Введение. Традиционные модели экономического роста, как правило, опирались на классическую структуру факторов производства – труд, капитал и земля. Достижению устойчивых и высоких темпов экономического роста, увеличению объемов национального производства может способствовать рациональное использование факторов производства или модернизация. Эволюция проблемы экономического роста связана с изменением структуры факторов производства.
Цель исследования – выявить новые причины формирования современных моделей экономического роста.
Материал и методы исследования. В качестве материала исследования были использованы научные статьи по данной проблеме российских авторов, а также учебное пособие зарубежных авторов Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. Основными методами, примененными в ходе исследования, являются описание, сравнение и анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. Материальные ресурсы планеты подвержены истощению, и единственно возможным выходом из ситуации – переход на такие факторы производства, которые не могут иссякнуть. Именно знание и образование являются яркими примерами таких факторов, данные факторы неисчерпаемы. Это и является одной из причин формирования современных моделей экономического роста. В последнее столетие образование и знание стали одними из наиболее востребованных товаров на рынках ресурсов. Как писал А.В. Трохимчук: «покупается не сотрудник, а его квалификация, знания и умения». Из этого следует, что формирование трудовых ресурсов и, как результат, объемы получаемых доходов напрямую зависят от образования и знания, так как и то, и другое оказывают огромное влияние на ВВП. Знание и образование считаются одними из основных факторов, оказывающих влияние на экономический рост [1, с. 7]. На наш взгляд, эти два фактора являются очень перспективными для инвестиций, именно в них нужно направлять имеющиеся денежные и иные ресурсы для дальнейшего развития. Преумножать национальный доход нужно посредством внедрения научных разработок и знаний, а не через увеличение количества используемых факторов производства. Благодаря теории человеческого капитала, описанной Г. Беккером, Т. Шульц, Э. Денисон, взаимосвязь знания, образования и экономики стала одним из наиболее изучаемых вопросов последнего времени [1, С. 8-9]. С возникновением данной теории инвестиции в образование и накопление человеческого капитала стали признаваться главными факторами экономического роста в долгосрочном периоде. Также, А. Грейнер, Д. Ромер, Н. Мэнкью обосновали и подтвердили взаимосвязь между ВВП, человеческим капиталом, конкурентоспособностью, образованием и устойчивыми темпами экономического роста. Р. Лукас, С. Ребело, как и многие другие экономисты того времени, отмечали, что инвестиции в человеческий капитал являются основным источником экономического роста [1, С. 8-9]. Многие экономисты впоследствии представили свои современные модели экономического роста.
Существует еще одна причина возникновения современных моделей экономического роста – развитие инноваций. Человек, расширяя свой потенциал и свои способности, постоянно стремится к созданию чего-то нового, желая, при этом, изобрести или придумать нечто такое, что упрощало бы ему жизнь. Инновации являются результатом инвестиций в развитие человеческого капитала. Их можно расценивать как особый, специфический вид знаний и результат соединения умственного, научного и материально-вещественного потенциала [2, с. 413]. Экономический рост и инновации имеют тесную взаимосвязь, так как инновации являются прямым путем к извлечению большей экономической выгоды из разных процессов, и, как следствие, более быстрому и устойчивому наращиванию объемов национального производства. Авторами моделей, которые стали основой теории инноваций в экономическом росте, являются П. Ромер, Г. Гроссман, Э. Хелпман и др. Необходимо также отметить вклад Й. Шумпетера, так как именно он ввел понятие «инновации» и совершенно с другой точки зрения определил значение предпринимателя в экономическом росте [2, с. 415].
Следующей причиной формирования современных моделей экономического роста является изменение отношения к окружающей среде. Экономический рост способен оказывать не только положительное воздействие, но также и негативное. Ярким примером может служить ухудшение состояния экологии нашей планеты. Экономический рост, как правило, сопровождается увеличением производства, ростом потребления, ростом использования природных ресурсов и т. д. – все это способно оказывать пагубное воздействие на окружающую среду. Развитие технологий (появление машин и заводов, вырубка лесов, строительство домов, использование большего количества природных ресурсов) ведет к потерям в экономике, так как трата определенного количества денежных ресурсов на предотвращение или решение возникающих проблем сужает возможности экономического развития страны [3, С. 189-190]. Негативное воздействие на экологию является одним из факторов, замедляющих экономический рост. Существует такое явление, именуемое как «валовой внутренний побочный продукт». Оно включает в себя загрязнение окружающей среды, выброс химических веществ в атмосферу, автомобильные свалки, перенаселение и т. д. – все перечисленное является обратной стороной экономического роста [4, c. 151]. Именно поэтому современные модели должны учитывать не только положительные результаты, но и отрицательные, так как от этого напрямую зависят темпы и то, какую направленность имеет экономический рост.
Невозможно не учитывать в современной экономике влияние цифровой революции. Появляются новые продукты, ресурсы, сферы экономики, наконец, она сама принимает новый облик – уходит в виртуальное пространство. Пока нет единства в вопросе о том, в какой мере цифровая экономика влияет на объем ВВП, однако факт этого влияния отрицать практически невозможно [5, С. 202-206].
Выводы или заключение. Таким образом, причинами формирования современных моделей экономического роста являются переход с традиционных факторов производства на альтернативные, развитие инноваций и изменение отношения к экологии. Исследование экономического роста – это достаточно плодотворная почва для размышлений и для создания новых теорий и концепций. На данный момент теорий, описывающих экономический рост, его развитие и прогнозы на будущую перспективу, очень и очень много. Но с уверенностью можно сказать, что через некоторое количество лет их станет в разы больше.
Список литературы
Примышев И. Н. Факторы и современные модели экономического роста и развития // Теоретическая экономика. 2020. № 4 (64). С. 53- 61.
Коровникова Н. А. Образование и экономический рост // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. 2019. № 3. С. 7-14.
Челнокова О. Ю. Модели инновационного роста экономики // Известия Саратовского Университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. № 4. С. 413-417.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Учебник. 13 – е изд., пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 974 с.
Щербакова Л. Н., Евдокимова Е. К., Савинцева С. А. Человек «информационнный» как новый субъект цифровой экономики // Фундаментальные исследования. 2019. № 11. С. 202-206.