Проектировании организации и бизнес-процессов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Проектировании организации и бизнес-процессов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В практике управления характеризуется управление проектами как форма современного управленческого искусства, совокупность идей, методов и принципов, позволяющих преодолевать в процессе управления трудности, проблемы и успешно завершить проект. Также есть такая точка зрения, считают, в управлении проектами все факторы могут быть спрогнозированы, и все варианты заранее просчитаны.

Понятие бизнес-процесса говорит о том, что бизнес-процесс может быть описан математической моделью – целевым функционалом и множеством ограничений. Поэтому в рамках подобной модели проблема оптимизации управления ресурсами обретает конкретные очертания.

В первую очередь, здесь имеется в виду то, что конкретная операция может рассматриваться в другой бизнес-модели как ресурс. С другой стороны, услуга/товар как правило, является ресурсом для потребителя этой услуги/товара, поэтому, при использовании этих категорий надо конкретно определять, к каким операциям они имеют отношение, а также понимать, что это определение справедливо только на интервале времени исполнения рассматриваемой операции.[1]

Основой процессного управления являются бизнес-процессы. Как правило, бизнес-процесс включает в себя следующие компоненты: владелец процесса, вход, выход, управление и ресурсы.[2]

Бизнес-процессы классифицируют на:

основные;

обеспечивающие;

развития;

вспомогательные.

Управление организацией должно способствовать повышению эффективности работы, достижению стратегических целей и получению заданных результатов. Для этого нужно постоянное совершенствование системы управления и проектирование бизнес- процессов организации [3].

Руководители должны: своевременно выявлять проблемные, нерентабельные процессы и осуществлять их качественное изменение; реагировать на происходящие изменения и разрабатывать новые адекватные изменениям процессы, заменяя при необходимости старые, не удовлетворяющие потребностям организации и не обеспечивающие достижения стратегических целей организации.

Необходимым условием проектирования корпоративной системы менеджмента является разработка структуры бизнес-процессов. Но многие забывают, что это именно необходимое, но совсем не достаточное условие эффективной работы системы менеджмента.

Основа для проектирования структуры бизнес-процессов – глобальная модель процессов.

Процессы реализации (жизненного цикла) продукции:

Разработка миссии и стратегии организации.

Разработка и производство продукции и услуг.

Организация продаж (сбыта) продукции и услуг.

Поставка продукции и услуг потребителям.

Управление обслуживанием потребителей.

Управленческие и обеспечивающие процессы:

Планирование и управление человеческими ресурсами.

Управление информационными технологиями.

Управление финансовыми ресурсами.

Приобретение, сооружение и управление собственностью.

Управление охраной окружающей среды, безопасностью и охраной труда (EHS Management).

Управление внешними связями (PR).

Управление знаниями, улучшениями и изменениями (Knowledge and Innovation Management).

Эти двенадцать классов бизнес-процессов далее развертываются в бизнес-процессы и подпроцессы нижних уровней (развернутая четырех-пятиуровневая модель включает несколько сотен элементов), на основе комбинации которых можно сформировать структуру бизнес-процессов практически любой организации.[4]

Для успешного достижения поставленных бизнес-целей необходимы современные инструменты обоснования создания и развития бизнеса. Общепризнанным инструментом управления бизнесом является бизнес-планирование. В наибольшей мере, бизнес-планирование необходимо малым и средним предприятиям, работающим в условиях высокой неопределенности и имеющим меньший «допуск» на ошибку.

На сегодняшний день, в научном сообществе сложилось понимание бизнеса, во-первых, как дохода деятельности физических лиц, имеющих собственность, во-вторых, как совокупности отношений между всеми участниками, с целью получения дохода.[4-7]

На наш взгляд, основой процесса бизнес-планирования является базовый ал­горитм – наиболее общее описание целенаправленной последовательности (про­цесса), минимально необходимых операций обоснования создания и развития бизнеса.

Цель построения базового алгоритма процесса бизнес-планирования – это проектирование прозрачного и открытого для анализа процесса разработки бизнес-плана и макета бизнес-плана в организации, которое позволит конкретно выявлять неточности, ошибки и повысит эффективность управленческих решений. Конструирование базового алгоритма процесса бизнес-планирования – это придание окончательной структуры алгоритма, пошаговое построение локальных операций и блок-схем операций. Конструирование алгоритма происходит путем последовательного выстраивания пяти основных операций (этапов) процесса бизнес-планирования. Пример, конструирования базового алгоритма процесса бизнес- планирования приведен на рисунке 1[5]

Конструирование алгоритма Этап «Анализ перспективности определенных сфер бизнеса» происходит путем последовательного выстраивания трех основных операций. Пример, конструирования алгоритма этапа базового алгоритма процесса бизнес-планирования «Анализ перспективности определенных сфер бизнеса» при­веден на рисунке 2.[6]

Конструирование алгоритма этапа «формулирование (изучение) целей (ко­нечных состояний)» происходит путем последовательного выстраивания трех ос­новных операций. Пример, конструирования алгоритма этапа базового алгоритма процесса бизнес-планирования приведен на рисунке 3.[7]

Контроль за выполнением плана». Основной алгоритм операции бизнес-планирования «Контроль за выполнением плана» состоит из пяти действий, выполнение которых приводит к определенному результату. Конструирование алгоритма этапа «Контроль за выполнением плана» происходит путем последовательного выстраивания пяти основных операций. Пример, конструирования алгоритма этапа базового алгоритма процесса бизнес-планирования «Контроль за выполнением плана» приведен на рисунке 6.[12]

Постоянное повышение эффективности организации – важное условие успешной работы любого предприятия, в том числе относящегося к муниципальному или государственному сектору.

Организационное проектирование – это одновременно и деятельность, и технология. Как деятельность, проектирование представляет собой работу по формированию организации как целостной системы элементов и их связей, необходимых для успешного и эффективного выполнения миссии, достижения целей и задач, реализации функций.

Потребность в организационном проектировании объективна и обусловлена следующими факторами.

Условия, в которых существуют организации, меняются очень быстро, что не позволяет все время использовать организационные формы, эффективные ранее в силу того, что они больше не отвечают современным реалиям.

Сегодня уже нельзя использовать в управлении организациями механистический подход, так как он неэффективен и необходимы но­вые формы управления.

Создание новых организаций, как и совершенствование имею­щихся, базируется не только на опыте, аналогии, интуиции, но также и на научных методах организационного проектирования [11].

Поэтому можно отметить, что на процесс организационного проектирования влияет целый ряд факторов: состояние окружающей среды, технологии работы в организации, поведение персонала, стратегические цели организации[9]

Эффективная технология проектирования для уже существующей организации предполагает реализацию следующих шагов:

Подробный анализ деятельности организации. Он подразумевает получение ответов на ряд вопросов: изучение организационно-правовой формы, сферы деятельности, основных функций, истории создания организации и основных этапов развития, масштабов деятельности и места в отрасли, влияния, оказываемого на организацию.

Исследование целевых ориентиров подразумевает изучение миссии организации и ее системы целей (общеорганизационных и отдельных подразделений, маркетинговых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, стратегических, тактических, оперативных).

Изучение взаимодействия организации и ее окружающей среды предполагает исследование среды прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного) влияния. Внешняя среда анализируется по степени важности, устойчивости, надежности.

Исследование выполняемых организацией функций предполагает изучение «технологического ядра», то есть уникальной технологии реализации данных функций и эффективность этой деятельности.

Анализ организационной структуры позволяет изучить соответствие типа департаментализации в организации (линейный, линейно-функциональный, штабной, матричный, дивизиональный) и масштабы ее деятельности, как распределены полномочия и ответственность различных подразделений, какие существуют взаимосвязи между ними в организации.

Таким образом разработка структуры бизнес-процессов – обязательное условием проектирования корпоративной системы менеджмента.

Работа по разработке структуры бизнес-процессов начинается с исходных данных проекта. Их получают при помощи анкетирования обследования (сбора данных во внешних источниках).

В основе структуры бизнес-процессов лежит глобальная модель. Она состоит из двух кластеров (Процессы реализации (жизненного цикла) продукции и Управленческие и обеспечивающие процессы) и 12 классов процессов.

12 классов бизнес-процессов потом раскрываются в бизнес-процессы и подпроцессы нижних уровней, на основе их комбинации можно сформировать структуру бизнес-процессов практически любой организации.

Для каждого процесса обязательно нужно определить: владельца, входы и выходы, метод реализации, ресурсы и критерии результативности.

Безусловно, эффективность организационного проектирования и инноваций во многом зависит от умения исследователя выявлять проблемы, его системного видения, а также понимания причинно-следственных связей тех или иных проблем. В ситуации, когда все эти условия выполняются, возможно успешное проектирование и соот­ветственно повышение эффективности работы самой организации.

Технология организационного проектирования позволяет своевременно достигать поставленных целей, при этом полученные результаты будут им соответствовать. Следует отметить, что проектная работа, как и любая другая деятельность, связана с определенными рисками, в качестве которых выступают факторы окружающей среды, форс-мажорные обстоятельства, человеческий фактор. Данные риски нельзя предотвратить, но можно застраховаться от их последствий, заранее определив стратегии их преодоления. Субъективные факторы, такие как компетентность и профессионализм руководителя проекта и членов его команды, также значительно влияют на конечный результат, но это уже сфера влияния руководителя организации и поэтому может быть контролируем.

Список использованной литературы

Аброськина Ю.Н. Налоговые маневры как социально-экономическая проблема финансирования бизнеса / Финансирование и кредитование российского бизнеса: региональный опыт, проблемы и перспективы: сборник научных трудов / под ред. С.Н. Вольхина, И.В. Тарасовой. Тула, 2017. С. 4 - 7.

Аброськина Ю.Н. Проблемы качества подготовки и оценки бизнес-проектов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. № 14. С. 74-76.

Адлер Ю. Процессное описание бизнеса – основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. 2015. №2. C. 66-69.

Багашев, М.В. Бизнес-планирование учебное пособие. Саратов: Издательство Америт, 2018.

Бестаева И.М., Кодзаева Л.С. Особенности разработки бизнес-проектов в сфере туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 4 (56). С. 57-59.

Гурова Т., Должников А., Ивантер А., Маврина Л., Обухова Е., Полунин Ю. На краю единицы // Эксперт. 2019. № 30-33 (11429). С. 12 - 19.

Долженков А., Ивантер А. Ежовые рукавицы нейтральный жесткости // Эксперт. 2019 № 44 (1140). С. 12-17.

Долятовский В.А. Методология изучения и проектирования современных организаций // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 4. С. 15-21.

Игнатьева А.В., Демьянов А.А. Принципы проектирования организациями в условиях цифровизации // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2020. № 2 (361). С. 102-109.

Кащеева Е.В., Скиперская Е.В. Проектирование коммерческой деятельности организации // В сборнике: Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. XXVII Годичное научное собрание профессорско-преподавательского состава. Ставрополь, 2020. С. 11-15.

Литвак, Б.Г. Управленческие решения. М.: Издательство МФПА, 2018.

Просмотров работы: 45