Одной из основных задач коррекционного воспитания и обучения является подготовка детей к школе. Педагоги, взаимодействуя с ребенком в привычных для него видах деятельности, формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Поэтому важным аспектом в развитии ребенка дошкольного возраста является подготовка его к школьному обучению, а именно такой раздел, как подготовка к обучению грамоте.
Целью дополнительной образовательной программы является осуществление подготовки старших дошкольников с ЗПР к усвоению грамоты.
Задачи программы (блоки задач, в которые входят частные):
I. Обучить звукобуквенному анализу и синтезу слов и предложений.
II. Познакомить детей с понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
III. Познакомить со слоговой структурой слова.
IV. Развивать лексико-грамматический строй речи.
V. Развивать моторную сферу.
С целью выявления особенностей освоения грамоты старшими дошкольниками был проведено диагностическое обследование (мониторинг), которое разработано на основе оценки критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной [6]. Мониторинг проводился 3 раза в течении учебного года. В начале года – для установления уровня знаний, в середине – для анализа промежуточных результатов и в конце – для проверки контрольных результатов усвоения программы. Мониторинг показал, что 80% детей подгруппы имеют низкий уровень готовности к обучению грамоте. То есть старшие дошкольники не умеют делить слова на слоги, находят картинку с заданным звуком лишь с помощью педагога, не умеют называть первый звук в слове, не дифференцируют буквы по печатному изображению, с помощью педагога составляют предложение по картинке, не умеют определять место звука в слове. Дети имеют мотивацию к выполнению заданий, но в большинстве случаев не могут это сделать без помощи взрослого, словесные инструкции воспринимают плохо, но способны повторить практическое действие за взрослым.
На основе проведенного мониторинга старших дошкольников подготовительной к школе группе были выделены основные направления в подготовке к обучению грамоте и составлена дополнительная образовательная программа. На слайде представлена часть календарно-тематического планирования. Оно состоит из 3 периодов обучения, темы занятий совпадают с лексическими темами группы.
Дополнительная образовательная программа «Подготовка к обучению грамоте» разработана с учетом ФГОС ДО, целевых ориентиров ФГОС ДО и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.В. Вераксы, Т.С. Комаровой и др., 2017 года. Программа составлена на основе тематического плана и с учетом планирования по образовательным областям «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной к школе подгруппе для детей с ЗПР.
Программа реализуется учителем-дефектологом в ходе фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми группы компенсирующей направленности с ЗПР.
Подгрупповая работа осуществляется еженедельно во второй половине дня в ходе одного дополнительного периода непосредственной образовательной деятельности (НОД) (занятия) «Подготовка к обучению грамоте».
Ввиду возникающих трудностей у конкретного ребенка по усвоению материала, закрепление знаний может быть реализовано в ходе НОД (занятия) в индивидуальной форме.
По заданию учителя-дефектолога воспитатели в совместной деятельности с детьми проводят закрепление изученного материала. Также рекомендации учителя-дефектолога выполняют родители (законные представители) ребенка, которые дома вместе с детьми закрепляют пройденный на занятии материал.
В процессе работы по подготовке к обучению грамоте используются такие методы, формы и средства обучения: игра, беседа, объяснение, рассказ, работа с предметами и картинками, демонстрация, упражнение, моделирование, художественное слово. Также применяются и специальные приемы: опора на тактильный анализатор; движения, совмещенные с речью; утрированное произнесение звука; прием соотнесения образа буквы с предметами; показ способа действия и образца; игровые и сюрпризные приемы.
Обязательным элементом НОД (занятия) «Подготовка к обучению грамоте» являются артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
После реализации дополнительной образовательной программы был проведен контрольный мониторинг знаний, который показал уровень усвоения программы. Так 40% дошкольников имеют высокий уровень подготовки к обучению грамоте, а 60% имеют средний уровень, то есть:
• различают понятия «звук», «слог», «слово» и «предложение»;
• называют в последовательности слова в предложении, звуки, слоги в словах, их общее количество;
• различают понятия «звук-буква», «гласный-согласный звук», «мягкий-твердый звук», «глухой-звонкий звук», знают способы определения характеристики звуков и их обозначения;
• владеют звуковым и звукобуквенным анализами слов;
• узнают, находят и пишут печатную букву;
• составляют и распространяют предложение; выкладывают схему предложения, в том числе и с предлогом;
• владеют диалогической речью и взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
• владеют достаточным активным словарным запасом и основами грамматического строя речи, связным высказыванием;
• проявляют любознательность и интерес к речевой и коммуникативной деятельности;
• понимают и выполняют учебную задачу.
Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительная образовательная программа «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» является эффективной в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР. Благодаря использованию данной программы решаются задачи по подготовке детей к обучению грамоте в школе, предупреждаются трудности в освоении грамоты в системе школьного образования, обеспечивается более плавный и уверенный переход к школе.
Список литературы
1. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – Москва: Мозаика-синтез, 2012. – 25 с.
2. Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь Москва: СФЕРА, 2010. – 64 с.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная подготовка ребенка к школе. – Санкт-Петербург: Литера, 2011. – 208 с.
4. Крупенчук О.И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – Санкт-Петербург: Литера, 2007. – 96 с.
5. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Е.В. Вераксы, Т.С. Комаровой и др. - Москва: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. -288 с.