Облачные технологии - это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются Интернет - пользователю как онлайн - сервис. Слово «облако» здесь присутствует как метафора, олицетворяющая сложную инфраструктуру, скрывающую за собой все технические детали.
Облачные вычисления - технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет - сервис. Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, операционной системе и собственно программном обеспечении, с которым он работает. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 году, «Облачная обработка данных - это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в интернет и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и т. д.» [11].
Для исследования облачных технологий мы будем использовать облачную информационную систему «Битрикс24».
«Битрикс24» — это корпоративный портал «1С-Битрикс», реализованный в виде облачного сервиса. Эта отличительная особенность позволяет начать использование «Битрикс24» быстро и легко: не нужно покупать и настраивать сервер, устанавливать приложение, следить за обновлениями и проделывать множество других рутинных операций. В то же время, при необходимости, всегда можно перенести данные из «Битрикс24» на корпоративный портал, установленный локально.
Битрикс24 работает с 2009 года, ориентирована на российский рынок, быстро и уверенно развивается [15]. Битрикс24 — многофункциональная CRM-система, которая упрощает работу не только с клиентами, но и помогает вести процессы внутри компании. Входит в топ систем по версии одного из сайтов по изучению CRM [16]. После регистрации видим три колонки, где слева будет основное меню, посередине — лента с событиями, а справа — уведомления (рис.1).
Рисунок 1 - Битрикс24
Социальный портал:
- концепция социального интранета делает работу в компании не сложнее, чем в социальной сети.
- живая лента объединяет все последние события в одном месте.
- кнопка «Мне нравится» позволяет добавить мнение одним кликом.
- мгновенные сообщения внутри портала — полноценная замена ICQ.
- к сообщению в живой ленте можно прикрепить файл, фото или видео.
- фотогалереи внутри портала — быстро и удобно.
- оповещения напомнят вам о задачах и встречах.
- мобильная версия работает со всеми современными моделями смартфонов.
Управление задачами:
- задачи могут выставлять как руководитель, так и сотрудники.
- диаграмма Ганта позволяет быстро оценить загруженность сотрудников.
- готовые отчеты по выполнению задач могут содержать данные за месяц, неделю, год или любой временной отрезок.
- объединив сотрудников в группы вы легко сможете выставлять коллективные задачи и обсуждать проекты.
- составить нестандартные отчеты помогает конструктор отчетов.
- экстранет позволяет привлекать к обсуждению и выполнению задач клиентов и внештатных сотрудников.
Работа с документами:
- «Битрикс24» отлично подходит для хранения документов компании.
- загруженные документы моментально появляются в живой ленте, где сотрудники могут задать вопрос или оставить комментарий.
- каждый сотрудник может загружать свои файлы и настраивать права доступа к каждому из них.
- можно хранить историю изменений файла.
- любую папку на портале можно подключить как сетевой диск на своем компьютере.
- редактировать документы средствами Microsoft Office, не выходя из портала.
CRM (клиентская база):
- «Битрикс24» включает отличную CRM-систему.
- обработчик лидов позволяет добавлять, экспортировать и импортировать данные об обращениях клиентов.
- взглянув на «воронку продаж» можно быстро оценить все этапы работы с клиентами.
- можно тонко настраивать права доступа к клиентским данным.
- автоматизация работы с клиентами доступна с помощью конструктора бизнес-процессов в CRM.
- открытый API позволяет автоматически загружать лиды с сайта.
Рабочее время:
- рабочие календари позволяют планировать задачи на неделю, месяц и год вперед.
- система учета рабочего времени покажет сколько рабочего времени потрачено на каждую задачу.
- график отсутствий поможет быстро оценить количество отработанного времени.
- можно настроить периодическое формирование рабочих отчетов от сотрудников.
- через меню «Планёрки» можно легко пригласить сотрудников на собрание и разослать им результаты обсуждения.
Сотрудники компании:
- в социальном интранете «Битрикс24» главное — это люди.
- достаточно ввести первые буквы имени, чтобы найти нужного сотрудника.
- структура компании представлена в виде иерархической схемы в соответствующем разделе портала.
- права доступа могут быть назначены группе, отделу, сотруднику, документу и многим другим объектам системы.
- чтобы пригласить новых пользователей в портал просто введите их e-mail.
Рассмотрев функционал облачной информационной системы Битрикс24, нами было принято решение о создании сайта, используя конструктор сайта , встроенный в данную информационную систему. Зарегистрируемся на официальном сайте Битрикс24 (рис.2), ознакомимся с функционалом и перейдем в раздел «сайты» как показано на рисунке 3.
Рис.2 –Регистрации на Битрикс24
После этого создаем блок отзывы, фото с текстом (рис.6).
Рис.3 - Раздел «сайты» в Битрикс24
Рис.4 – Шаблоны сайтов Битрикс24
Рис.5 – Блок «текст с картинками»
Рис.6 – Блок «отзывы»
Затем ищем форму «меню и шапка сайта», добавляем ее, редактируем, получаем вид представленный на рисунке 7.
Рис.7 - Форма «меню и шапка сайта»
Далее выбираем дизайн сайта (рис.8).
Рис.8 – Выбор дизайна
Создаем страницу для выбора букета (рис.9-11).
Рис.9 – Добавление траницы для выбора букета
Рис.10 – Начальная страница для выбора букета
Рис.11 – Добавление прейскуранта цен для выбора букета
Проделываем аналагичную работу страницы для составления букета (рис.12).
Рис.12 – Добавление прейскуранта цен для составления букета
Создаем станицу для выбора доставки (рис.13).
Рис.13 – Добавление выбора доставки
Создаем ссылки для перехода на другую страницу(рис.14).
Рис.14 – Назначение ссылок для перехода на другую страницу
Включаем предпросмотр, оцениваем работу, выходим из функции «создание сайта». Сайт сохранится в конечном виде (рис.15).
Рис.15 – Созданный сайт
Мы провели функциональный обзор использования облачных технологий в информационных системах на примере «Битрикс24». Мы можем сформулировать положительные и отрицательные моменты в работе с «Битрикс24».
В данной системе можно выделить следующие достоинства:
- самая многофункциональная;
- работа с документами (doc, pdf, xls и т.д.) внутри сервиса; выглядит, как соцсеть — привычно;
- видеочаты;
- можно создать бесплатно рабочую почту;
- элементы геймификации (бейджи);
- интеграция с соцсетями, google-календарём и другими сервисами;
- интеграция с 1С-битрикс и другими известными CRM-системами;
- телефония;
- бесплатный тариф.
Как и в любых системах в данной присутствуют недостатки:
- самый главный плюс — это и минус, слишком много функций, долго и трудно разбираться;
- визуальный мусор — проблемы интерфейса;
- непонятный таск-менеджер;
- нет шаблонов документов.
Подводя итог, сформулируем положительные и отрицательные стороны использования облачных технологий в информационных системах:
Положительными сторонами использования облачных технологий можно назвать следующие:
- доступность: доступ к информации, хранящейся на облаке, может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети интернет. Из этого вытекает следующее преимущество.
- мобильность: у пользователя нет постоянной привязанности к одному рабочему месту. Из любой точки мира менеджеры могут получать отчетность, а руководители -- следить за производством.
- Экономичность: одним из важных преимуществ называют уменьшенную затратность. Пользователю не надо покупать дорогостоящие, большие по вычислительной мощности компьютеры и ПО, а также он освобождается от необходимости нанимать специалиста по обслуживанию локальных IT-технологий.
- арендность: пользователь получает необходимый пакет услуг только в тот момент, когда он ему нужен, и платит, собственно, только за количество приобретенных функций.
- гибкость: все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически.
- высокая технологичность: большие вычислительные мощности, которые предоставляются в распоряжение пользователя, которые можно использовать для хранения, анализа и обработки данных.
- надежность: некоторые эксперты утверждают, что надежность, которую обеспечивают современные облачные вычисления, гораздо выше, чем надежность локальных ресурсов, аргументируя это тем, что мало предприятий могут себе позволить приобрести и содержать полноценный ЦОД.
Несмотря на многочисленные преимущества, которые описаны выше, облачные технологии также имеют свои недостатки:
- постоянная необходимость соединения с сетью Интернет: для данной технологии всегда необходимо соединение с сетью Интернет. Существует, конечно, ряд приложений, которые загружаются на компьютер и позволяют дальнейшую работу, не смотря на соединение. В остальных случаях все просто: нет соединения - нет работы. По мнению многих, это самый большой недостаток облачных технологий. Но если учесть развитие информационных технологий в наше время, то можно с уверенностью сказать, что доступ в сеть Интернет есть практически везде. Поэтому в скором времени такая проблема и вовсе исчезнет.
- плохо работает с медленным соединением: большинство облачных сервисов требуют для нормальной работы быстрое Интернет-соединение. Но информационные технологии не стоят на месте, поэтому сейчас нет проблем с пропускной способностью соединений сети Интернет.
- программы могут работать медленно и с неполными функциональными возможностями: некоторые из программ, предоставляемые облачными услугами, работают на локальном компьютере быстрее. Это может быть связано как с невысокой пропускной способностью соединения сети Интернет, так и загруженностью удаленных серверов. Также, программы, представленные в облаке, имеют ограниченный функционал, в отличии от их версий для локального компьютера.
- существует угроза безопасности данных: безусловно, если вы передаете ваши данные в облако, то сразу возникает возможность угрозы безопасности информации. Но тут все дело заключается в доверии к провайдеру. Если поставщик облачной технологии надежно шифрует передвижение информации, создает резервные копии и уже имеет большой опыт на рынке в данной сфере, то нарушение системы безопасности может никогда не случится.
Список литературы:
1. Беленький А. «Облачные» технологии начинают и выигрывают. -- КомпьютерПресс , N7. -- 2014;
2. Батаев А. В. Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе России, «Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета», № 2 (192), 2014.
3. Горелов А. Куда идут «облака». -- КомпьютерПресс , N12. -- 2014;
4. Запечников, С. В. Основы построения виртуальных частных сетей / С. В. Запечников- СПб.:Телеком, 2015.
5. Карр Н. Великий переход. Революция облачных технологий / Н. Карр. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
6. Мирошина А. О. Возможности VMware по организации эластичного облака для интернет проектов (IaaS) / А. О. Мирошина- М.: ЭКОМ, 2013.
7. Макаров С.В. Социально-экономические аспекты облачных вычислений //Монография - М.: ЦЭМИ РАН, 2010.
8. Нил Склейтер. Облачные вычисления в образовании: Аналитическая записка/ Пер. с англ. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.-Москва, 2016.
9. Информационные системы в экономике: Учебное пособие / М.М. Геращенко; РАНХиГС; Сиб. ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014.
10. Облачные сервисы. Взгляд из России/под ред. Е. Гребнева.–М.:CNews, 2015 .
11. Облачные Технологии. Теория и практика / Д. Н. Монахов, Н. В. Монахов, Г. Б. Прончев, Д. А. Кузьменков. — МАКС Пресс Москва, МГУ, 2013.
12. Батаев А. В. Анализ использования облачных сервисов в банковском секторе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 234-240. — URL https://moluch.ru/archive/85/15818/ (дата обращения: 23.01.2020).
13. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909. — URL https://moluch.ru/archive/62/9448/ (дата обращения: 23.03.2019).
14. Статья. Облачные вычисления (мировой рынок). Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Облачные_вычисления_(мировой_рынок) (Дата обращения 22.01. 2020)
15. Официальный сайт Битрикс24. Режим доступа:https: //www.bitrix24.ru/ (Дата обращения: 23.01.2020).
16. Яндекс статистика систем. Режим доступа: https://in-scale.ru/blog/crm-sistemy-rejting-2017 (Дата обращения: 20.01.2020).