Тенденции развития сельского хозяйства Республики Мордовия - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Тенденции развития сельского хозяйства Республики Мордовия

Селдушева В.Е. 1
1ФГБОУ ВО Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время одним из важнейших приоритетов государственной аграрной политики России является обеспечение продовольственной независимости и продовольственной безопасности страны. В связи с этим особое внимание уделяется агропромышленному комплексу (АПК) как важнейшему элементу национальной экономики, играющему определяющую социально-экономическую роль для развития государства, субъектов РФ, муниципальных образований, поскольку он не только обеспечивает продовольственные потребности населения и формирует часть продукции, идущей на экспорт (вывоз), но и занятость, и рост доходов населения, сохраняя заселенность огромных территорий сельских поселений Российской Федерации. Все это обосновывает важность дальнейшего развития АПК государства в целом и ее регионов в частности.

Эффективность и устойчивость деятельности АПК в существенной степени напрямую зависят от биоклиматического потенциала региона, рационального использования производственных ресурсов и инвестиционных возможностей. В последние годы все большее влияние на хозяйственную деятельность агропромышленных организаций оказывают трудно прогнозируемые изменения во внешней среде, связанные с глобализацией агропродовольственных систем, усилением конкуренции на сырьевых и продуктовых рынках, ускорением научно-технического прогресса и другими объективными факторами.

На государственном уровне в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (последняя редакция) для динамичного и устойчивого развития экономики предполагается разработка и реализация стратегий развития отдельных регионов, межотраслевых комплексов, отраслей и предприятий. Развитие российского АПК осуществляется в соответствии со Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 993-р), цели которой логично ориентированы на реализацию Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Выполнение целей и задач развития АПК России может быть обеспечено принятием аналогичных документов в регионах страны с определением для каждого из них приоритетов аграрной политики, целей и задач развития агропромышленного комплекса, а также выбора путей и способов их достижения. Авторский подход к тенденциям развития регионального агропромышленного комплекса заключается в согласованности целей и приоритетов развития по уровням управления (федеральном, субъектов РФ, муниципальном, отдельных отраслей и организаций), в уточнении пространственного размещения сельскохозяйственных и перерабатывающих производств с учетом потенциала локальных территорий и адекватных инструментов государственного регулирования. Важнейшей составляющей данной концепции является обоснование целей развития АПК Республики Мордовия, представлены на рис.1.

Республика Мордовия является индустриально-аграрным регионом, ВРП которого формируется за счет двух крупнейших отраслей региональной экономики: обрабатывающего производства (26 %) и сельского хозяйства 14 %). Сельскохозяйственное производство является традиционной отраслью для региона, поскольку основу земельного фонда республики составляют земли сельскохозяйственного назначения (63,4 %). Оно динамично развивается, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

 

Цели развития АПК Республики Мордовия

1 ) повышение конкурентоспособности отраслей и предприятий;

   

2 ) стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, высокотехнологичных и наукоемких производств;

 

3 ) развитие цифровых технологий;

 
 

4 ) комплексное развитие сельских территорий, обеспечивающее наиболее полное и эффективное использование имеющихся ресурсов;

5 ) рост экспорта продукции, развитие агропродовольственного рынка с

широким использованием механизмов кооперации.

Рисунок 1 – Цели развития АПК Республики Мордовия.

Производство зерновых и зернобобовых, овощей и масличных культур возросло в 2020 г. относительно 2016 г. на 35,8 %, 16,2 %, 94,1 % соответственно. При этом производство сахарной свеклы сократилось на 31,5 %, картофеля на 15,6 %. Анализ динамики показателей животноводства позволяет сделать вывод относительно стремительного роста производства мяса в среднем почти на 27 %, в основном за счет свинины (на 43 %) и мяса птицы (на 23 %). При этом производство молока увеличилось на 16 %, а яиц – на 3,7 %. Эти показатели достигнуты за счет реализации инвестиционных проектов по строительству животноводческих комплексов, росту поголовья и продуктивности скота и птицы.

Таблица 1 – Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции за 2016-2020 гг., тыс. тонн

Наименование продукции

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2020 к 2016,%

Зерновые и зернобобовые

1194,1

1335,7

1068,3

1226,6

1621,8

135,8

Сахарная свекла

1072,2

732,0

621,3

1071,7

733,7

68,5

Картофель

315,0

313,8

297,3

314,0

266,0

84,4

Овощи открытого и закрытого грунта

85,9

89,8

90,8

100,3

99,9

116,21

Масличные культуры

43,6

39,4

46,9

89,6

84,5

194,1

Плоды и ягоды

40,1

18,5

29,0

34,9

   

Скот и птицы (в убойном весе)

199,9

214,1

228,5

233,7

253,6

126,9

в том числе: говядина

13,1

11,8

13,2

13,4

14,0

106,9

свинина

46,2

52,2

54,8

61,7

67,4

145,9

Окончание таблицы 1

мясо птицы

140,2

149,7

160,3

158,4

171,9

122,6

Молоко

408,7

420,4

434,6

453,1

473,1

115,8

Яйца, млн. штук-

1422,7

1388,2

1458,1

1520,4

1475,3

103,7

По отчетным данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в 2020 г. индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 106,2 % к уровню 2019 г. (в растениеводстве – 107,8%, животноводстве – 105,3%), против показателя по России – 101,5% (в растениеводстве – 101%, животноводстве – 102%). В расчете на душу населения в республике произведено продукции сельского хозяйства на 97,7 тыс. руб., это первый показатель среди регионов ПФО (против 50,2 тыс. руб.). Мордовия в 2020 г. по производству яйца и молока на душу населения занимает в России 2-е место (1-е место в ПФО), мяса скота и птицы – 7-е место в России (2-е место в ПФО).

Рост производства сельскохозяйственной продукции способствовал увеличению объемов в пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Мордовия. Так, в 2020 г. было произведено и обеспечен рост к уровню 2016 г.:

колбасных изделий – 148,3 тыс. тонн (в 2016 г. 95,8 тыс. т), рост 54,8 %;

мясных полуфабрикатов – 67,6 тыс. тонн (в 2016 г. 19 тыс. т), рост в 3,6 раза;

цельномолочной продукции – 148,5 тыс. тонн (в 2016 г. 145,6 тыс. т), рост 2 %;

сыров и сырных продуктов –19,2 тыс. тонн (в 2016 г. 15,7 тыс. т), рост на 22,3 %;

масла сливочного – 3,5 тыс. тонн (в 2016 г. 4,3 тыс. т), спад на 18,6 %;

плодоовощных консервов – 22,9 муб. (в 2016 г. 16,2 муб.), рост на 41,4 %;

сахара белого свекловичного – 93,4 тыс. тонн. (в 2016 г. 134 тыс. т) ), спад на 30,3 %.

За анализируемый период произошло значительное изменение структуры производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств: растет удельный вес сельскохозяйственных организаций (с 72,7 % в 2016 г. до 77,8 % в 2019 г.) за счет сокращения хозяйств населения (соответственно с 23,3 % до 18,4 %) при стабильном на уровне 3,8 % крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственные организации нарастили производство продукции сельского хозяйства на 48 %, крестьянские (фермерские) хозяйства – на 33,5 %, а в хозяйствах населения произошел спад почти на 3 %. В таблице 2 приведены данные по структуре производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств.

Таблица 2 – Структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств, в %

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Отклонение 2019 - 2016 гг.

1

2

3

4

5

6

Сельскохозяйственные организации

Зерно (в весе после доработки)

87,5

88,1

88,7

89,4

1,8

Сахарная свекла

94,7

4,0

95,2

95,0

0,3

Картофель

4,2

2,0

2,6

2,5

-1,7

Овощи

33,4

32,6

31,9

39,1

5,7

Скот и птица

93,4

94,7

95,2

95,6

2,2

Молоко

76,3

77,5

78,2

79,6

3,3

Яйца

91,8

91,5

91,9

92,3

0,5

Хозяйства населения

Зерно (в весе после доработки)

0,5

0,5

0,6

0,6

0,1

Сахарная свекла

0,4

0,2

0,2

0,1

-0,3

Картофель

90,6

94,2

95,1

95,3

4,7

Овощи

66,0

67,4

68,1

60,8

-5,2

Скот и птица

5,7

4,4

3,5

3,1

-2,6

Молоко

17,0

15,4

14,4

12,9

-4,1

Яйца

7,9

8,1

7,7

7,3

-0,6

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Зерно (в весе после доработки)

11,9

11,4

10,7

10,0

-1,9

Сахарная свекла

4,9

5,8

4,6

4,9

-

Картофель

5,2

3,7

2,3

2,2

-3

Овощи

0,6

0,1

0,0

0,1

-0,5

Скот и птица

0,8

0,9

1,3

1,3

0,5

Молоко

6,8

7,1

7,4

7,5

0,7

Яйца

0,3

0,4

0,4

0,4

0,1

Сельскохозяйственные организации являются основными производителями зерна и сахарной свеклы, а также продукции животноводства, кроме овцеводства (шерсти и баранины). Следует отметить, что система государственного регулирования в республике основное внимание уделяет крупным и средним сельскохозяйственным организациям, численность которых, тем не менее, сокращается (табл.3). Приведенные показатели свидетельствуют как об их небольшом количестве, так и невысокой эффективности деятельности.

Таблица 3Основные показатели деятельности крупных и среднихсельскохозяйственных организаций (по данным годовых бухгалтерских отчетов)

Показатели

2016

2017

2018

2019

Число сельскохозяйственных организаций, ед.

56

54

57

50

Среднесписочная численность работников, тыс. человек

12,9

12,8

12,0

16,0

Прибыль (убыток), млн. руб.

3451,4

3466,8

5433,9

4566,4

Уровень рентабельности (отношение прибыли от продаж к себестоимости реализованной продукции), %

14,7

14,3

19,2

18,1

Окончание таблицы 3

Число убыточных хозяйств, ед.

9

8

9

7

Доля от общего числа сельскохозяйственных организаций, %

16,1

14,8

15,8

14,0

Среднемесячная оплата труда работников, руб.

22805,1

24787,2

27120,1

28631,6

Малым формам хозяйствования развиваться стабильно существенно сложнее, поэтому их количество в регионе также сокращается. Так, численность крестьянских (фермерских) хозяйств в 2016 г. было 1121, в 2019 г. – 1109 единиц. Количество хозяйств населения также уменьшается, поскольку сокращается (за 2016-2020 гг. на 7,2 %) и стареет сельское население. Следует отметить, что тенденция сокращения числа предприятий во всех сферах экономики республике проявляется давно: за 2016-2020 гг. количество вновь созданных организаций сократилось на 50,1 %, а официально ликвидированных возросло в 2,5 раза. Это свидетельствует о неблагоприятной институциональной среде для бизнеса. Особенно проблематичным становится экономическое развитие сельских территорий республики, в которых крупные и средние организации отсутствуют и производство обеспечивают микроорганизации и индивидуальные предприниматели. Это должно учитываться в стратегическом управлении АПК Мордовии и ее отдельных административно-территориальных единиц.

Результаты анализа позволили сформулировать проблемы и недостатки, препятствующие развитию АПК в регионе, которые заключаются в: 1) недостаточном временном горизонте; 2) ориентации на интенсификацию производства преимущественно в крупных предприятиях и недостаточное внимание к малым формам хозяйствования; 3) игнорирование потенциальных возможностей развития органического сельского хозяйства, динамично растущего в мире спроса на органическое продовольствие; 4) отсутствие связанности экономического роста с решением проблем периферийных сельских территорий.

Для экономики АПК республики перспективной формой развития может стать органическое сельское хозяйство, которое позволяет использовать площади залежей и не только сохранять экосистему, но и обеспечивать производство экологически чистой и безопасной продукции. Для этого необходимо создать агропромышленный органический кластер, который объединит производителей биологических препаратов, органической продукции, лаборатории и сертификационные центры, логистические и маркетинговые центры, обеспечив гарантированный сбыт, рекламу, брендирование продукции.

Положительные тенденции развития АПК должны предусматривать адекватные инструменты государственного регулирования, к числу важнейших в настоящее время следует отнести:

1) государственная поддержка малых форм хозяйствования во всех сферах АПК региона, среди которых предоставление субсидий и социальных выплат; государственного имущества в залог; информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников продовольственного рынка; осуществление закупки, хранения и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд; содействие развитию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; иные меры, предусмотренные законодательством РФ и законодательством региона;

Цель – обеспечение экономического роста АПК региона для продовольственного обеспечения населения региона, расширения объемов вывоза в другие регионы РФ и экспорта продукции на основе создания условий для развития всех субъектов хозяйственной деятельности и эффективного использования потенциала всех административно-территориальных образований

 

Развитие системы

стратегического

планирования АПК региона

Формирование

благоприятной

институциональной

среды

Создание условий для эффективного

развития сельских территорий

 

1. Обоснование целей и приоритетов развития по основным отраслям и сферам АПК

2. Разработка прогноза производства продукции в разрезе крупного, среднего и малого предпринимательства и акселерации субъектов малого бизнеса.

3. Представление в стратегических документах региона разделов о территориальном

1. Внедрение новых институтов развития (бизнес-территории, программно-проектное планирование).

2. Активизация государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

3. Содействие развитию межмуниципального сотрудничества.

4. Устранение административных барьеров для бизнеса

1. Устранение чрезмерных социально-экономических различий между муниципалитетами.

2. Стимулирование диверсификации экономики территорий.

3. Повышение доступности и качества социально значимых услуг для сельского населения.

4. Реализация

Рисунок 2 – Предложения по экономическому росту АПК региона.

2) государственная поддержка инновационных технологий и цифровизации, а также экспорта продукции АПК;

3) меры по устойчивому развитию сельских территорий в рамках действующей программы «Комплексное развитие сельских территорий», реализации подпрограмм: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»; «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях»; «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях», обеспечивающих улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования; обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными кадрами.

Список использованных источников

1. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон № 264-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2020года : [принят Государственной думой 29 декабря 2006 года : одобрен Советом Федерации27 декабря 2006 года]. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12151309/paragraph/15245/doclist/8516/showentries/0/highlight/264%20%D1%84%D0%B7:1– Режим доступа: сеть Интернет. – Текст : электронный.

2. Российская Федерация. Законы. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон № 74-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2020года : [принят Государственной думой 23 мая 2003 года: одобрен Советом Федерации28 мая 2003 года]. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12131264/paragraph/3638/doclist/8706/showentries/0/highlight/74%20%D1%84%D0%B7:3– Режим доступа: сеть Интернет. – Текст : электронный.

3. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. – URL: http://old.mcx.ru/documents/document/v7_show/1364.146.htm (дата обращения 27.10.2021г.)

4. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России: официальный сайт. – URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf

5. Официальный портал органов государственной власти республики Мордовия [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.e-mordovia.ru/19.

6.Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по республике Мордовия [Электронный ресурс], Режим доступа: https://mrd.gks.ru/

Просмотров работы: 258