В настоящее время одним из важнейших приоритетов государственной аграрной политики России является обеспечение продовольственной независимости и продовольственной безопасности страны. В связи с этим особое внимание уделяется агропромышленному комплексу (АПК) как важнейшему элементу национальной экономики, играющему определяющую социально-экономическую роль для развития государства, субъектов РФ, муниципальных образований, поскольку он не только обеспечивает продовольственные потребности населения и формирует часть продукции, идущей на экспорт (вывоз), но и занятость, и рост доходов населения, сохраняя заселенность огромных территорий сельских поселений Российской Федерации. Все это обосновывает важность дальнейшего развития АПК государства в целом и ее регионов в частности.
Эффективность и устойчивость деятельности АПК в существенной степени напрямую зависят от биоклиматического потенциала региона, рационального использования производственных ресурсов и инвестиционных возможностей. В последние годы все большее влияние на хозяйственную деятельность агропромышленных организаций оказывают трудно прогнозируемые изменения во внешней среде, связанные с глобализацией агропродовольственных систем, усилением конкуренции на сырьевых и продуктовых рынках, ускорением научно-технического прогресса и другими объективными факторами.
На государственном уровне в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (последняя редакция) для динамичного и устойчивого развития экономики предполагается разработка и реализация стратегий развития отдельных регионов, межотраслевых комплексов, отраслей и предприятий. Развитие российского АПК осуществляется в соответствии со Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 993-р), цели которой логично ориентированы на реализацию Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Выполнение целей и задач развития АПК России может быть обеспечено принятием аналогичных документов в регионах страны с определением для каждого из них приоритетов аграрной политики, целей и задач развития агропромышленного комплекса, а также выбора путей и способов их достижения. Авторский подход к тенденциям развития регионального агропромышленного комплекса заключается в согласованности целей и приоритетов развития по уровням управления (федеральном, субъектов РФ, муниципальном, отдельных отраслей и организаций), в уточнении пространственного размещения сельскохозяйственных и перерабатывающих производств с учетом потенциала локальных территорий и адекватных инструментов государственного регулирования. Важнейшей составляющей данной концепции является обоснование целей развития АПК Республики Мордовия, представлены на рис.1.
Республика Мордовия является индустриально-аграрным регионом, ВРП которого формируется за счет двух крупнейших отраслей региональной экономики: обрабатывающего производства (26 %) и сельского хозяйства 14 %). Сельскохозяйственное производство является традиционной отраслью для региона, поскольку основу земельного фонда республики составляют земли сельскохозяйственного назначения (63,4 %). Оно динамично развивается, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.
Цели развития АПК Республики Мордовия
1 ) повышение конкурентоспособности отраслей и предприятий; |
|||
2 ) стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, высокотехнологичных и наукоемких производств; |
|||
3 ) развитие цифровых технологий; |
|||
4 ) комплексное развитие сельских территорий, обеспечивающее наиболее полное и эффективное использование имеющихся ресурсов; 5 ) рост экспорта продукции, развитие агропродовольственного рынка с широким использованием механизмов кооперации. |
Рисунок 1 – Цели развития АПК Республики Мордовия.
Производство зерновых и зернобобовых, овощей и масличных культур возросло в 2020 г. относительно 2016 г. на 35,8 %, 16,2 %, 94,1 % соответственно. При этом производство сахарной свеклы сократилось на 31,5 %, картофеля на 15,6 %. Анализ динамики показателей животноводства позволяет сделать вывод относительно стремительного роста производства мяса в среднем почти на 27 %, в основном за счет свинины (на 43 %) и мяса птицы (на 23 %). При этом производство молока увеличилось на 16 %, а яиц – на 3,7 %. Эти показатели достигнуты за счет реализации инвестиционных проектов по строительству животноводческих комплексов, росту поголовья и продуктивности скота и птицы.
Таблица 1 – Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции за 2016-2020 гг., тыс. тонн
Наименование продукции |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2020 к 2016,% |
Зерновые и зернобобовые |
1194,1 |
1335,7 |
1068,3 |
1226,6 |
1621,8 |
135,8 |
Сахарная свекла |
1072,2 |
732,0 |
621,3 |
1071,7 |
733,7 |
68,5 |
Картофель |
315,0 |
313,8 |
297,3 |
314,0 |
266,0 |
84,4 |
Овощи открытого и закрытого грунта |
85,9 |
89,8 |
90,8 |
100,3 |
99,9 |
116,21 |
Масличные культуры |
43,6 |
39,4 |
46,9 |
89,6 |
84,5 |
194,1 |
Плоды и ягоды |
40,1 |
18,5 |
29,0 |
34,9 |
||
Скот и птицы (в убойном весе) |
199,9 |
214,1 |
228,5 |
233,7 |
253,6 |
126,9 |
в том числе: говядина |
13,1 |
11,8 |
13,2 |
13,4 |
14,0 |
106,9 |
свинина |
46,2 |
52,2 |
54,8 |
61,7 |
67,4 |
145,9 |
Окончание таблицы 1 |
||||||
мясо птицы |
140,2 |
149,7 |
160,3 |
158,4 |
171,9 |
122,6 |
Молоко |
408,7 |
420,4 |
434,6 |
453,1 |
473,1 |
115,8 |
Яйца, млн. штук- |
1422,7 |
1388,2 |
1458,1 |
1520,4 |
1475,3 |
103,7 |
По отчетным данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в 2020 г. индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 106,2 % к уровню 2019 г. (в растениеводстве – 107,8%, животноводстве – 105,3%), против показателя по России – 101,5% (в растениеводстве – 101%, животноводстве – 102%). В расчете на душу населения в республике произведено продукции сельского хозяйства на 97,7 тыс. руб., это первый показатель среди регионов ПФО (против 50,2 тыс. руб.). Мордовия в 2020 г. по производству яйца и молока на душу населения занимает в России 2-е место (1-е место в ПФО), мяса скота и птицы – 7-е место в России (2-е место в ПФО).
Рост производства сельскохозяйственной продукции способствовал увеличению объемов в пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Мордовия. Так, в 2020 г. было произведено и обеспечен рост к уровню 2016 г.:
колбасных изделий – 148,3 тыс. тонн (в 2016 г. 95,8 тыс. т), рост 54,8 %;
мясных полуфабрикатов – 67,6 тыс. тонн (в 2016 г. 19 тыс. т), рост в 3,6 раза;
цельномолочной продукции – 148,5 тыс. тонн (в 2016 г. 145,6 тыс. т), рост 2 %;
сыров и сырных продуктов –19,2 тыс. тонн (в 2016 г. 15,7 тыс. т), рост на 22,3 %;
масла сливочного – 3,5 тыс. тонн (в 2016 г. 4,3 тыс. т), спад на 18,6 %;
плодоовощных консервов – 22,9 муб. (в 2016 г. 16,2 муб.), рост на 41,4 %;
сахара белого свекловичного – 93,4 тыс. тонн. (в 2016 г. 134 тыс. т) ), спад на 30,3 %.
За анализируемый период произошло значительное изменение структуры производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств: растет удельный вес сельскохозяйственных организаций (с 72,7 % в 2016 г. до 77,8 % в 2019 г.) за счет сокращения хозяйств населения (соответственно с 23,3 % до 18,4 %) при стабильном на уровне 3,8 % крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственные организации нарастили производство продукции сельского хозяйства на 48 %, крестьянские (фермерские) хозяйства – на 33,5 %, а в хозяйствах населения произошел спад почти на 3 %. В таблице 2 приведены данные по структуре производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств.
Таблица 2 – Структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств, в %
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Отклонение 2019 - 2016 гг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сельскохозяйственные организации |
|||||
Зерно (в весе после доработки) |
87,5 |
88,1 |
88,7 |
89,4 |
1,8 |
Сахарная свекла |
94,7 |
4,0 |
95,2 |
95,0 |
0,3 |
Картофель |
4,2 |
2,0 |
2,6 |
2,5 |
-1,7 |
Овощи |
33,4 |
32,6 |
31,9 |
39,1 |
5,7 |
Скот и птица |
93,4 |
94,7 |
95,2 |
95,6 |
2,2 |
Молоко |
76,3 |
77,5 |
78,2 |
79,6 |
3,3 |
Яйца |
91,8 |
91,5 |
91,9 |
92,3 |
0,5 |
Хозяйства населения |
|||||
Зерно (в весе после доработки) |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,1 |
Сахарная свекла |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
-0,3 |
Картофель |
90,6 |
94,2 |
95,1 |
95,3 |
4,7 |
Овощи |
66,0 |
67,4 |
68,1 |
60,8 |
-5,2 |
Скот и птица |
5,7 |
4,4 |
3,5 |
3,1 |
-2,6 |
Молоко |
17,0 |
15,4 |
14,4 |
12,9 |
-4,1 |
Яйца |
7,9 |
8,1 |
7,7 |
7,3 |
-0,6 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
|||||
Зерно (в весе после доработки) |
11,9 |
11,4 |
10,7 |
10,0 |
-1,9 |
Сахарная свекла |
4,9 |
5,8 |
4,6 |
4,9 |
- |
Картофель |
5,2 |
3,7 |
2,3 |
2,2 |
-3 |
Овощи |
0,6 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
-0,5 |
Скот и птица |
0,8 |
0,9 |
1,3 |
1,3 |
0,5 |
Молоко |
6,8 |
7,1 |
7,4 |
7,5 |
0,7 |
Яйца |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,1 |
Сельскохозяйственные организации являются основными производителями зерна и сахарной свеклы, а также продукции животноводства, кроме овцеводства (шерсти и баранины). Следует отметить, что система государственного регулирования в республике основное внимание уделяет крупным и средним сельскохозяйственным организациям, численность которых, тем не менее, сокращается (табл.3). Приведенные показатели свидетельствуют как об их небольшом количестве, так и невысокой эффективности деятельности.
Таблица 3 – Основные показатели деятельности крупных и среднихсельскохозяйственных организаций (по данным годовых бухгалтерских отчетов)
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Число сельскохозяйственных организаций, ед. |
56 |
54 |
57 |
50 |
Среднесписочная численность работников, тыс. человек |
12,9 |
12,8 |
12,0 |
16,0 |
Прибыль (убыток), млн. руб. |
3451,4 |
3466,8 |
5433,9 |
4566,4 |
Уровень рентабельности (отношение прибыли от продаж к себестоимости реализованной продукции), % |
14,7 |
14,3 |
19,2 |
18,1 |
Окончание таблицы 3 |
||||
Число убыточных хозяйств, ед. |
9 |
8 |
9 |
7 |
Доля от общего числа сельскохозяйственных организаций, % |
16,1 |
14,8 |
15,8 |
14,0 |
Среднемесячная оплата труда работников, руб. |
22805,1 |
24787,2 |
27120,1 |
28631,6 |
Малым формам хозяйствования развиваться стабильно существенно сложнее, поэтому их количество в регионе также сокращается. Так, численность крестьянских (фермерских) хозяйств в 2016 г. было 1121, в 2019 г. – 1109 единиц. Количество хозяйств населения также уменьшается, поскольку сокращается (за 2016-2020 гг. на 7,2 %) и стареет сельское население. Следует отметить, что тенденция сокращения числа предприятий во всех сферах экономики республике проявляется давно: за 2016-2020 гг. количество вновь созданных организаций сократилось на 50,1 %, а официально ликвидированных возросло в 2,5 раза. Это свидетельствует о неблагоприятной институциональной среде для бизнеса. Особенно проблематичным становится экономическое развитие сельских территорий республики, в которых крупные и средние организации отсутствуют и производство обеспечивают микроорганизации и индивидуальные предприниматели. Это должно учитываться в стратегическом управлении АПК Мордовии и ее отдельных административно-территориальных единиц.
Результаты анализа позволили сформулировать проблемы и недостатки, препятствующие развитию АПК в регионе, которые заключаются в: 1) недостаточном временном горизонте; 2) ориентации на интенсификацию производства преимущественно в крупных предприятиях и недостаточное внимание к малым формам хозяйствования; 3) игнорирование потенциальных возможностей развития органического сельского хозяйства, динамично растущего в мире спроса на органическое продовольствие; 4) отсутствие связанности экономического роста с решением проблем периферийных сельских территорий.
Для экономики АПК республики перспективной формой развития может стать органическое сельское хозяйство, которое позволяет использовать площади залежей и не только сохранять экосистему, но и обеспечивать производство экологически чистой и безопасной продукции. Для этого необходимо создать агропромышленный органический кластер, который объединит производителей биологических препаратов, органической продукции, лаборатории и сертификационные центры, логистические и маркетинговые центры, обеспечив гарантированный сбыт, рекламу, брендирование продукции.
Положительные тенденции развития АПК должны предусматривать адекватные инструменты государственного регулирования, к числу важнейших в настоящее время следует отнести:
1) государственная поддержка малых форм хозяйствования во всех сферах АПК региона, среди которых предоставление субсидий и социальных выплат; государственного имущества в залог; информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников продовольственного рынка; осуществление закупки, хранения и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд; содействие развитию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; иные меры, предусмотренные законодательством РФ и законодательством региона;
Цель – обеспечение экономического роста АПК региона для продовольственного обеспечения населения региона, расширения объемов вывоза в другие регионы РФ и экспорта продукции на основе создания условий для развития всех субъектов хозяйственной деятельности и эффективного использования потенциала всех административно-территориальных образований |
Развитие системы
стратегического
планирования АПК региона
Формирование
благоприятной
институциональной
среды
Создание условий для эффективного
развития сельских территорий
1. Обоснование целей и приоритетов развития по основным отраслям и сферам АПК
2. Разработка прогноза производства продукции в разрезе крупного, среднего и малого предпринимательства и акселерации субъектов малого бизнеса.
3. Представление в стратегических документах региона разделов о территориальном
1. Внедрение новых институтов развития (бизнес-территории, программно-проектное планирование).
2. Активизация государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
3. Содействие развитию межмуниципального сотрудничества.
4. Устранение административных барьеров для бизнеса
1. Устранение чрезмерных социально-экономических различий между муниципалитетами.
2. Стимулирование диверсификации экономики территорий.
3. Повышение доступности и качества социально значимых услуг для сельского населения.
4. Реализация
Рисунок 2 – Предложения по экономическому росту АПК региона.
2) государственная поддержка инновационных технологий и цифровизации, а также экспорта продукции АПК;
3) меры по устойчивому развитию сельских территорий в рамках действующей программы «Комплексное развитие сельских территорий», реализации подпрограмм: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»; «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях»; «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях», обеспечивающих улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования; обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными кадрами.
Список использованных источников
1. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон № 264-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2020года : [принят Государственной думой 29 декабря 2006 года : одобрен Советом Федерации27 декабря 2006 года]. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12151309/paragraph/15245/doclist/8516/showentries/0/highlight/264%20%D1%84%D0%B7:1– Режим доступа: сеть Интернет. – Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Законы. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон № 74-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2020года : [принят Государственной думой 23 мая 2003 года: одобрен Советом Федерации28 мая 2003 года]. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12131264/paragraph/3638/doclist/8706/showentries/0/highlight/74%20%D1%84%D0%B7:3– Режим доступа: сеть Интернет. – Текст : электронный.
3. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. – URL: http://old.mcx.ru/documents/document/v7_show/1364.146.htm (дата обращения 27.10.2021г.)
4. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России: официальный сайт. – URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf
5. Официальный портал органов государственной власти республики Мордовия [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.e-mordovia.ru/19.
6.Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по республике Мордовия [Электронный ресурс], Режим доступа: https://mrd.gks.ru/