За последние десятилетия образ жизни людей по всему миру значительно изменился, став благодаря экономическому развитию и научно-техническому прогрессу менее подвижным, а эпидемия Covid-19 лишь усугубила ситуацию, поскольку всемирный lock down свел физические нагрузки к минимуму. В этой связи возникла глобальная проблема малоподвижного образа жизни, гиподинамия, которую зарубежные эксперты называют «болезнью цивилизации» или «болезнью XXI века» [1, с.1]
Гиподинамия в переводе с латыни значит «малоподвижность» [2, с.71]. Это ослабление мышечной деятельности, вызванное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности [3, с.159]. Основными симптомами являются сильная слабость и быстрая утомляемость при малых физических нагрузках, учащенное сердцебиение, быстро меняющийся эмоциональный фон и высокая нервозность. Гиподинамия оказывает пагубное воздействие на функциональные отделы человеческого организма. Такие смертельно опасные заболевания как рак, ишемия и прочие, могут быть последствиями этого воздействия.
Гиподинамия продолжает прогрессировать в студенческой среде в виду недостатка времени и желания молодежи тратить время на физические нагрузки. В дальнейшем данная ситуация не только окажет непосредственное негативное влияние на различные сферы жизни конкретного человека, но и отразится на общем уровне жизни и средней ее продолжительности в целом, повысит нагрузку на систему здравоохранения.
Существует множество научных трудов, посвященных проблеме гиподинамии. В них рассматриваются различные вопросы, такие как, причины возникновения и последствия гиподинамии, профилактика этого состояния, информированность молодежи о существовании такой проблемы. Однако среди них нами не было выявлено работы, посвященной личной мотивации студентов к ежедневным физическим нагрузкам и, в частности, к занятию спортом. Соответственно, все перечисленное выше обуславливает актуальность проводимого исследования, целью которого является определить ключевые факторы внешней среды, которые оказывают непосредственное влияние на мотивацию студентов. Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать соответствующую научную литературу, провести опрос среди студентов очной формы обучения ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» и, основываясь на полученных результатах, выявить внешние условия, которые являются демотиваторами ведения здорового образа жизни, соответственно, профилактики гиподинамии.
Был проведен онлайн-опрос среди студентов очной формы обучения ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова». Всего по данной форме обучается 9831 человек [4, c.2], в опросе приняло участие 52 студента, соответственно доверительная вероятность составляет 85%, а доверительный интервал 10%. Респондентам было дано определение гиподинамии и кратко обозначены ее возможные негативные последствия. Были заданы следующие вопросы:
Были ли Вы знакомы с понятием «гиподинамия» ранее?
Информирование о ее последствиях могло бы замотивировать Вас вести здоровый образ жизни?
Что для Вас является помехой, чтобы заниматься спортом регулярно?
Какие условия и/или льготы извне могли бы замотивировать Вас заниматься спортом регулярно?
Первый и второй вопрос предполагали однозначный ответ, то есть да или нет. На третий и четвертый вопрос респонденты давали ответ в свободной форме. В связи с этим, результаты онлайн-опроса будут представлены ниже в виде круговых диаграмм для первого и второго вопросы и гистограмм для третьего и четвертого.
Круговая диаграмма 1 – Ответ на вопрос 1
Круговая диаграмма 2 – Ответ на вопрос 2
Глядя на диаграммы, можно констатировать, что в общем студенты не осведомлены о проблеме гиподинамии. Об этом свидетельствует процентное соотношение ответов в первом вопросе, указывающие на то, что едва больше половины опрошенных знакомы с понятием «гиподинамия», также подтверждением является процентное соотношение ответов во втором вопросе, где абсолютное большинство дали положительный ответ, что указывает на неинформированность о последствиях гиподинамии, следственно, на отсутствие информационной кампании в студенческой среде.
Более того, подтвердить это могут работы других исследователей. Так в своей работе «Информированность студентов о гиподинамии и ее влиянии на состояние здоровья студентов» А.М. Сипаторова и Я.П. Мелихов, основываясь на результатах проведенного анкетирования, указывают, что «только 66% из 100% имеют правильное представление о том, что такое гиподинамия. 34% – совершенно не понимают смысла этого термина» [5, с.79]. Они также приходят к выводу о недостаточной информированности студентов о последствиях гиподинамии.
В связи с тем, что отвечали на вопросы три и четыре респонденты в свободной форме и некоторые ответы повторялись или в одном было указано несколько положений, результаты были распределены для обоих вопросов по категориям. Такой формат позволяет более точно определить основные демотивирующие факторы внешней среды и мотивирующие условия, которые, по мнению студентов, могли бы подтолкнуть их к регулярному занятию спортом. К категории «Прочее» были отнесены те ответы, в которых респонденты указывали условия, не поддающиеся изменению. Например, погода.
Гистограмма 1 – ответ на вопрос 3
Гистограмма 1 – ответ на вопрос 4
Основываясь на полученных результатах, можно констатировать, что основными тормозящими факторами являются отсутствие свободного времени и сил, а также денежный фактор. При этом респонденты больше всего выделили студенческие льготы в спортзалах, бесплатные пробные занятия и развитие инфраструктуры в качестве мотивирующих к регулярным занятиям спортом условий.
На сегодняшний день проблема гиподинамии обсуждается во всем мире, проводятся исследования, направленные на предупреждения угроз малоподвижного образа жизни, проблема гиподинамии становится определенным вектором внутренней политики государств, прослеживаются попытки со стороны государства взять ситуацию под контроль. Так, в своем документе от 24.04.2018 «Об опасности гиподинамии» Роспотребнадзор обозначил необходимость повышения уровня физической активности населения, например, по средствам «создания спортивных и рекреационных сооружений» и «проведения на рабочих местах политики, способствующей физической активности» [6, с.4]. Хоть реализуемые направления внутренней политики упреждения гиподинамии коррелируют с общественным запросом, в студенческой среде по-прежнему существуют внешние условия, непосредственно влияющие на профилактику гиподинамии, соответственно, на приобщенность студентов к здоровому образу жизни и спорту. Среди них можно выделить следующие ключевые факторы. Во-первых, отсутствие информационной кампании об опасности гиподинамии, вследствие которого студенты мало осведомлены о всех ее рисках. Во-вторых, такие факторы, как неудовлетворенный молодежный запрос на развитие инфраструктуры и системы студенческих льгот в спортзалах и бассейнах, а также высокая учебная загруженность, становятся причиной низкого уровня спортивной культуры в студенческой среде.
Список литературы:
Sebastiao Gobbi, Emerson Sebastiao, Camila Bosquiero Papini, Priscila Missaki Nakamura, Americo Valdanha Netto, Lilian Teresa Bucken Gobbi, Eduardo Kokubun. Physical inactivity and related barriers: a study in a community dwelling of older Brazilians [Electronic resource] // Journal of Aging Research. 10.11.2012. URL : https://www.researchgate.net/publication/233841040_Physical_Inactivity_and_Related_Barriers_A_Study_in_a_Community_Dwelling_of_Older_Brazilians
Гришан М.А. Физиологические последствия гиподинамии для организма человека [Электронный ресурс] // Здоровье и образование в XXI веке. – 2018. – №12. – с. 70-73. – Электрон. текстовые дан. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-posledstviya-gipodinamii-dlya-organizma-cheloveka
Илькевич К.Б., Кашенков Ю.Б., Илькевич Т.Г. Профилактика гиподинамии средствами физической культуры у студенток на дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. – 2021. – №3 (193). – с. 157 – 164. – Электрон. текстовые дан. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-gipodinamii-sredstvami-fizicheskoy-kultury-u-studentok-na-distantsionnom-obuchenii
Отчет о реализации программы развития в 2019 году Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова // ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». 29.03.2020. [Электронный ресурс] URL : https://narfu.ru/upload/medialibrary/249/SAFU-Otchet-o-realizatsii-PR-za-2019-god.pdf
Сипаторова А.М., Мелихов Я.П. Информированность студентов о гиподинамии и ее влиянии на состояние здоровья студентов [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. – 2018. – №4 (27). – с. 78 – 79. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/informirovannost-studentov-o-gipodinamii-i-ee-vliyanii-na-sostoyanie-zdorovya-studentov, свободный (дата обращения: 09.10.2021). – Загл. с экрана.
Об опасности гиподинамии // ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Алтай». 24.04.2018. [Электронный ресурс] URL: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/component/content/article/43-san-ottel/9076-24042018.pdf