Эффективность организации: сущность и оценки - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Эффективность организации: сущность и оценки

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из главных целей организации является преобразование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в товары и услуги. Для успешного и полноценного достижения этой цели, организация должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности.

Эффективностью организации принято называть показатель, определяющий насколько оперативно и результативно (эффективно) функционирует организация.

В управленческой литературе экономисты различают следующие аспекты эффективности менеджмента:

внутренняя эффективность: эффективность организации рассматривается с точки зрения использования внутренних возможностей организации;

внешняя эффективность: определяет эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации и ее зависимости от внешних факторов, влияющих на деятельность организации;

общая эффективность: выступает в качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности;

рыночная эффективность: отображает насколько уровень удовлетворенности потребителя данным продуктом / услугой по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения;

идеальная эффективность: «фантом», идеал, к которому стремится организация; вопреки усилиям менеджмента по оптимизации организационной структуры, такая эффективность считается недостижимой ни при каких обстоятельствах;

целевая эффективность: отражает меру достижения целей организации;

затратная (тактическая) эффективность: отражает экономичность способов преобразования ресурсов в результате производственной деятельности организации;

глобальная эффективность экономики: последствие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организации микро-уровня.

Эффективность менеджмента – сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

экономический эффект: имеет непосредственную стоимостную форму, то есть измеряется в денежных или натуральных измерителях;

социально-экономический эффект: сочетает экономическую выгоду и социальную стабильность и спокойствие; например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в экономический эффект);

социальный эффект: неколичественный, не может быть пересчитан в экономический; например, предотвращение социального конфликта.

Эффективность – результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность (Э) представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата (Р) и затрат на их получение (З).

При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов.

Затраты подразделяют на:

материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;

трудовые затраты (время работы и квалификация работников);

финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:

в управлении трудовыми ресурсами;

в управлении производством или при создании операционной системы;

при определении методов и структур управления.

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);

зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);

организационные условия (степень жесткости орг. структуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);

условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков.

Первый блок включает в себя объективные (экономические) показатели:

1. Результативность (достигнуты ли организацией поставленные цели).

2. Производительность (достигнута ли цель посредством минимальных трудовых затрат).

3. Продуктивность (количество и качество продукции).

4. Рентабельность (показатель прибыльности в процессе всего товарооборота от приобретения сырья и оборудования до продажи произведенного товара).

5. Экологичность (загрязнение окружающей среды является одним из важных показателей неэффективности промышленного предприятия).

6. Энергоемкость (показатель энергозатрат, израсходованных в технологическом процессе, говорит об эффективности всего производства в целом).

Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социальные) показатели:

1. Трудовая, духовная и общественная активность сотрудников. Активность – это деятельностный компонент психологии людей. Трудовая активность отражается на таких показателях, как производительность труда, качество выпускаемой продукции и т.д. Активность людей в духовной сфере определяется не только уровнем их профессионального мастерства, а прежде всего творческим отношением к делу, участием в рационализаторской деятельности. Общественная активность проявляется в участии в общественно-политической жизни страны, социальных движениях, освоении новых экономических условий. Показатель активности свидетельствует об уровнях психофизической и социально-психологической жизнедеятельности сотрудников. Уровень психофизической активности оценивается в основном по величине энергозатрат работника, а социально-психологический уровень по таким параметрам, как:

– факт трудовой, духовной или общественной активности;

– время, затраченное на эту деятельность;

–проявление инициативы в труде, познании или общественном поведении.

2. Удовлетворенность трудовой деятельностью (показатель личностного отношения человека к своему труду и членам группы).

3. Относительная стабильность организации (тенденция образования ядра кадровых работников, вокруг которого концентрируется остальной кадровый состав). Показатель стабильности связан с показателем текучести кадров. Определенный уровень текучести кадров – это нормальное явление для каждой организации. Если группа на протяжении долгого времени абсолютно стабильна, законсервирована, то это негативно сказывается на ее развитии, на взаимоотношениях людей, выработке новых идей и пр. Поэтому мы и говорим об относительной стабильности организации, имея в виду важность и необходимость определенной текучести кадров.

4. Сработанность организации (характеризует устойчивость и прочность межличностных взаимодействий). С его помощью оценивается психологическое состояние системы функционального взаимодействия сотрудников. Сработанность людей в группе говорит об отлаженных организационных и психологических механизмах их деятельности и является предпосылкой сплоченности и совместимости членов организации.

Список использованной литературы

1.Винокур М. Е. Организация производства и менеджмент.Учебно-методический комплекс. — М.: Проспект. 2020. 168 с.

2.Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту : учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 100 с.

3.Ю.Н. Лапыгин. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. - 360 с.

4.Шорохов Ю.И. и др. Организационное поведение. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2018. -215 с.

5.Волкова, В. НИспользование ключевых показателей эффективности деятельности предприятий.: cправочник : учебное пособие / В. Н. Волкова, А. А. Емельянов, В. А. Баринов ; под редакцией В. Н. Волковой, А .А. Емельянова. — Москва : Финансы и статистика, 2021. — 847 с.

6.Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2018 г. – 163с.

7.Ершова, Н. А. Теория организации и организационное поведение : учебное пособие / Н. А. Ершова, С. Н. . — Москва : РГУП, 2020. — 72 с.

8.Крючкова, Л. В.Феномен эффективности деятельности российских предприятий : учебное пособие / Л. В. Крючкова. — Киров : Вятская ГСХА, 2018. — 150 с.

9.Ломовцев, Д. А.Системные, организационные и психологические факторы эффективности организаций: учебно-методическое пособие / Д. А. Ломовцев, С. А. Гришина. — Тула : ТГПУ, 2018. — 66 с.

10.Охотников, И. В. Корпоративная социальная ответственность : учебно-методическое пособие / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Москва : РУТ (МИИТ), 2018. — 64 с. 

АКТ ПРОВЕРКИ НА НАЛИЧИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ

В соответствии с регламентом проведения проверки письменных работ обучающихся ФГБОУ ВО Омский ГАУ на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» была проведена проверка текста реферата по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»

ФИО, группа, направление подготовки

Название

работы

Руководитель

Стюф Дарья Николаевна, 201 группа,

38.03.02 Менеджмент

Реферат по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»

Асташова Е.А., канд. экон. наук

Реферат по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» подготовлена на кафедре менеджмента и маркетинга в 2021 году.

В соответствии с проведенным анализом объем оригинальности текста в работе составляет 67%

Оставшимся процентам соответствуют: заимствования из допустимых и недопустимых источников, заимствования из допустимых источников возможны при наличии ссылок в тексте работы и списке литературы.

Заключение:

Работа по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» соответствует требованиям и может быть допущена к собеседованию.

Согласовано:

Научный руководитель Ф.И.О.

С результатами проверки ознакомлена: Ф.И.О.

Просмотров работы: 14