РОЛЬ SWOT-АНАЛИЗА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РОЛЬ SWOT-АНАЛИЗА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РОССИИ

Пермякова Д.О. 1
1ФГБОУ ИВО "Московский государственный гуманитарно-экономический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня в России насчитывается более 11 млн. людей с инвалидностью, среди которых более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. В Конституции РФ четко прописано, что абсолютно каждый гражданин данного государства имеет право на получение образования. [1] Только 40% учреждений высшего образования ориентированы на нужды студентов с ОВЗ по программе «Доступная среда».

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все учащиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками без инвалидности в образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование является сегодня неотъемлемым элементом всей образовательной системы. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. [2]

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» создано постановлением Совета Министров от 11.10.1990 г. № 1011 «Об организации в г. Москве института-интерната для инвалидов». [4]

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2014 года № 638 ФГБОУ ВПО для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». [4]

Последние коронавирусные тенденции развития современного рынка труда предъявляют качественно новые требования к уровню подготовки и компетенциям современного выпускника высшего учебного заведения. Возможности образовательных учреждений гибко адаптировать свои учебные программы и практическую подготовку обучающихся к трансформирующимся запросам потенциальных и реальных работодателей, определяют сегодня основной вектор повышения конкурентоспособности вузов. В связи с этим мы предлагаем образовательным учреждениям проводить систематический анализ своей внутренней и внешней среды. Инструменты проведения этой работы сегодня отличаются большим разнообразием.

Остановимся на методе SWOT-анализа. Мы провели анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей на примере ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (таблица 1).

Таблица 1 – SWOT-анализ ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Финансы

- Бюджетное финансирование

- Выплата пособий

- Наличие спонсорской поддержки

- Небольшое количество внебюджетных средств

- Увеличение количества бюджетных мест

- Рост числа спонсоров

- Увеличение объема внебюджетных средств

- Уменьшение количества бюджетных мест

- Снижение объема внебюджетных средств

- Потеря спонсоров

Персонал

- Специализи-рованная подготовка персонала

- Структура персонала

- Возможность дополнительных занятий у всех преподавателей

- Нехватка персонала

- Текучесть кадров

- Привлечение молодого персонала

- Развитие системы дополнительного профессиональ-ного образования

- Недостаток на рынке труда квалифицированных преподавателей, умеющих работать с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

- Ухудшение демографической ситуации, приводящее к снижению контингента студентов и соответственно сокращению ставок

Организация

- Авторитет руководителя

- Организационная локация 

- Наличие филиальной сети

- Излишняя бюрократи-зация управлен-ческого аппарата

- Установление связей и сотрудничества с социальными службами и учреждениями, работодателями

- Открытие новых филиалов

- Закрытие филиалов образовательной организации

- Принятие нормативно-правовой документации, повышающей требования к условиям деятельности образовательных учреждений

Качество образования

- Государственная аккредитация

- Международные договоры в области образования

- Востребован-ность выпускников

- Разнообразие вариативной части учебного плана  

- Приоритет у большей части студентов оценки, а не знаний

- Отсутствие независимой аккредитации объединения работодателей

- Создание независимой аккредитации объединения работодателей

- Потеря государственной аккредитации

- Повышение требований работодателей к уровню подготовки и личным и профессиональным компетенциям выпускников вуза

Материально-техническая база

- Наличие общежития на территории

- Безбарьерная среда (входы и выходы расширены; пандусы; поручни; оборудованные лифты)

- Полная компьютеризация аудиторий

- Бесплатное питание для студентов-инвалидов   

- Ограничен-ность площадей

- Изношен-ность сетей

- Внешнее финансирование работ по увеличение площадей образовательного учреждения за счет строительства новых зданий

- Рост материально-технической базы (закупка нового оборудования) за счет внешнего финансирования

- Ограниченность источников внешнего финансирования для комплексной реализации стратегии развития вуза

Маркетинг

- Уникальность образовательной организации  

- Доступность информации про учреждение (отлаженная работа сайта)

- Большое количество бюджетных мест

- Пассивность, недостаточная мотивация обучающихся к участию в общественной жизни

- Отсутствие комплексного маркетингового подхода

- Установление и укрепление связей с другими образовательными организациями

- Совершенство-вание коммуникацион-ной политики вуза

- Интерес молодежи к среднему образованию

- Сокращение бюджетных мест

- Неблагоприятная демографическая обстановка

Источник: составлено автором.

SWOT-анализ нашего уникального инклюзивного вуза показал, что при эффективном использовании преимуществ своей внутренней среды (сильных сторон), нивелировании слабых аспектов деятельности и постепенная конвертация их в преимущества, умение предусмотреть угрозы со стороны внешней среды и заметить и грамотно реализовать все открывающиеся возможности, можно занять и уверенно удерживать прочную конкурентную позицию на рынке образовательных услуг.

Таким образом, роль SWOT-анализа в оценке повышения конкурентоспособности инклюзивного образовательного учреждения в условиях турбулентной экономики существенно возрастает. Профессиональное и своевременное выявление сильных и слабых сторон вуза, угроз и возможностей позволяет руководству не только обеспечивать высокий уровень организации образовательного процесса, но и принимать эффективные стратегические маркетинговые решения, направленные на повышение его конкурентоспособности, как в онлайн, так и офлайн формате.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): измен. и доп. 10.05.2017 N 11-ФКЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.01.2022).

Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние, риски / Педагогическое образование в России. – 2018.

Ментух Л. Б. Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на современном рынке образовательных услуг / Л. Б. Ментух // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. – 2018. – № 1. – С. 100-106.

Официальный сайт ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». URL: http://www.mggeu.ru/ (дата обращения: 13.01.2022)

Просмотров работы: 316