Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Важным фактором в сохранении здоровья человека представляется физическая активность. Она оказывает влияние на деятельность, ценностные ориентации, физическое, психологическое, социальное состояние людей в целом.

 

К сожалению, в настоящее время статистикой фиксируется, что состояние здоровья подрастающего поколения заметно ухудшается: всё чаще регистрируются сердечно-сосудистые и прочие хронические и инфекционные заболевания среди молодёжи. Также из-за ритма жизни в городской среде существенно снижается двигательная активность. Еще одним фактором, оказавшим негативное влияние на общий уровень здоровья и физической активности среди населения, стала пандемия в связи с распространением коронавирусной инфекции. Переход на удаленный режимы работы и учебы, а также ограничения в посещении мест скопления людей, таких, например, как фитнес-центры и места физкультурно-оздоровительного характера, вызвали существенное снижение уровня физической активности населения. Также это сопровождается большим эмоциональным напряжением, нарушением режима работы (большое количество времени проводят у монитора компьютера) и отдыха, увеличением объема питания и максимально низкой двигательной активностью.

В связи с указанной тенденцией одной из важнейших задач реформирования образования является повышение роли и значения физической подготовки подрастающего поколения. Студенты, в особенности на начальном этапе обучения, наиболее уязвимы, т.к. сталкиваются с такими трудностями как: увеличение учебной нагрузки, сниженная двигательная активность, относительная свобода студенческой жизни, проблемы в социальном и межличностном общении. Чешихина В.В., Кулаков В.И., Филимонов С.Н. в своих работах отмечают то, что большинство студентов имеет позитивно-пассивное отношение к физической культуре, а примерно 20% негативно относятся к занятиям физическими упражнениями1. Это может свидетельствовать о несформированной потребности к занятиям физическими упражнениями. Что в свою очередь говорит о низком уровне мотивации к занятиям физической культурой.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой – одна из важнейших проблем современного образовательного учреждения. Организация образовательного процесса в высшей школе отражает тот факт, что, наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами, физическому воспитанию и спортивным занятиям уделяется должное внимание. Однако наблюдается противоречие: социальный заказ общества в формировании здорового и гармонично развитого молодого поколения и реальный невысокий уровень физического развития и здоровья молодёжи, нежелание заниматься физической культурой и спортом систематически2.

Мотивацией к физической активности следует считать особое состояние личности, которое направлено на достижение благоприятного уровня физической подготовки и работоспособности. Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом является многогранным процессом: от первоначальных гигиенических знаний и навыков к глубоким физиологическим познаниям в области теории и методики физического воспитания и усиленных занятий спортом3.

Для того чтобы мотивировать студента быть физически активным, необходимо правильно подобрать к нему общий и личностный подходы. Мотивы к физической активности обязаны иметь осмысленный характер. Поэтому так важно правильное, рациональное сочетание практической деятельности с теоретической. Теория раскрывает понимание необходимости занятий физической культурой и спортом, помогает в формировании желания получать знания для развития и оздоровления своего организма.

Целью данного исследования является изучение интересов и потребностей студентов в сфере физической культуры.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов, направление подготовки, которых не имеет отношение к физической культуре.

Предмет исследования: предпочтения в сфере физической культуры студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки САФУ.

Из анализа научной и учебно-методической литературы, опроса и анкетирования студентов различных специальностей и курсов вуза САФУ нами выявлены основные группы мотивов к занятиям физической культурой.

Поддержание и укрепление здоровья. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое и физическое состояние подрастающей молодежи. Большинство студенчества считает, что это и есть основная цель занятий.

Эстетика. Внешний вид – важная составляющая того, чтобы взаимодействовать с людьми и производить на них впечатление своим телосложением и пластичностью движений.

Получение каких-либо достижений. Примерно 20 процентов студентов желают найти что-либо своё и достичь высот в определённых видах спорта.

Стремление познать свой организм и использовать его возможности на «максимум».

Повышение уровня подготовки к будущей трудовой деятельности.

Получение хорошей оценки во избежание конфликта с преподавателем. Для 80 процентов опрошенных зачёт является главной причиной посещения пар.

Общение. В различных соревновательных играх (воллейбол, баскетбол, настольный теннис и др.) студенты лучше узнают друг друга.

Анализ посещаемости учебных занятий и успеваемости по дисциплине «Физическая культура» студентов 1-3 курсов САФУ выявил следующие тенденции:

в течение года у студентов 1-2 курсов прослеживается ухудшение посещаемости, в осеннем семестре студенты посещают занятия активнее, в весеннем происходит спад физической активности;

к 3 курсу студенты в большинстве своем не склонны заниматься физическим совершенствованием, имеют низкую посещаемость и успеваемость на занятиях.

Чем обусловлено снижение интереса к занятиям физической культурой и двигательной активности у студентов старших курсов, и каковы пути выхода из создавшейся ситуации? С целью изучения отношения студентов к дисциплине «Физическая культура», их мотивов к учебным занятиям по данной дисциплине студентами 3 курса, было проведено выборочное анкетирование студентов 1-3 курсов, занимающихся в основном отделении. Всего в анкетировании приняли участие 198 человек, из них 85 юношей, 113 девушек.

В процессе опроса студентам были заданы следующие вопросы с предложенными вариантами ответов.

Насколько занятия физической культурой и спортом в ВУЗе отвечают вашим потребностям? (полностью, частично, не отвечают).

Какую оценку вы можете дать своему здоровью? (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое).

Каковы причины пропусков занятий по дисциплине «Физическая культура»? (болезнь, работа, отработки академических задолженностей по другим дисциплинам, отсутствие интереса к занятиям, лень, другие причины).

Что мотивирует к занятиям? (укрепление здоровья, интересное общение, смена видов деятельности, активный отдых, удовлетворение потребности в движении, снятие психологического стресса, контроль за весом, коррекция фигуры, интересные виды двигательной деятельности, обогащение двигательного опыта, посещение занятий с целью получения зачёта, возможность повышения уровня физической подготовленности, другие мотивы).

Что является отрицательными мотивами? (отсутствие потребности в двигательной активности, нежелание выполнения контрольных нормативов, неинтересная организация занятий, низкий уровень физической подготовленности, недостаточность материального обеспечения учебного процесса, конфликт с преподавателем, не соответствующая интересам и возможностям спортивная специализация, другие мотивы).4

По результатам анкетирования выявлена структура мотивации студентов ВУЗа к занятиям физической культурой в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Студенты оценивают организацию процесса физического воспитания в институте следующим образом: полностью удовлетворены занятиями 8% опрошенных, частично – 55%, 37% считают занятия не отвечающими их потребностям. 14% опрошенных считают свое здоровье отличным, 30% - хорошим, 24% оценили его удовлетворительно и 32% считают, что их здоровье плохое.

Причинами пропусков на 1 курсе преимущественно являются болезни, на 2 – отработки академических задолженностей по другим дисциплинам, третьекурсники, в качестве причины пропусков, отметили в равной степени работу и другие причины. Одна из самых популярных причин посещения занятий - получение зачёта по дисциплине, такой вариант ответа отметили 79% опрошенных.

Отрицательными мотивами оказались: не соответствующая интересам и возможностям спортивная специализация - 45%, нежелание выполнения контрольных нормативов – 54%, низкий уровень физической подготовленности – 42%.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что для возникновения интереса к занятиям физической культурой у студентов необходимо:

Вводить больше разнообразных спортивных секций, начиная с игровых видов спорта и заканчивая силовыми.

Использовать различные методы обучения в ходе занятий.

Оборудовать современные тренажерные залы.

Давать обучающимся право выбора.

По возможности строить спортивные залы неподалеку от учебного заведения. Если это невозможно, то вводить студенческие проездные карты для бесплатного проезда до места проведения занятий.

Уделять внимание физическому воспитанию учащихся, объяснять доступным образом, как нужно тренироваться в домашних условиях самостоятельно.

План занятия должен быть сбалансированным, и соответствовать возможностям организма каждого студента.

Полученные результаты необходимо учитывать при планировании каждого занятия, дифференцировано подходить к работе со студентами, особенно при определении видов двигательной активности.

Многих студентов, в особенности младших курсов пугает перспектива необходимости выполнения контрольных нормативов. Причиной этого общепризнанно считается слабая физическая подготовленность абитуриентов. Но при дальнейшей работе со студентами появляются следующие причины их низкой физической подготовленности: плохой учёт индивидуальных особенностей при комплектовании учебных групп по видам спорта, недостаточное количество учебных занятий, применение на занятиях лишь средних по величине нагрузок, что в значительной степени снижает их эффективность. Высокие требования к выполнению нормативов не должны мешать самим занятиям и получению удовольствия от физической активности.

Построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами занимающиеся, вызывает снижение мотивации. Именно поэтому многие студенты не воспринимают физическую культуру как учебную дисциплину, которая имеет свое научно-практическое содержание, понятия, принципы, закономерности, методы, правила и способы деятельности. Они не приобретают опыта ее творческого использования. Для многих студентов физическая культура ассоциируется с деятельностью чисто механического характера.

Следует учитывать также высокую значимость материально-технического обеспечения. К сожалению, во многих ВУЗах нашей страны это является проблемой, ее разрешение положительно скажется на продолжении занятий студентами физкультурой и спортом.

Формирование мотивов к занятиям физической культурой у будущих бакалавров и специалистов является фундаментом эффективной профессиональной подготовки студентов к осуществлению послевузовской практической деятельности.

Таким образом, ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой и активно используя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности студентов, отношение к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие студентам заниматься физическими упражнениями, необходимо разработать оптимальные формы и методы организации занятий, максимально соответствующие интересам обучающихся. Совершенно очевидно, что удовлетворение интересов студентов является важнейшим фактором в укреплении их здоровья, способствующим самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, что в целом положительно скажется на здоровом образе жизни.

Список литературы

Сизова Наталья Владимировна Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Концепт. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-gotovnost-studentov-k-zanyatiyam-fizkulturoy-i-sportom (дата обращения: 14.12.2021).

Надёжина Н. В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов 1-3 курсов АЧИИ ФГБОУ ВО ДонГАУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 55–58

Ляшенко А.А. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у студентов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 424-426.)

Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2011. №8. С. 293-298.

1 Сизова Наталья Владимировна Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Концепт. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-gotovnost-studentov-k-zanyatiyam-fizkulturoy-i-sportom (дата обращения: 14.12.2021).

2 Ляшенко А.А. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у студентов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 424-426.)

3 Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2011. №8. С. 293-298.

4Надёжина Н. В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов 1-3 курсов АЧИИ ФГБОУ ВО ДонГАУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 55–58

Просмотров работы: 165