ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России действует большое количество организаций, которые объединяются под единым понятием «институты развития». При этом деятельность этих организаций направлена на решение различных вопросов и отличается особенными задачами и полномочиями. Функционировать они также могут в различных организационно-правовых формах (в т.ч. государственная корпорация, государственная компания и др.). При этом следует отметить, что при относительно сформированной нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность институтов развития (ИР) на территории Российской Федерации, однозначного определения самого понятия данной категории нет ни в одном официальном документе. В то время как значимость институтов развития для реализации стратегических задач развития территории, повышения эффективности государственного и регионального управления подтверждается многими документами, принятыми как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, роль институтов развития в обеспечении инновационного развития подтверждалась в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].

Об институтах развития упоминается и в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» [3] и других нормативно-правовых актах. В федеральном законе «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [4] закрепляется роль институтов развития в следующих областях: финансирование и поддержка проектов; привлечение прямых инвестиций; развитие человеческого капитала; содействие обеспечения трудовыми ресурсами территорий опережающего социально-экономического развития. Министерство экономического развития Российской Федерации предлагает рассматривать институты развития как один из инструментов государственной политики, деятельность которых направлена на стимулирование инновационных процессов и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве институтов развития выделяла: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; акционерное общество «Российская венчурная компания»; государственную корпорацию Внешэкономбанк; акционерное общество РОСНАНО; государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» и др.

Деятельность конкретных институтов развития регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. Так, например, понятие, а также порядок создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) регулируется федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [5]. В нем закреплены и цели их создания: развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализации их результатов, производство новых видов продукции. ОЭЗ наделяются государством особым юридическим статусом, дающий инвесторам налоговые льготы, таможенные преференции, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Российские компании в рамках ОЭЗ получают возможность для реализации своих проектов и выход на внешние рынки, а иностранные компании – возможность войти на российские рынки. Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации, исходя из критериев создания особой экономической зоны, и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков» [6] установлены требования к параметрам промышленной, технологической и транспортной инфраструктур промышленных технопарков, а также особенности деятельности их управляющих компаний в целях оказания им государственной поддержки из федерального или региональных бюджетов. В целом же деятельность промышленных технопарков регулируется на основании федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [7], в который в июне 2018 г. были внесены изменения, направленные на создание правовой основы деятельности промышленных технопарков, а также закрепление самого понятия «промышленный технопарк [8]. Так, под промышленными технопарками понимаются объекты промышленной и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности в сфере промышленности, промышленного производства, научно-технической или инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией – коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с российским законодательством.

В целом, на сегодняшний день существует более 300 региональных институтов развития, каждый из которых регулируется самостоятельным нормативно-правовым актом. Приведенный перечень не является исчерпывающим и может быть также дополнен:

– постановление Правительства РФ от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию»;

– постановление Правительства РФ от 03.02.1994 № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»;

– постановление Правительства РФ от 22.05.2001 № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе»;

– постановление Правительства РФ от 09.08.2006 № 476 «О создании акционерного общества “Российский Инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий”»;

– постановление Правительства РФ от 24.08.2006 № 516 «Об открытом акционерном обществе “Российская венчурная компания”»;

– федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития»;

– федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»;

– федеральный закон от 02.06.2016 № 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций» и другие.

Таким образом, большинство институтов развития имеют именно инновационную направленность. Нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение инновационной политики в Российской Федерации, также направлены на содействие функционированию институтов развития и определяют их полномочия в регулируемых сферах. Но при этом в нормативно-правовых актах, отражающих деятельность самих институтов, нередко отсутствуют положения об инновационной составляющей.

Однако, несмотря на достаточно объемную нормативно-правовую базу в данной области, статус института развития как специфической формы хозяйствующего субъекта с набором конкретных функций, обязанностей и полномочий не находит отражения в законодательстве. Это значительно усложняет проведение объективной оценки эффективности их функционирования, сравнение показателей деятельности, формулировку рекомендаций относительно дальнейшего развития. Неопределенность организационно-правовой формы институтов развития позволяет формировать неоправданно большое их разнообразие как на федеральном, так и на региональном уровне. Подобный разброс не позволяет унифицировать положения функционирования данных институтов, определить единую систему показателей эффективности, установить единые требования к ответственности, избежать дублирование функций и т. д. Указанные факты во многом стали основой для проведения реформирования системы институтов развития в России.

Список использованных источников:

1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/

2 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/854091cacc247df1c6774f4f03b0ac1ce496921c/

4 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

5 Об особых экономических зонах в Российской Федерации : федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/

6 О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков : Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1863. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73266201/

7 О промышленной политике в Российской Федерации : федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/

8 О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»: федеральный закон от 27.06.2018 N 160-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_301066/#dst100008

Просмотров работы: 47