Сегодня в России насчитывается более 11 млн. людей с инвалидностью, среди которых более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. В Конституции РФ четко прописано, что абсолютно каждый гражданин данного государства имеет право на получение образования. [1] Только 40% учреждений высшего образования ориентированы на нужды студентов с ОВЗ по программе «Доступная среда».
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все учащиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками без инвалидности в образовательных учреждениях.
Инклюзивное образование является сегодня неотъемлемым элементом всей образовательной системы. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. [2]
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» создано постановлением Совета Министров от 11.10.1990 г. № 1011 «Об организации в г. Москве института-интерната для инвалидов». [4]
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2014 года № 638 ФГБОУ ВПО для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». [4]
Последние коронавирусные тенденции развития современного рынка труда предъявляют качественно новые требования к уровню подготовки и компетенциям современного выпускника высшего учебного заведения. Возможности образовательных учреждений гибко адаптировать свои учебные программы и практическую подготовку обучающихся к трансформирующимся запросам потенциальных и реальных работодателей, определяют сегодня основной вектор повышения конкурентоспособности вузов. В связи с этим мы предлагаем образовательным учреждениям проводить систематический анализ своей внутренней и внешней среды. Инструменты проведения этой работы сегодня отличаются большим разнообразием.
Остановимся на методе SWOT-анализа. Мы провели анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей на примере ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (таблица 1).
Таблица 1 – SWOT-анализ ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
Финансы |
- Бюджетное финансирование - Выплата пособий - Наличие спонсорской поддержки |
- Небольшое количество внебюджетных средств |
- Увеличение количества бюджетных мест - Рост числа спонсоров - Увеличение объема внебюджетных средств |
- Уменьшение количества бюджетных мест - Снижение объема внебюджетных средств - Потеря спонсоров |
Персонал |
- Специализи-рованная подготовка персонала - Структура персонала - Возможность дополнительных занятий у всех преподавателей |
- Нехватка персонала - Текучесть кадров |
- Привлечение молодого персонала - Развитие системы дополнительного профессиональ-ного образования |
- Недостаток на рынке труда квалифицированных преподавателей, умеющих работать с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью - Ухудшение демографической ситуации, приводящее к снижению контингента студентов и соответственно сокращению ставок |
Организация |
- Авторитет руководителя - Организационная локация - Наличие филиальной сети |
- Излишняя бюрократи-зация управлен-ческого аппарата |
- Установление связей и сотрудничества с социальными службами и учреждениями, работодателями - Открытие новых филиалов |
- Закрытие филиалов образовательной организации - Принятие нормативно-правовой документации, повышающей требования к условиям деятельности образовательных учреждений |
Качество образования |
- Государственная аккредитация - Международные договоры в области образования - Востребован-ность выпускников - Разнообразие вариативной части учебного плана |
- Приоритет у большей части студентов оценки, а не знаний - Отсутствие независимой аккредитации объединения работодателей |
- Создание независимой аккредитации объединения работодателей |
- Потеря государственной аккредитации - Повышение требований работодателей к уровню подготовки и личным и профессиональным компетенциям выпускников вуза |
Материально-техническая база |
- Наличие общежития на территории - Безбарьерная среда (входы и выходы расширены; пандусы; поручни; оборудованные лифты) - Полная компьютеризация аудиторий - Бесплатное питание для студентов-инвалидов |
- Ограничен-ность площадей - Изношен-ность сетей |
- Внешнее финансирование работ по увеличение площадей образовательного учреждения за счет строительства новых зданий - Рост материально-технической базы (закупка нового оборудования) за счет внешнего финансирования |
- Ограниченность источников внешнего финансирования для комплексной реализации стратегии развития вуза |
Маркетинг |
- Уникальность образовательной организации - Доступность информации про учреждение (отлаженная работа сайта) - Большое количество бюджетных мест |
- Пассивность, недостаточная мотивация обучающихся к участию в общественной жизни - Отсутствие комплексного маркетингового подхода |
- Установление и укрепление связей с другими образовательными организациями - Совершенство-вание коммуникацион-ной политики вуза |
- Интерес молодежи к среднему образованию - Сокращение бюджетных мест - Неблагоприятная демографическая обстановка |
Источник: составлено автором.
SWOT-анализ нашего уникального инклюзивного вуза показал, что при эффективном использовании преимуществ своей внутренней среды (сильных сторон), нивелировании слабых аспектов деятельности и постепенная конвертация их в преимущества, умение предусмотреть угрозы со стороны внешней среды и заметить и грамотно реализовать все открывающиеся возможности, можно занять и уверенно удерживать прочную конкурентную позицию на рынке образовательных услуг.
Таким образом, роль SWOT-анализа в оценке повышения конкурентоспособности инклюзивного образовательного учреждения в условиях турбулентной экономики существенно возрастает. Профессиональное и своевременное выявление сильных и слабых сторон вуза, угроз и возможностей позволяет руководству не только обеспечивать высокий уровень организации образовательного процесса, но и принимать эффективные стратегические маркетинговые решения, направленные на повышение его конкурентоспособности, как в онлайн, так и офлайн формате.
Библиографический список
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): измен. и доп. 10.05.2017 N 11-ФКЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.01.2022).
Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние, риски / Педагогическое образование в России. – 2018.
Ментух Л. Б. Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на современном рынке образовательных услуг / Л. Б. Ментух // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. – 2018. – № 1. – С. 100-106.
Официальный сайт ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». URL: http://www.mggeu.ru/ (дата обращения: 13.01.2022)