Потребительское поведение в период пандемии - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Потребительское поведение в период пандемии

Гарибашвили М.С. 1
1Московский Государственный Гуманитарно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема является весьма актуальной в настоящее время. Эпидемия коронавируса уже оказала и оказывает до сих пор значительное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на экономику каждой страны. Потребительское поведение — основополагающий фактор состояния экономики страны. Ведь как все мы знаем, большая часть экономики держится на спросе потребителей.

Потребительское поведение в эпоху пандемии одна из самых актуальных тем наших дней. О ней говорят многие известные экономисты, и даже простые люди. Нельзя сказать, что кто-то успел написать выделяющиеся научные работы, так как потребительское поведение меняется и по сей день, а коронавирусная инфекция до сих пор с нами.

Объект исследования - потребительское поведение.

Предмет — как пандемия коронавируса влияет на поведение потребителей.

Целью работы является изучить потребительское поведение в коронакризисной экономике.

Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

- Изучить сущность потребительского поведения;

- обозначить факторы, которые оказывают влияние на поведение потребителей;

- определить какое место потребительское поведение занимает в жизни общества;

- оценить влияние пандемии COVID-19 на экономику

- проанализировать поведение потребителей в пандемийный период

- рассмотреть основные тенденции изменения потребительского поведения в коронакризисной экономике.

В ходе написания научной работы были использованы следующие методы исследования: обращение к специальным источникам и публикациям, посвященным рассматриваемой теме, анализ и сортировка полученной информации.

Первая глава посвящена потребительскому поведению и раскрывает следующие вопросы: Сущность потребительского поведения, факторы, которые оказывают влияние на поведение потребителей, место потребительского поведения в жизни общества.

Вторая глава посвящена особенностям потребительского поведения в коронакризисной экономике и раскрывает следующие вопросы: влияние пандемии COVID-19 на экономику, анализ поведения потребителей в пандемийный период.

Третья глава посвящена основным тенденциям изменения потребительского поведения в коронакризисной экономике.

Структурно настоящая курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком в количестве 10 источников.

ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Сущность потребительского поведения

Потребности людей постоянно меняются, и именно они определяют складывающийся спрос на товары и услуги. Существует определенная закономерность: рост потребностей провоцирует возникновение новых направлений человеческой деятельности, что в свою очередь провоцирует увеличение потребностей общества, и это может длиться беспрерывно [2].

Исследованием поведения потребителей занимается поведенческая экономика — это медждисциплинарная наука, которая включает в себя экономику, психологию, этику, философию, социологию и ряд других наук. Поведенческая экономика, исследуя экономические и психологические аспекты жизни общества, доказывает, что в экономических взаимодействиях потребители ведут себя нерационально [2].

Поведение потребителей является основополагающим фактором экономических взаимоотношений. Именно поэтому многие страны уделяют колоссальное внимание исследованию этого вопроса. Например, в Соединенных штатах Америки, Индонезии. России, Индии, Индонезии, Канаде и многих других странах регулярно проводят социологические опросы, нацеленные на исследование потребительских настроений [2].

В настоящее время потребительское поведение определяют как область знаний, которая изучает процессы принятия потребителями решений, и факторы, которые влияют на эти решения [4].

Можно говорить о нескольких факторах, которые влияют на решения потребителей, помимо их собственных желаний:

- влияние социума, в особенности семьи;

- сообщества, в которых состоит тот или иной потребитель;

- культурные особенности;

- субкультуры, к которым относится потребитель;

- и множество других факторов, которые способны оказывать воздействие на деятельность, осуществляемую потребителем [4].

В современном мире компании стараются анализировать мотивацию покупателей, так как это играет значимую роль в управлении бизнесом, повышении эффективности деятельности, маркетинговой кампании. В Российской Федерации уровень конкуренции с каждым годом растет, поэтому важно выстроить такие взаимоотношения с покупателем, чтобы была возможность получить информацию о его желаниях. И на основе этого привлечь внимание к своей организации и продать свои товары и услуги [4].

В настоящее время выделяется около 12 видов потребительского поведения (рисунок 1):

Р исунок 1 — Основные виды потребительского поведения

1. Первый вид выбирает часто и много, чем шире выбор, тем больше вероятность привлечения такого клиента.

2. Для второго вида покупка является способом невербальной коммуникации, выражением статуса и эмоций.

3. Третий вид всегда ищет нечто новое.

4. Четвертый вид приобретает товары и услуги для выражения недовольства, несогласия.

5. Пятый вид приобретает товары и услуги для поддержания имиджа, выражает характер и вкус.

6. Шестой вид отталкивается от ценности и долговечности товаров и услуг.

7. Седьмой вид демонстрирует свои успехи через приобретение престижных товаров.

8. Восьмой вид приобретают отечественные продукты, проверенные, знакомые марки.

9. Девятый вид зачастую приобретают подделки для получения признания окружающих.

10. Десятый вид ищет разнообразие, часто приобретают быстрое питание, музыкальные подписки, одежду.

11. Одиннадцатый вид приобретает практичные вещи.

12. Двенадцатый вид приобретает проверенную продукцию, беспокоясь о здоровье [7].

1.2 Факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение

Выделяют три базовых фактора, оказывающих влияние на поведение потребителей:

1. уровень дохода;

2. предпочтения потребителей;

3. цены на товары и услуги [7].

Также на поведение потребителей оказывают влияние и другие факторы психологического, социокультурного и личностного характера. Социальные факторы заключаются в том, как мнение окружающих, в том числе семьи, коллег, друзей, влияет на решения и действия потребителей. Культурные факторы выражаются в стереотипах и ценностей общества в целом и каждого потребителя в отдельности. Психологические факторы — это внутренние установки, убеждения, принципы индивида, его мотивы. Личностные факторы представлены через возраст, пол. Гендерную принадлежность, самооценку и прочее. Также не малозначимым фактором является влияние рекламы на потребителей (Рисунок 2) [7].

Р исунок 2 — Факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение

Таким образом, поведение потребителей - это результат сложнейшего взаимодействияфакторов культурного, социального, личного и психологического характера. На многие из этих факторов невозможно повлиять маркетологам, но они помогают выявить целевых покупателей. На другие факторы возможно повлиять маркетологам и они подсказывают ему, какие усилия необходимо прилагать, чтобы вызвать наиболее сильную ответную реакцию потребителя.

1.3 Место потребительского поведения в жизни общества

В настоящее время из-за увеличения числа предприятий сферы услуг, сформировалась жесткая конкурентная борьба за привлечение внимания потребителей. Для того, чтобы выиграть эту схватку, предприятия должны проводить различные исследования, в первую очередь направленные на выявления того, что, как, где, для чего и сколько потребитель хочет приобрести, а главное почему. Все эти компоненты и составляют основу потребительского поведения.

Именно благодаря этому можно сделать вывод, что потребительское поведение занимает основополагающую роль в жизни общества, в том числе в сфере экономики и управления бизнесом.

Каждый человек изо дня в день принимает решения как потребитель, эти решения могут быть рациональными или иррациональными, осознанными или не осознанными. Какими бы не были эти выборы, из них складывается ежедневное потребительское поведение. Все общество зависит от этого поведения, ведь оно определяет наш быт, вещи, что нас окружает, наше питание, нашу одежду и многое другое. Общество не может уйти от потребительских выборов.

Управление бизнесом также зависит от потребительского поведения. Любая хозяйственная деятельность основывается на желаниях потребителей и предоставлении необходимых им товаров и услуг. Если менеджеры и маркетологи не будут учитывать желания клиентов, то на их товары и услуги не будет спроса, соответственно организации будут работать себе в убыток. Именно по этой причине маркетологи постоянно анализирует рынок и потребительское поведение.

Таким образом, поведение потребителей является базой для экономической деятельности любого субъекта. Оно занимает главенствующее место в жизни общества, и должно быть под постоянным контролем, постоянно исследоваться и анализироваться.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

В КОРОНАКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Влияние пандемии COVID-19 на экономику

Пандемия COVID-19 заметно сказалась на на стиле жизни покупателей всего мира. В ходе исследования потребительского поведения было проведено множество опросов. Вот один из них:

- 62 процента российских покупателей стали реже посещать центр города;

- 59 процентов отметили, что стали больше времени проводить дома, даже после отмены карантинных ограничений;

- 55 процентов признали, что стали чаще пользоваться онлайн-услугами, онлайн-шопингом [11].

Анализируя ответы, можно заметить, что пандемия коронавируса стала причиной постепенной переориентации на онлайн-потребление [11].

В глобальном исследовании потребительского поведения в 2020 году, проведенном PwC, отмечены четыре наиболее актуальные тенденции, которые обуславливают изменения в потребительском поведении, среди которых [6]:

1) рыночная неопределенность и чувствительность потребителя к цене, что создает дополнительное давление на потребителей, трансформируя их поведение, а цена и ценность товара становятся первостепенными факторами, влияющими на выбор потребителей [6];

2) удобство и доступность становятся основой потребительского опыта, что приводит к росту требовательности потребителей и акцентированию их внимания на потребительском опыте; при это все большую важность приобретает способность предоставить клиенту наилучший опыт, который напрямую связан с цифровизацией и использованием технологий [6];

3) цифровое взаимодействие, а именно все более частый интерес потребителей к онлайнпокупкам, однако они не готовы полностью отказываться от покупок в традиционных форматах магазинов; правильный баланс между цифровым и традиционным форматами магазинов в ближайшей перспективе должен стать основой для успешного взаимодействия с потребителями [6];

4) приоритет новых потребителей – это забота о себе и благополучие, так, потребители уделяют все больше внимания всему, что связано со здоровьем, а также вопросам экологии и устойчивого развития; при этом ожидается, что не только производители, но и все участники рынка будут демонстрировать заботу о благополучии потребителей [6].

Такое покупательское поведение населения серьезно отразилось на деятельности многих предприятий и организаций. В условиях карантина многим пришлось закрыться или перейти в онлайн. Появились новые виды услуг: бесконтактная доставка, организация квеста через скайп, развитие телемедицины. Больше всего пострадали следующие организации: строительные магазины, магазины одежды, обуви, автозапчастей, техники, электроники, автосалоны и торговые центры [1].

Но не все продавцы в условиях пандемии оказались в убытках. Экономистами отмечается всплеск спроса в организациях следующих категорий: спиртные напитки – на 31%, цифровые товары – на 17,4%, продукты – в разы. Также можно выделить дополнительные группы товаров с повышенным спросом [1]:

средства личной гигиены;

средства индивидуальной медицинской защиты (маски, перчатки, антисептики);

медицинские приборы (кварцевые лампы, рециркуляторы и облучатели).

В целом нынешняя ситуация с потребительским спросом ухудшается: на экономику сильнее влияет число людей, которые боятся вируса, чем число заболевших. Страх меняет поведение людей и меняет поведение тех, кто принимает решения. Пандемия Covid19 стала для ритейла серьезным испытанием, так как потребительский спрос меняется каждый день [1].

2.2 Анализ поведения потребителей в пандемийный период

Пандемия сильно повлияла не только на желания, но и на дальнейшие планы многих потребителей. Их вкусы резко поменялись, требования сменились. Неизвестно, сколько будет дальше длиться такое положение, поэтому государству нужно разрабатывать план, чтобы подстроиться уже под совершенно новое поколение потребителей, искать новые и нестандартные варианты привлечения и удержания клиентов, а также расширение уже имеющейся базы. Нужно подстроиться не только под что-то уже поменявшееся и новое, нужно научиться «гибкости», быстрой перестройке, под смену интересов и желаний потребителей [5].

Пандемия создает желание покупателей экономить на всех приобретаемых товарах и услугах, а эпоха глобализации с представлением широкого выбора товаров ознаменовали рост компетентности и разумность потребителей при осуществлении выбора при осуществлении покупок [3].

В целом нынешняя ситуация с потребительским спросом ухудшается: на экономику сильнее влияет число людей, которые боятся вируса, чем число заболевших. Страх меняет поведение людей и меняет поведение тех, кто принимает решения. Пандемия Covid19 стала для ритейла серьезным испытанием, так как потребительский спрос меняется каждый день.

Учитывая данные статистики, можно сделать вывод о том, что спрос во время пандемии коронавируса на некоторые виды товаров увеличился в несколько раз, а на некоторые резко упал. Такие труднопрогнозируемые изменения отрицательно сказались на работе многих предприятий и организаций России, привели к снижению экономических показателей в стране в целом. Таким образом, пандемию Covid19 можно сегодня отнести к новому неценовому фактору, который оказывает одновременное влияние на спрос и предложение товаров, причем влияние, которое требует новых методов изучения и прогноза [1].

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОРОНАКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Распространение коронавируса и меры по его предотвращению отрицательно сказываются на экономике практически всех стран. Изменения коснулись также структуры и объемов потребления, потребительского поведения. Степень влияния пандемии на потребление в разных странах и по разным секторам рынка разнится [2].

Исследования показывают, что потребителей во время пандемии можно разделить на четыре категории [12].

Первый тип — «Сохранять спокойствие и продолжать жить дальше». К этой категории себя отнесли 36% опрошенных. Их жизнь, привычки и расходы практически не изменились. Эти респонденты не отказывают себе в покупках и не сокращают траты на необходимое [12].

Второй тип — «Экономить и запасаться». Треть респондентов (31% опрошенных) настроены очень пессимистично, поэтому начали ощутимо урезать свои расходы. Около 68% намного меньше стали тратить на развлекательные мероприятия, хобби и отдых вне дома. Четверть опрошенных из этой ниши планируют свой бюджет максимально четко [12].

Третий тип — «Залечь на дно и тратить». 18% опрошенных решили подготовиться к периоду пандемии, в том числе запасаясь товарами: они стали реже ходить по магазинам, а покупки совершают в онлайне. При этом в будущее такие респонденты смотрят с оптимизмом [12].

Четвертый тип — «Резко сокращать расходы». 15% опрошенных сильнее других пострадали от ситуации с коронавирусом. 69% из них стали намного реже совершать покупки, а 53% вообще тратят деньги только на самое необходимое. 91% потребителей из этой категории максимально урезали расходы на одежду и обувь [12].

Сектор услуг в наибольшей мере ощутил влияние мер по ограничению распространения COVID-19. В России, как и во многих других странах, существенно сократился спрос на пассажирские перевозки, гостиницы, услуги общественного питания [2].

В России в конце марта 2020 г. был отмечен всплеск спроса на отдельные продовольственные товары, обусловленный опасениями в связи с распространением коронавируса. Кроме того, повышение потребительского спроса на продукты питания связано с тем, что рестораны, кафе и другие предприятия общественного питания закрыты в условиях пандемии. Тогда же был отмечен повышенный спрос на непродовольственные товары, который в первую очередь связан с ожиданиями роста цен из-за ослабления рубля, последовавшего за снижением мировых цен на нефть. Существенное снижение курса рубля и ажиотажный спрос на отдельные продовольственные товары привели к резкому ускорению недельных темпов роста цен в середине марта, но в последнюю неделю месяца темпы роста цен замедлились. Опасаясь дальнейшего роста цен, а также не зная, каким образом будут работать торговые сети, люди массово скупали в первую очередь недорогие товары: крупы, макаронные изделия растительное масло, муку, соль и т.д. То есть в первый момент после объявления Всемирной организацией здравоохранения пандемии наблюдался эффект замещения дорогих продуктов и услуг более дешевыми. Именно эти товары, по мнению потребителей, были и будут им необходимы в условиях изоляции [2].

Еще одной заметной тенденцией стало увеличение продаж бытовой электроники, что связано с переходом многих сотрудников на удаленную работу, а школьников и студентов – на дистанционное обучение [2].

Как же изменились потребности населения и потребительское поведение в связи с пандемией коронавируса, введением ограничений и обусловленным этими фактами снижением деловой активности? В первую очередь увеличился спрос на продукты питания, на товары, связанные с обеспечением личной безопасности: дезинфицирующие средства, маски и другие средства защиты. Произошло замещение дорогих товаров более дешевыми. Среди других непродовольственных товаров, потребление которых увеличилось, следует отметить бытовую электронику, что связано с переходом на дистанционную работу и обучение. Снижение спроса отмечено на пассажирские перевозки, предприятия размещения и общественного питания, объекты развлекательной инфраструктуры. Кроме того, отмечена тенденция к накоплению средств с учетом возможной потери работы и/или снижения заработка. Существенный рост показала онлайн-торговля. В целом, по прогнозам аналитиков, а также по анализу результатов опросов потребительских настроений, ситуация с потребительским спросом будет ухудшаться [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы мы выполнили цель нашей работы: изучили потребительское поведение в коронакризисной экономике.

Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:

- Изучили сущность потребительского поведения;

- обозначили факторы, которые оказывают влияние на поведение потребителей;

- определили какое место потребительское поведение занимает в жизни общества;

- оценили влияние пандемии COVID-19 на экономику

- проанализировали поведение потребителей в пандемийный период

- рассмотрели основные тенденции изменения потребительского поведения в коронакризисной экономике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бойко Т.А., Коротченко Д.С., Долженкова Е.В. Покупательское поведение в условиях пандемии коронавируса // Молодежь и наука. - 2020, C. 369-371.

2. Воронина Л.А., Шапошников А.М. Основные тенденции изменения потребительского поведения в условиях пандемии коронавируса // Экономика: теория и практика. - 2020, №2 (58), С. 23-30.

3. Депутатова Е.Ю. Рационализация потребительского поведения в эпоху пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020, №4-2 (62), С. 69-72.

4. Месропян М.А. Исследование потребительского поведения // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017, С 81-84.

5. Панькина А.М., Гончарова А.А. Изменение потребительского поведения на рынке в период пандемии // Молодой ученый. - 2021, №7 (349), С. 164-166.

6. Ухова А.И., Окольнишников А.Д., Беляев Н.А. Трансформация потребительского поведения россиян в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2021. - С. 176-181.

7. Ананьева Л.Ю. Потребительское поведение // Справочник URL: https://spravochnick.ru/marketing/potrebitelskoe_povedenie/

8. Как пандемия повлияла на привычки потребителей — исследование // RusBase URL: https://rb.ru/news/consumer-habits-covid19/

9. Люди и пандемия: что определяет покупательское поведение в конце 2020 года // Spark.ru URL: https://spark.ru/startup/ppc-world/blog/69372/lyudi-i-pandemiya-chto-opredelyaet-pokupatelskoe-povedenie-v-kontse-2020-goda

10. Нездоровое поведение: как коронавирус повлиял на потребителей // Рамблер: финансы URL: https://finance.rambler.ru/other/44292681-nezdorovoe-povedenie-kak-koronavirus-povliyal-na-potrebiteley/

11. Пандемия изменила образ жизни россиян. Как это сказалось на потребительском поведении? // Магазин исследований URL: https://marketing.rbc.ru/articles/12719/

12. Тренды поведенческой экономики: как «коронование» россиян изменило потребительский рынок // Сноб URL: https://snob.ru/entry/202138/

Просмотров работы: 929