Проблемы адаптации студентов к процессу обучения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Проблемы адаптации студентов к процессу обучения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема адаптации студентов к процессу обучения является актуальной в современном обществе, несмотря на то, что множество работ в области педагогики и психологии связано с данной темой. Адаптация к студенческой жизни- сложный и многогранный процесс, затрачивающий огромное количество ресурсов организма. Кроме того, это необходимый компонент существования человека в системе «организм - среда», в системе «личность - социум», обеспечивающий выживание людей. Попадая на первый курс, у студента происходит смена привычного образа жизни, увеличивается учебная нагрузка. Нередко первокурсник покидает свой родной город, что оказывает дополнительное воздействие на психику. В ходе первого года обучения могут возникнуть и профессиональные сложности, связанные с выбором профессии, когда студент понимает, что данное направление ему не подходит. Всё это может стать причиной снижения эффективности обучения [№1].

В 2006 году в ИжГТУ было проведено анкетирование, которое показало, что 41% первокурсников помогли адаптироваться собственные черты характера: открытость, дружелюбность, чувство юмора. Но лишь единицы отметили помощь педагогов. Было принято решение привлечь педагогический состав к активной воспитательной деятельности с первых дней обучения, чтобы студенты могли расчитывать на поддержку преподавателей. В результате исследования, которое продолжалось 4 года, были сделаны следующие выводы: в эффективной адаптации к ВУЗу должны быть заинтересованы все участники образовательного процесса: не только сами студенты первого курса, но и работающие с ними преподаватели и сотрудники, руководство факультетов ВУЗа. От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. За это время количество студентов полностью адаптировавшихся к университету увеличилось с 64% до 86%. Помощь в период адаптации со стороны куратора увеличилась с 0% до 40%. Кроме того, в 2010 году 69% студентов охарактеризовали свои взаимоотношения с преподавателями как хорошие, что на 9% выше, чем было в 2006 году. Таким образом, можно сделать вывод, что исследования и внедрение новых технологий принесли ИжГТУ положительные результаты и более мотивированных к обучению студентов.

Нами был проведён социологический опрос среди студентов, где выяснилось, что 82% ребят боялись заговорить с одногруппниками в первый день занятий. Кроме того, опрос показал, что 68,4% чувствовали себя очень некомфортно и одиноко. И только 31,6% были более расслаблены, так как они попали в одну группу со своими одноклассниками и одноклассницами из школы. На каждой паре они знакомились с преподавателями, рассказывали о себе, играли в разные игры, пытались запомнить информацию о каждом и рассказать её по кругу. Было очень интересно узнать больше о людях, с которыми ты будешь учиться несколько лет. Это помогло студентам раскрепоститься, почувствовать себя более комфортно. Спустя две недели 65,8% студентов наладили контакт с другими первокурсниками и чувствовали себя не так одиноко. А это на 34,2% больше, чем в первые дни. Поэтому, мы также пришли к выводу, что преподаватели играют огромную роль к адаптации первокурсников.

Первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни [№2]. Успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Чтобы быстрее адаптироваться к образовательному процессу, студенту необходимо:

Активно участвовать в разговорах с однокурсниками и преподавателями с первых дней занятий, что поможет чувствовать себя более расслабленно;

Познакомиться со своими сокурсниками;

Наладить контакт с преподавателем, не бояться обращаться к нему с вопросами;

Найти единомышленников, с которыми будет комфортно общаться;

Учавствовать во всех внеклассных и организационных мероприятиях;

Не бояться консультироваться с психологом при необходимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация первокурсников- непростой процесс, который может негативно отразиться на разных сферах жизни студента в первый год обучения. Очень важно не замыкаться в себе и стараться следовать приведённым выше рекомендациям, чтобы сократить временной период адаптации и уменьшить ее влияние на физическое и психическое состояние студента.

Литерататура

С.Д. Резник, М.Р. Черниковская; Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа- https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-k-usloviyam-obucheniya-v-universitete-opyt-problemy-perspektivy (Дата обращения: 27.12.2021)

С.Н. Мельник; Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу. Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7 – С. 71-72 [Электронный ресурс] Режим доступа- https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12913 (Дата обращения: 27.12.2021)

Просмотров работы: 34