2 курсе обучения в ВУЗе представлены в таблице.

Таблица – Значения физической подготовленности студентов на 1 и 2 курсе, (M±m)

Контрольные тесты

Показатели 1 курса

Показатели 2 курса

Кроссовый бег на 2000 м. (мин.)

15,7±4,1

11,5±2,7

Бег на 100 м (сек.)

16,3±0,82

15,2±0,64

Поднимание и опускание туловища из положения лёжа (количество повторений)

46,0±3,3

48,0±2,9

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (количество повторений)

13,0±4,8

15,0±4,2

Тест на гибкость – наклон стоя (в сантиметрах)

9,4±5,1

11,5±3,2

Анализ экспериментальных данных, представленных в таблице, показал, что у значительного числа студентов улучшилась физическая подготовка в ВУЗе, т.к. систематически посещали занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» и учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта. Изначально низкий уровень физической подготовленности обучающихся, вероятно, связан с отсутствием регулярных занятий физической культурой и спортом в период пандемии и подготовкой к экзаменам.

Заключение. Экспериментальные данные психологического здоровья студентов неоднозначны и зависят от индивидуальных свойств личности.Было выявлено, что половина респондентов (47%) имела проблемы с адаптацией к новым условиям проживания (в общежитиях), также часть студентов (30%) столкнулась с проблемами адаптации к новым условиям организации обучения в университете. Полученные факты адаптации закономерны и характеризуют начальный этап обучения в учебном заведении.

Результаты исследования физического здоровья студентов показали, что большинство обучающихся на 1 курсе на начальном этапе обучения в университете имели достаточно низкий уровень физической подготовленности. Благодаря систематическим учебным занятиям физической культурой и спортом студенты на 2 курсе обучения повысили уровень физической подготовленности. Обучающиеся показали хорошую физическую тренированность, что является определенно положительным аспектом исследования и указывает на оптимальную работу функциональных систем организма студентов и адаптационных перестроек в неблагоприятных условиях Арктического региона.

Список литературы

1. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В. С. Бабина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11(91). — С. 572-575. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19414/ (дата обращения: 11.01.2022)

2. Стамова Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - №3. - С. 15-17.

3. Курс лекций для студентов заочного факультета ускоренного обучения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pnu.edu.ru/media/2012/06/08/valeolog-lect.pdf

4. Шолохова, Г.П., Чикова, И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности [Текст] // Вестник ОГУ. - №3 (1б4) /март 2014. - С. 103-107.

5. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры, 2012, № 4, - с.2 – 7.

Просмотров работы: 7