В течение своей жизни практически каждый человек так или иначе связан с организациями. Именно в организациях, или при их содействии люди работают, учатся, развивают науку и культуру, преодолевают неудачи, вступают в отношения. Помимо этого, в рамках организаций происходит осуществление человеческой деятельности. Таким образом, организации не могут существовать людей, так же, как и нет людей, которым бы в своей жизни не приходилось иметь дело с организациями.
В двадцатом столетии, а также а начале двадцать первого имело место постоянное нарастание комплексных проблем, которые требовали для своего разрешения не только все большого количества информации, но также и новых форм, и методов организации. Теория организации с одной стороны, основывается на достижениях прикладных и фундаментальных наук, а с другой стороны, она связана с повседневной практикой организационной деятельности человека. Теорию организации принято осмыслять как науку об организации организаций.
Организация представляет собой довольно сложный механизм, у которого можно выделить свой облик, свою культуру, свою репутацию и традиции. Без понимания содержания и сущности организаций, а также основных закономерностей их развития, невозможно осуществлять эффективное управление организациями. Именно теория организации позволяет ответить на такие вопросы, как зачем необходимы организации, каким образом они создаются и развиваются, на каких принципах они основаны, почему и каким образом изменяются.
Теория организации представляет собой своеобразный постулат, касающийся закономерностей развития организаций. Теория организации затрагивает вопросы, связанные с организационными системами, которые развиваются согласно объективно существующим законам. Данные законы являются познаваемыми, поскольку они могут быть выявлены и использованы целенаправленно при определении основных тенденций развития организационных, а также при разрешении практических задач проектирования, создания, функционирования, а также ликвидации организаций
Теория организации является областью научного знания об общих закономерностях устройства, образования, а также развития и функционирования организаций в качестве сложных динамических систем, имеющих свою цель.
Теория организации представляет собой практику в сферах политики, производства, экономики, социальных программ, торговли, права, образования, искусства и науки.
К теории организации принято относить изучение таких наук, как:
1) прикладные и фундаментальные науки;
2) математика: математическая логика и теория множеств;
3) технические науки: теория машин и механизмов;
4) естественные науки: химия, физика, физиология;
5) кибернетика, теория управления;
6) информатика: программирование систем;
7) системология, общая теория систем.
В качестве предмета исследования теории организации принято выделять частные, общие и специфические законы, а также основные тенденции, которые действующие в организационных системах, механизмы их использования и проявления.
Теория организации считается относительно молодой и научной дисциплиной, а ее развитие соотносится с большим числом выдающихся ученых, не только за рубежом, но также и в Российской Федерации. Свой вклад в развитие теории организации внесли такие значимые отечественные ученые, как Мильнер Б.З., Виханский О.С. и А.И.Наумов.
Практически любая система подчиняется основному действию законов общества и природы, а также законам управления. Законы в обществе принято понимать в двух смыслах:
1) в качестве нормативных актов, принятых и утвержденных высшими органами государственной власти в установленном порядке;
2) в качестве необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся отношений между основными явлениями в природе и обществе. Такого рода законы обладают объективным характером.
Законы принято относить к высшей ступени познания, они имеют форму всеобщности, это проявляется в том, что они выражают общие отношения, связи, которые присущи всем явлениям данного класса и рода.
В научной литературе принято выделять различные категории законов: законы природы, законы науки, законы предписания, законы организации и законы организации.
Современные трактовки понятия «теория организации»
В российской научной школе управления организационными изменениями особо выделяется Санкт-Петербургский университет. Сотрудники университета занимаются как изучением теоретических концепций управления изменениями, так и проведением практических исследований и консультирования организаций. Так, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Г.В. Широкова исследует проблемы различных подходов к изменениям, в частности, теории изменений. В рамках данных теорий затрагиваются многие концептуальные аспекты, присущие сфере организационного развития. Поэтому можно сказать, что представители санкт-петербургской научной школы также опираются в своем подходе к организационному развитию на западные теории и результаты практических исследований.
Представители Московского государственного университета также внесли свой вклад в развитие теории ОР в России. В статье, посвященной истории становления ОР как дисциплины и ее современному состоянию, Е.М. Панина анализирует подходы известных социологов, индустриальных психологов и теоретиков организации к проблемам организационного развития.
Говоря о российской школе теории ОР, нельзя не упомянуть ту значительную роль, которую играет известный социолог А.И. Пригожин в ее становлении и развитии. В его работах советского периода не прослеживалось прямых ссылок на концепции ОР в западном понимании, но тем не менее автор интересовался методами, используемыми в рамках классического подхода к организационному развитию. В своей работе «Нововведения – стимулы и препятствия» социолог вводит понятие «планирование социального развития» (ПСР) и описывает данный подход в противопоставлении социотехническому подходу. Автор говорит о таком ключевом положении ПСР как «выдвижение в центр внимания не только рационального, но и ценностного начала, с преобладанием последнего».
В качестве основополагающих ценностей ПСР Пригожин рассматривает «совершенствование социальных отношений и структуры организации», «развитие личности» и «условия и содержание труда работника». Из приведенных утверждений видно, что ПСР во многом схоже с основными идеями организационного развития.
Более поздние работы Пригожина, в частности его монография «Методы развития организаций», включают подробное описание методов ОР как с теоретической, так и с практической точки зрения. Кроме того, Пригожин стоял у истоков формирования первой российской профессиональной организации консультантов по организационному развитию – Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР). О ней речь пойдет ниже в разделе, посвященном профессии специалиста по ОР.
Интервенции в организационном развитии представляют собой такие методы организационных изменений, которые имеют своей целью «улучшение функционирования организационной деятельности путем помощи членам организации лучше управлять рабочими группами, командами, организационной культурой и организационными процессами».
Интервенции организационного развития – это набор структурированных видов деятельности, в которых выбранные организационные единицы привлекаются к выполнению задачи или серии последовательных задач, а цели задач прямо или косвенно относятся к усовершенствованию организации.
В организационном развитии применяется достаточно большое количество интервенций. Для удобства их анализа исследователи подразделяют интервенции по различным основаниям. Так, В. Френч и С. Белл предлагают классифицировать интервенции в зависимости от объектов и целей.
Список используемой литературы
1. Авдийский, В.И. Теория и практика управления рисками организации / В.И. Авдийский, В.М. Безденежных. – М.: КноРус, 2016. – 240 c.
2. Багратуни, К.Ю. Технологии эффективных моделей управления: теория и практика государственной поддержки развития малого бизнеса / К.Ю.
3. Багратуни, М.В. Данилина, М.В. Хачатурян. – М.: Русайнс, 2017. – 128 c.
4. Баронин, С.А. Теория и методология управления конкурентоспособностью бизнес-систем: Монография / С.А. Баронин, В.А. Андреев, М.В. Ботнарюк. – М.: Инфра-М, 2018. – 240 c.
5. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие / В.К. Батурин. – М.: Юнити, 2015. – 487 c.
6. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. – М.: Инфра-М, 2018. – 116 c.
7. Гайдук, А.Р. Теория автоматического управления в примерах и задачах с решениями в MATLAB: Учебное пособие / А.Р. Гайдук, В.Е. Беляев и др. – СПб.: Лань, 2016. – 464 c.