Чтобы глубоко взглянуть на тему эмоционального выгорания в работе паллиативных медицинских сестер, изначально нужно обратиться к определениям понятий «эмоционального выгорания» и «паллиативной помощи».
Впервые эмоциональное выгорание было описано в 1974 году американским психиатром Гербертом Фреденбергом, что означало – сгорать, выгорать, гореть. Эмоциональное выгорание – это синдром, в котором собраны воедино соматические, эмоциональные и физические симптомы. Симптомы могут проявиться тогда, когда человек неспособен справиться с воздействующим на него стрессом. Такой стресс, в большинстве случаев, вызван из-за отсутствия целей и задач в профессиональной деятельности [1].
Сейчас эмоциональное выгорание чаще всего встречается в профессиях, где человек оказывает помощь другим, в связи с чем испытывает стресс, неудовлетворенность собой и раздражительность [3]. Влияние таких негативных эмоций влечет за собой ухудшение состояния здоровья, неудачи в профессиональной деятельности, продолжительный стресс и, вследствие чего, возникает эмоциональное выгорание.
По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание приобретается в ходе жизнедеятельности человека. Это явление связано с его личностными особенностями, типом характера, поведением и восприятием жизненных обстоятельств [2].
Далее рассмотрим определение понятия «паллиативная помощь».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует паллиативную помощь как подход, целью которого является улучшить качество жизни пациента и членов его семьи, оказавшихся перед лицом заболевания, угрожающего жизни пациента [5]. Заданная цель достигается с помощью облегчения имеющихся симптомов, боли и страданий. Так же, стоит не забывать про оказание психологической и моральной поддержки тяжелобольному пациенту и его родственникам.
Таким образом, паллиативная помощь складывается из двух аспектов. Первый - облегчение процесса заболевания больного, минимизация его страданий и боли. Второй - оказание помощи на последних этапах жизни пациента, в виде психологической и моральной поддержки.
Профессию медицинской сестры, следует отнести к «помогающим» профессиям. Своеобразие «помогающих» профессий заключается в том, что сам субъект деятельности является самым важным инструментом в своей работе. Недостаточно просто следовать методическим приемам, нужно иметь личностную вовлеченность, открытость отношениям, умение сопереживать и сочувствовать, а также способность понимать и принимать интересы другого человека.
Очень точно эмоциональное выгорание описала К. Маслач: «Эмоциональное выгорание – это «плата» за сочувствие – важное качество личности медицинского работника, определяющее его профессионализм» [5].
Нужно получать удовлетворение от процесса помощи нуждающемуся. Ведь одна из главных составляющих результата труда «помогающей» профессии, а в особенности медицинской сестры – удовлетворение. Пациенты паллиативных отделений, зачастую, неизлечимы. Осознание скорой смерти пациента, невозможности излечить, привести пациента к положительной динамике провоцирует стресс и неудовлетворенность собой и своей работой у медицинской сестры. Все это зачастую вызывает эмоциональное выгорание.
Синдром эмоционального выгорания можно разделить на три фазы (по В.В. Бойко):
Фаза напряжения (воздействие стресса на организм, в ответ на негативные факторы).
Фаза резистенции (сопротивление напряжению).
Фаза истощения (усталость, упадок сил, оскуднение эмоционального состояния).
Деятельность медицинской сестры в паллиативной помощи связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений в экстремальных ситуациях. Наибольшее психоэмоциональное напряжение вызывают тяжелобольные пациенты, их смерть и горе родственников от утраты близкого человека. В работе медицинской сестры слишком много негативных эмоций, ведь очень сложно все это пропустить через себя, научиться относиться к смерти, как к биологическому процессу и при всем этом остаться невозмутимым.
Чтобы выявить уровень эмоционального выгорания у медицинских сестер, оказывающих паллиативную помощь, было проведено эмпирическое исследование по методике В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Выборку исследования составили 15 медицинских сестер одного из онкологических центров Москвы. Каждый вопрос был направлен на выявление конкретной фазы эмоционального выгорания и ее симптоматики.
Анализ полученных результатов по выявлению показателя уровня эмоционального выгорания медицинских сестёр в, показал, что респондентов можно разделить на три группы:
С уже сформировавшимся эмоциональным выгоранием (56%).
С только формирующимся эмоциональным выгоранием (32%).
С отсутствием эмоционального выгорания (12%).
Соответственно, было выявлено, что основная часть респондентов имеет приобретенный синдром эмоционального выгорания. Такая статистика говорит о том, что больше половины сотрудников подвержены негативному явлению.
Можно сделать вывод, что большинство медицинских сестёр в паллиативной помощи подвержены долговременному стрессу, им часто приходится сталкиваться с многочисленными трудностями и переживаниями по отношению к своим пациентам.
У первой группы медицинских сестер, у которых уже сформировался синдром эмоционального выгорания, наиболее выражена фаза истощения. Это говорит о том, что в ходе своей профессиональной деятельности и влияния различных негативных обстоятельств, у медицинских сестер выявлена конечная стадия эмоционального выгорания. Проявляется в виде полной потери интереса к своей жизни и работе, в утрате сочувствия тяжелобольным пациентам и их родственникам, в усталости и эмоциональной отстраненности. Такой исход может перерасти в хроническое состояние, поэтому данная проблема требует незамедлительного решения.
У второй группы медицинских сестер с только формирующимся синдромом эмоционального выгорания наблюдается фаза резистенции. Данная фаза представляет собой эмоциональную защиту. Проявляется в неадекватном реагировании на сложившиеся обстоятельства, в утрате эмоций, как к пациентам, так и к своим близким, и в игнорировании проблем и рабочих поручений. В данном случае медицинские сестры, скорее всего, склоняются к тому, чтобы как можно больше отстраниться от всего происходящего вокруг них. Именно на этом этапе важно осознать проблему, выявить симптомы и постараться с ними справиться.
Перейдем к третьей группе медицинских сестер, у которых отсутствует эмоциональное выгорание, но уже преобладает начальная фаза – фаза напряжения. Данная фаза характеризуется нервным напряжением, которое служит первостепенным этапом в формировании данного синдрома. Проявляется в переживании за незначительные нерешенные ситуации, в отчаянии, в неудовлетворенности собой и исходным положением дел, а также в чувстве ненужности, разочаровании и тревожности. Мы можем наблюдать, что вторая группа медицинских сестер находится на начальной стадии формирования синдрома. Но ни в коем случае нельзя игнорировать такие предпосылки, ведь чем раньше выявлена проблема, тем легче будет остановить или замедлить развитие эмоционального выгорания.
При оценке степени эмоционального выгорания медицинских сестер паллиативной помощи по ведущим симптомам, было выявлено, что у трети респондентов (25%) выражен такой симптом, как «редукция профессиональных обязанностей». Это означает, что у 25% медицинских сестер ослаблена нервная система и может наблюдаться падение энергетического тонуса, что негативно сказывается на их профессиональной деятельности.
«Симптом личностной отстраненности» наблюдается у 20% респондентов. Они больше всего подвержены полному или частичному исключению эмоций из сферы профессиональной деятельности и личной жизни.
Не удовлетворены собой оказались 16% опрошенных. Скорее всего они остро реагируют на неудачи или неспособность повлиять на сложившиеся психотравмирующие обстоятельства.
Завершающий выявленный симптом «загнанность в клетку» наблюдается у 19% респондентов. При таком явлении медицинские сестры чувствуют безысходность, беспомощность и ненужность.
Оценка уровня и степени эмоционального выгорания продемонстрировала, что большая часть опрошенных медицинских сестер (56%) находятся на стадии истощения, что является последней стадией эмоционального выгорания. На данном этапе трудно справляться со своими ежедневными обязанностями, выполнять порученную работу, физически и морально поддерживать пациента. Именно у медицинских сестер, оказывающих паллиативную помощь в большей степени, должно проявляться сопереживание и сочувствие к своим пациентам и его родственникам, ведь это является одним из главных составляющим аспектом их работы.
Выводы
Профессиональная деятельность медицинских сестер в паллиативной помощи связанна с повышенным стрессом, им зачастую приходиться сталкиваться с многочисленными трудностями, постоянно испытывать переживания по отношению к своему пациенту, напряжение и стресс. Долговременный стресс влияет на психоэмоциональное состояние, что в дальнейшем может поспособствовать эмоциональному выгоранию. Такая работа требует эмоциональной устойчивости и адекватного реагирования на различные ситуации. При обнаружении эмоционального выгорания продуктивность и мотивация снижается, это может послужить некачественному оказанию помощи пациенту.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что большая часть опрошенных паллиативных медицинских сестер имеют уже сформировавшийся эмоциональное выгорание и у многих из них преобладает симптом «редукции профессиональных обязанностей». Такая статистика говорит о том, что большинство из них подвержены негативному явлению, у них может наблюдаться снижение работоспособности и неуверенность в своей компетентности.
Важно отметить, что на сегодняшний день эмоциональное выгорание является существенной почвой для размышления и достаточно серьезной проблемой. Необходимо своевременно распознавать проявляющиеся симптомы данного синдрома и осознавать его деструктивные последствия. Ведь в дальнейшем эмоциональное выгорание приобретает хронический вид, с чем намного сложнее бороться, нежели на ранних стадиях его проявления.
В заключение хотелось бы отметить, что проявление эмоционального выгорания распространяется не только на область рабочих отношений, но затрагивает личную сферу и социальные коммуникации, оказывая негативное воздействие на каждую из них.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акиндинова, И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика. / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова. // Педагогические вести. 2003. – № 25. – С. 34.
Бойко, В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
Винокур, В.А. Профессиональный стресс губит врача. / В.А. Винокур, М.Н. Розанова. – СПб.: Питер, 1997. – 28 с.
Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются/ К.Маслач. [Электронный ресурс] / Мир знаний 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://mirznanii.com (дата обращения 28.12.2021).
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Статья 36. / [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 2022. – Электр. дан. Режим доступа: https://clck.ru/ajdeU (дата обращения 13.01.2022).