Мой дед Рудский Виктор Валентинович родился на севере Томской области в селе Каргасок. Это было место ссылки политических заключенных, как во времена царизма, так и последующие годы становления советской власти и вплоть до последней четверти ХХ века. В школе, где он учился работали талантливые учителя и интересные люди. Он всегда с гордостью говорил, что среди них особо выделялись его родители, мои прабабушка и прадедушка Зоя Михайловна и Валентин Григорьевич, а также прапрабабушка Елизавета Васильевна.
Летом это года мы посетили Каргасок. Мы проехали на поезде по маршруту Москва – Томск, переночевали в одной из лучших гостиниц города, два дня гуляли по городу, посмотрели знаменитую Томскую деревянную архитектуру, прошлись по старинной улице Бакунина, откуда начинался город в самом начале 17 века, посетили старейший в Сибири Томский императорский университет (ныне ТГУ). На третий день сели на микроавтобус и через 7 часов были в Каргаске. Мы остановились в гостинице дедушкина одноклассника, который окружил нас поистине отеческой заботой. Нам был приготовлен огромный пирог из осетрины, на второй день организована интереснейшая экскурсия по протокам Оби с традиционной остановкой в устье Васюгана со стерляжьей ухой. Обь поразила нас своими размерами, в этом году все лето стояла высокая вода и берегов практически не было видно. С огромным интересом погуляли по берегу Обской протоки Панигатки, о которой дед много рассказывал. Сюда он бегал с друзьями детства и зимой, и летом ловить рыбу, кататься на лыжах и коньках.
Посетили мы главный объект культуры, открытый в ноябре 1995 года - музей искусств народов Севера. По-своему музей уникален, он обладает 523 экспонатами различной направленности: живописи, фотографии, этнографии. Представлены в нём предметы быта, не осталось без внимания декоративно- прикладное искусство. В селе разместил свой филиал художественный музей области. Каргасок сегодня – это типичное провинциальное сельское поселение. Здесь сформировалось традиционная инфраструктура – больничный комплекс, диагностический медицинский центр, две средних общеобразовательных школы, профтехучилище, филиалы областных колледжа и техникума, три филиала областных ВУЗов. В селе своя детско-юношеская спортшкола, свой центр творчества и досуга, школа искусств. В с. Каргасок выходит газета «Северная правда», есть и телестудия «Каргасок».
Развитие туризма.
В Томской области в целом, и в Каргаске, в частности, нет выдающихся памятников истории, культуры и природы. Фактически не преодолимым препятствием для развития туризма выступает т.н. гнус – комары, слепни, мошка, мокрица и т.д. С конца мая по конец августа они заживо съедали и людей, и животных. Несмотря на это, местные жители ездят на рыбалку во все времена года. Зимой несмотря морозы на лыжах ходят на подледный лов. В остальное время пешком или плавают на лодках рыбачить на удочки, переметы, закидушки. Весной и осенью популярна охота на уток, а зимой и на боровую дичь. В летний и осенний период местные жители занимаются сбором ягод, грибов и заготавливают кедровые орехи.
В Томск (до железной дороги и крупного аэропорта) можно было добраться летом по Оби (ходили пароходы и теплоходы, а в последствии скоростные суда на подводных крыльях, типа «Ракеты» и «Метеора»). Зимой единственным транспортным средством был самолетик Ан-2, рассчитанный на 12 пассажиров. На пароходе от Каргаска до Томска против течения плыли почти 3 суток, обратно по течению чуть больше 2 суток. Как правило, плавали во втором классе – 4-х местной каюте или 1 классе – двухместной каюте. Это было уже своеобразное туристическое путешествие. На обед и ужин можно было сходить в ресторан, а позавтракать в своей каюте. Речных круизов тогда не было!
Посетили мы районную администрацию, пообщались с ее главой, а также несколькими ответственными работниками, которые учились у родителей деда.
Съездили мы с дедом и в настоящий кедровый лес, посмотрели на шишки, прочувствовали запах настоящей темнохвойной тайги. Выкопали по маленькому кедру-двухлетке, чтобы посадить у своих домов в Подмосковье.
Я не думаю, что Каргасок когда-нибудь станет крупным туристическим центром, но для тех, кто здесь родился, учился и работал он всегда будет дорог как малая родина и притягивать нас, где бы мы не жили.