Виды организационных структур - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Виды организационных структур

Кузьмина А.А. 1
1Московский государственный гуманитарно-экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современных реалиях предприятиям необходимо регулярно совершенствоваться. Сегодня экономика государства особенно нуждается в эффективном ведении бизнеса. Его развитие напрямую зависит от принципов и механизмов управления руководителя организации, информационного обеспечения, стратегий и целей. На сегодняшний день множество российских компаний не имеют четкой и установленной организационной структуры управления, что ведет к серьезным проблемам компании. В наше время необходимость совершенствовать структуру управления определяется множеством внешних и внутренних факторов, в том числе постоянно меняющиеся рыночная ситуация и обстановка.

Организационная структура управления обеспечивает работу управленческого процесса менеджеров всех уровней, являясь одним из ключевых понятий менеджмента. То есть это такой способ построения взаимосвязи между звеньями, уровнями управления, построенной в такой форме, который позволяет достигать те или иные цели.

Мы живем в эпоху постоянных перемен. В настоящее время каждый подвержен социальной, экономической, цифровой трансформации, бизнес не стал исключением. Сегодня невозможно представить эффективное ведение малого и среднего бизнеса без четкой организационной структуры управления, которая должна соответствовать определенным нормам и правилам. Все это определяет важность и актуальность темы данной курсовой работы.

Целью выполнения данной работы является определение сущности основных видов организационных структур, анализ эффективности организации деятельности ПАО «Лукойл»

Для достижения поставленной цели поставлены и обозначены следующие задачи:

- рассмотреть сущность предмета, задачи, функции, виды организационной структуры управления;

- раскрыть понятие и принципы построения ОСУ;

- рассмотреть типы, виды организационных структур;

- классифицировать виды структур управления.

Объект исследования – организационные структуры управления.

Предмет исследования – организационная структура управления ПАО «Лукойл».

В данной работе использованы методы анализа, системный подход к изучению организационных структур управления, а также метод классификации.

Структурно работа представлена введением, тремя главами и восьмью пунктами, заключением, библиографическим списком.

В первой главе рассмотрены теоретические основы организационных структур управления, а именно: сущность, содержание и типы организационных структур управления. Выявлены факторы, которые воздействуют на выбор организационной структуры.

Во второй главе рассмотрены основные виды организационных структур, их достоинства и недостатки, основные принципы. Описывается характеристика и деятельность компании, а также произведен анализ организационной структуры управления ПАО «Лукойл».

В третьей главе предложены пути совершенствования организационной структуры ПАО «Лукойл». Рассмотрена характеристика и произведен анализ компании в целом.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Структура управления: сущность и содержание

Любая организация ставит перед собой те или иные цели, которые могут видоизменяться в зависимости от особенности самой компании. Но существуют такие цели, к достижению которых стремятся все предприятия. Примером такой цели является эффективная работа организации, которая определяется четкой структурой управления. Именно организованность системы служит рычагом при достижении таких задач. [13] В каждой компании существует своя организационная структура, которая наилучшим образом подходит именно ей.

Такие организационные структуры имеют подразделения, в зависимости от сложности, формализации, иерархии, то есть действуют строго на своих уровнях управления, что обеспечивает наиболее эффективную координацию, контроль и управление компанией. Таким образом, основой построения эффективной системы управления той или иной компании является организационная структура.

Под организационной структурой понимается упорядоченная система элементов, связанных между собой и обеспечивающих развитие и функционирование организации, как единого целого. Так, организационная структура представляет собой иерархию подразделений предприятия и определяет распределение полномочий и степень ответственности внутри компании. Как правило организационная структура отражается в виде графических схем.

Основными элементами организационной структуры управления являются: [22]

Звенья (подразделения, занимаемые должности).

Связи. Структура организации управления характеризуется наличием связей между её элементами, которые принято дифференцировать на вертикальные и горизонтальные связи. Различает их количество уровней. Вертикальные связи, как правило возникают при наличии несколько уровней управления. Горизонтальные связи – одноуровневые.

Уровни управления – так называемые ступени иерархии (пирамиды), которые дифференцируются в зависимости от статуса занимаемой должности, полномочий, авторитета и уровня власти. Соответственно, чем выше уровень пирамиды, тем больше становится уровень ответственности, увеличивается объем выполняемых функций, доступ к информации становится шире. И наоборот, при снижении иерархических ступеней уменьшается уровень ответственности и спадает объем выполняемых функций.

Организационная структура управления для эффективного функционирования должна соответствовать определенным требованиям:

Оптимальность. Структуру управления можно считать оптимальной, если на всех её уровнях установлены рациональные связи, для достижения поставленных целей организации.

Гибкость. Способность изменяться и подстраиваться под изменения внешней среды.

Экономичность. Основным критерием является соотношение между затратами и результатом.

Оперативность.

Надежность.

Адаптивность.

Устойчивость. Основная суть заключается в неизменности структуры управления, её уровней, свойств и т. п. при различных, непредвиденных обстоятельствах.

Организационная структура управления оказывает прямое влияние на функционирование и эффективность предприятий. [2] Чем лучше проработана структура управления, тем эффективнее будет происходить воздействие на объекты управления, повысится результативность работы предприятий в целом. Поэтому очень важно правильно сформировать организационную структуру управления изначально. Для этого необходимо ознакомиться со следующими факторами формирования ОСУ: [7]

Цели и задачи управления.

стратегия управления.

полномочия управления.

объект управления.

объем информации.

технологическое обеспечение.

внешняя среда организации.

Данные структуры управления организации отличаются друг от друга в зависимости от самих предприятий, но определяются подобными факторами и условиями, такими как: [27]

Масштабы предприятия.

сфера деятельности предприятия и его отрасль.

квалификация рабочего персонала.

характер производства (массовый, серийный, единичный) и т. п.

Таким образом, мы можем заметить, что организационная структура управления не стоит на месте, она постоянно совершенствуется и развивается в зависимости от окружающих факторов и условий. Так, компании, которые постоянно улучшают структуру управления, функционируют гораздо эффективнее.

Факторы, воздействующие на выбор организационной структуры управления

В условиях экономического кризиса для большинства организаций построение четкой организационной структуры управления стало основной задачей на пути к выживанию, повышению эффективности функционирования предприятий. Необходимо создать такую организационную структуру управления, которая будет не только обеспечивать жизнедеятельность компании, но и регулярно совершенствовать организацию. Поэтому важно тщательно подходить к вопросу о выборе той или иной структуры управления. Необходимо проанализировать и учесть всевозможные факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на существование и работу организации в целом.

Разберем основные факторы, влияющие на выбор организационной системы управления. [9]

Размер организации. Организационная структура управления напрямую зависит от размера организации. Как правило, чем больше организация, тем больше появляется уровней иерархии. Так, может применяться функциональная структура управления, девизиональная, либо же матричная.

Географическое положение (территориальное размещение производства). Ведёт к появлению региональных подразделений. В такой ситуации возможно образование разных организационных структур, допустим, линейно-функциональная структура управления или дивизионная. Организационная структура будет также зависеть от размера компании, количества географических рынков и их удаленности друг от друга, региональной политики, условий существования и функционирования предприятий в зависимости от территории. Также выход на зарубежную арену делает структуру организации более сложной и требует учета дополнительных факторов, таких как глобализация, демография, интернационализация.

Внешняя среда. Динамика внешней среды является одним из ключевых факторов при выборе организационной структуры. Когда внешняя среда стабильна или в ней наблюдаются небольшие изменения, которые не оказывают особого влияния на деятельность предприятий, то организация может смело использовать механистические организационные структуры, так как они обладают небольшой гибкостью. Если же внешняя среда наоборот – динамична, то структура управления должна быть гибкой и органичной, с высоким уровнем децентрализации, должна быстро адаптироваться к изменениям;

Идеология управления. Основными критериями являются ценности, принципы внутри организации, а также стиль руководства. Данные критерии оказывают влияние на развитие горизонтальных связей, уровни управления и т. п. Допустим, демократический стиль управления ведет к децентрализации управления и делегированию обязанностей и выполняемых функций между подчиненными. Централизация, наоборот, приводит к установлению многоуровневой иерархии (пирамиды).

Технология работы внутри организации. Организационная структура должна быть создана таким образом, чтобы способствовать возникновению и совершенствованию идей технологического развития и осуществлению процессов технологического обновления. Использование современных информационных технологий способствует эффективному решению проблем внутри организации.

Стадии жизненного цикла организации. В зависимости от роста и развития предприятия должны рассматриваться проблемы организации на всех уровнях и стадиях. На стадии становления, как правило компания еще небольшая и производит один вид продукции – линейная или линейно-функциональная структура. Стадия роста выражается развитием и увеличением подразделений. На стадии зрелости увеличивается объем и разновидность продукции, начинают меняться организационные структуры, появляются новые уровни, расширяются полномочия, объем информации также растет.

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на выбор организационной системы управления

Источник: Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для бакалавров / Г.Р. Латфуллин А. В. Райченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. С. 248

Таким образом, выявлены основные факторы, влияющие на выбор той или иной организационной структуры управления. Очень важно правильно определить структуру управления компании, которая сможет регулярно совершенствоваться и подстраиваться под внешние изменения.

Типы организационных структур управления

Ранее мы упоминали, что для эффективного функционирования организационная структура управления должна уметь быстро адаптироваться под изменения внешней среды. На сколько быстро адаптируется компания напрямую зависит от типа организационной структуры. В современной теории менеджмента принято выделять следующие два типа организационных структур: [11]

Механистическая (бюрократическая).

Органическая (адаптивная).

Социолог, политический экономист Макс Вебер положил начало формированию бюрократического типа организационной структуры управления. В основу данного типа структуры управления легли: рациональность, иерархичность, формализация правил, ответственность. Работники обязаны действовать в соответствии с инструкциями. Также данный тип характеризуется четким разделением труда, иерархичностью управления, где нижестоящие уровни подчиняются вышестоящим. Если говорить о характеристиках более структурно, то можно выделить следующие: [25]

Системность;

высокая степень формализации;

высокий уровень централизации управления;

жесткая иерархия власти;

большое количество подразделений по горизонтали.

Основными преимуществами являются: высокая производительность и предсказуемость. При наличии таких условий как: власть руководителя признается законной, мотивация работников в виде денежного вознаграждения, делегирование рабочих обязанностей и т. п. можно достичь максимальной эффективности.

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что механистические структуры управления наиболее применимы к крупным компаниям, где необходимо обеспечивать четкую структуру и работу, чтобы достичь поставленные предприятием цели.

В сравнении с механистическим типом организационной структуры управления органический тип появился относительно недавно. Его ключевым отличием является сведение к минимуму применения формализации. Решения принимаются, как правило, децентрализовано. Ключевыми характеристиками органической структуры принято считать:

Высокий уровень гибкости;

умеренное использование формализации;

небольшое количество работников;

децентрализация управления;

адаптивность к изменениям внешней среды.

Основными преимуществами являются: гибкость и адаптация к изменениям внешней среды. Максимальный эффект в данном типе организационной структуры можно достичь при соблюдение таких условий, как: использование не рутинных технологий, т. е. наличие неопределенности по поводу выполнения работы, внешняя среда компания динамична.

Также стоит отметить следующие черты органического типа организационной структуры: [3]

Решения принимаются исходя из обсуждений, не базируются на правилах и авторитете;

правила работы выражаются в виде принципов, а не установок;

наличие творческих процессов в работе;

постоянная готовность к изменениям, с целью развития компании.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика механистического и органического типов организационных структур управления.

Характеристика организации

Механистический тип

орг. структуры

Органический тип

орг. структуры

Специализация

Узкоспециализированная работа

Широкая специализация работ

Стандартизация

Высокая степень стандартизации работ и процедур

Неопределённость задач, временное закрепление задач за исполнителем

Иерархия

Чёткое выделение уровней иерархии

Уровни управления размыты

Формализация

Высокая степень формализации. Строгое соблюдение инструкциям, регламентам, нормам

Низкий уровень формализации. Минимальное использование инструкций

Централизация

Централизованная организационная структура

Децентрализованная организационная структура

Организационная культура

Формальные, обезличенные отношения, основаны на строгой подчиненности

Неформальные отношения, сотрудничество, групповая работа

Технология

Рутинная

Нерутинная

Внешняя среда

Стабильная, простая, определенная

Нестабильная, сложная, неопределенная

Цели

Производительность

Эффективность, достижение результатов

Источник: Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2019. С. 77

Таким образом, мы можем увидеть, что основными отличительными характеристиками органической структуры управления являются высокий уровень гибкости, умеренное использование формализации. Для наглядности ниже представлена сравнительная таблица органической и механистической организационной структуры управления.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

2.1 виды механистических структур управления

Противоположностью механистической структуре управления служит органическая структура управления, которая в особенности отличается своей гибкостью, готовности к любым изменениям, во имя достижения целей компании.

Обе структуры управления подразделяются на виды структур управления, с которыми мы ознакомимся далее.

Механистическая структура управления включает в себя:

Линейная структура управления.

Функциональная структура управления.

Линейно-функциональная структура управления.

Девизиональная структура управления.

Линейная организационная структура управления. Данную структуру управления принято относить к простой форме организации, которая характеризуется одномерностью связей (вертикальные) и широкой специализацией руководителя, который наделен полным объемом власти и полномочий. Важно отметить, что любой подчиненный – работник, имеет над собой только одного руководителя. Такая организационная структура применяется в рамках организации цехов, филиалов, бригад и т. п., в мелких фирмах, в которых, как правило, руководитель осуществляет весь функционал управления, несет полную ответственность за достижение целей компании. Особыми принципами линейной организационной структуры считаются: централизация власти, формирование по производственному признаку и единоначалие.

Достоинства:

Простота реализации управленческих функций.

Четко выраженная ответственность.

Оперативное принятие управленческих решений и их реализация.

Четкое разграничение полномочий и обязанностей.

Наличие конкретных управленческих связей.

Недостатки:

Завышенные требования к руководителю.

Власть сосредоточена в руках одного человека. «Управляющая верхушка».

В первую очередь решаются оперативные задачи, а стратегические переносятся на второй план.

Информационная перегруженность руководителя.

Руководителю необходимо самостоятельно выполнять управленческие функции.

Рисунок 2. Схема линейной структуры управления [9]

Источник: Джумиго Н.А., Петрова Л. И. Организационная структура как объект стратегических изменений // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. 2017. № 2 (8). С. 67

Функциональная структура управления.

Функциональная структура управления. В данной организационной структуре органы управления специализируется на выполнении определенного круга производственных, финансовых, технологических и т. п. функций. Для функциональной структуры управления характерно образование структурных подразделений, которые имеют свои четкие цели, задачи и обязанности. Важно отметить, что все органы управления в данной управленческой структуре специализируются на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Соблюдение и выполнение указаний функциональных органов в рамках их компетенции является обязательным для производственных подразделений. Общие вопросы обсуждаются и применяются коллегиально. Такая структура направлена на решение рутинных задач и как правило используется в управлении крупными специализированными предприятиями с массовым производством. Организация подразделяется на функциональные блоки, то есть отделы маркетинга, финансовые отделы, производственные, при формировании функциональной структуры управления. Таким образом, функциональная специализация повышает эффективность деятельности организаций. [24]

Достоинства:

Оперативное принятий управленческих решений;

Высокоспециализированные специалисты;

Эффективность деятельности предприятий, за счет функциональной специализации;

Снижение потребности в специалистах широкого профиля;

Стандартизация и формализация процессов.

Недостатки:

Длительная процедура принятия каких-либо решений;

Нарушен принцип единоначалия, т. е. множественная подчиненность;

Высокая степень межфункциональных конфликтов, что ведет к снижению эффективности достижения целей;

Низкий уровень персональной ответственности за конечные результаты;

Высокий уровень централизации.

Рисунок 3. Схема функциональной структуры управления.

Источник: Источник: Джумиго Н.А., Петрова Л. И. Организационная структура как объект стратегических изменений // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. 2017. № 2 (8). С. 135

3. Линейно-функциональная структура управления.

Данный вид структуры управления принято считать наиболее распространённым видом среди иерархических структур. Такая структура состоит из линейных (распорядительных) подразделений и обслуживающих функциональных (финансовые отделы, отделы планирования и т. п.) Разделение труда в рамках управления происходит следующим образом: линейные подразделения, во главе за линейным руководителем (директор, начальник производства) определяют главные цели и задачи, выбирают исполнителей, а функциональные подразделения, в свою очередь, выполняют поставленные задачи в рамках своей компетенции.

Достоинства:

Есть возможность карьерного роста;

Формализация и стандартизация процессов;

Линейные руководители освобождены от решений по вопросам планирования по финансовой деятельности;

Рациональное использование линейных и функциональных связей;

Каждый работник подчиняется одному менеджеру.

Недостатки:

Каждое подразделение (звено) заинтересовано в достижении своих узких целей, а не целей компании;

Существует сложность во взаимодействии между подразделениями;

Сложные процессы принятия решений и контроля;

Уходит больше времени на принятие управленческих решений из-за необходимости согласований;

Низкий уровень межфункциональной координации.

Рисунок 4. Схема линейно-функциональной структуры управления.

Источник: Веснин В. Р. Теория организации в схемах: Учебное пособие / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 128 c. С. 89

4. Девизиональная структура управления.

Данная структура управления ориентируется на определенный результат деятельности: продукт, потребитель, рынок. Таким образом, существует несколько видов дивизиональных структур. Продуктовые подразделения организации имеют четкий штат сотрудников для разработки и реализации собственной стратегии повышения эффективности и развития предприятия. Как правило, продуктовые подразделения – это заводы или от дельные предприятия, которые специализируются на производстве определенного вида продукции. Региональные структуры получили такое название в связи с расположением отдельных предприятий в разных регионах, странах. Структуры, ориентированные на потребителя, осуществляют обслуживание отдельных групп потребителей. В роли покупателей выступают фирмы, гос. предприятия, население. Стоит отметить, что девизиональные структуры управления характерны для крупных корпораций, многонациональных компаний.

Достоинства:

Хороший уровень знаний специфики рынков, продуктов, регионов;

Рост масштабов деятельности предприятий не ограничены;

Высокий уровень внимания на определенные виды продуктов, рынков, покупателей;

Наличие тесных связей между потребителем и производством;

Быстрая реакция на внешние изменения.

Недостатки:

Сложность принятия единой политики;

Сложность дифференциации межуровневых задач по всей вертикали;

Сложность управления и контроля при большом росте региональных подразделений;

Высокий уровень конфликтов между подразделениями;

Сложность координации между подразделениями.

Рисунок 5. Девизиональная структура управления, ориентированная на потребителя.

Источник: Веснин В. Р. Теория организации в схемах: Учебное пособие / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 128 c. С. 117

И так, мы ознакомились с двумя типами организационной структуры управления и выяснили, что механистическая структура характеризуется наиболее жесткой иерархичностью, применяет административно-командные методы управления, обладает высокой степенью развития формальных, вертикальных связей, которые строго регламентируются и контролируются должностными инструкциями.

2.2 Виды органических структур управления

Матричная форма управленческой организации впервые появилась в отраслях с высоким уровнем технологий, в электронной промышленности. Появилась потребность в использовании такой организационной структуры, которая могла бы проводить быстрые технологические изменения, при эффективном использовании рабочего персонала. Сегодня мы можем наблюдать, как компании ориентируются на различные направления деятельности. Но есть большой риск того, что организация в любой момент может отказаться от того или иного вида деятельности, в связи с более слабой конкурентоспособностью. Так возникла необходимость перехода к более гибким организационным структурам управления. Матричная структура – децентрализованная структура управления, которая построена на принципе двойного подчинения исполнителей: [29]

Подчинение руководителю функциональной службы

Подчинение руководителю проекта

Матричная структура выступает комбинацией двух организационных альтернатив – функциональной и продуктовой (проектной). Таким образом, руководство организации может создавать управленческие команды с наиболее успешными и квалифицированными работниками, которые специализируются в разработке стратегических задач компании, технологиях и т. п.). А продуктовые (проектные) группы работают в рамках управления, непосредственно, проектами. Каждая из команд наделена определенными полномочиями, обязанностями и ресурсами для производства и реализации товаров. Основной задачей высшего руководства является создание и поддержания баланса между функциональным и продуктовым руководителем, командами.

Достоинства:

Адаптация к изменениям внешней и внутренней среды;

Эффективное использование кадрового потенциала, производственной силы;

Гибкая структура управления;

Большое внимание уделяется проектам и его целям;

Эффективное управление в целом.

Недостатки:

Высокий уровень возникновения конфликтов между проектными и функциональными подразделениями;

Сложности координации проектных групп;

Высокий уровень борьбы за власть;

Сложность управленческой структуры в целом;

Большие расходы на содержание структуры.

Рисунок 6. Схема матричной структуры управления.

Источник: Кузнецов Ю. В. Теория организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Кузнецов Е. В. Мелякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 179

Вторым видом органической структуры управления выступает проектная структура – временная организация, которая создается для реализации новых проектов, технологий, продуктов, а также их разработки. Сущность данной структуры заключается в следующем: сбор самых квалифицированных специалистов различных профессий в одну команду, с целью разработки и реализации наиболее сложных проектов, с установлением конкретных сроков, с определенным качеством и набором выделенных для этого ресурсов. Наличие таких групп помогает сделать проще иерархию внутри организации и сделать структуру наиболее динамичной. Руководители таких проектов наделены конкретными полномочиями, властью и правами контроля в рамках определённого проекта. Руководители ведут проектную работу от начала и до конца, то есть до сдачи проекта. Руководителю подчиняются все члены команды. По окончании проектной работы структура распадается, все специалисты переходят в новую проектную структуру.

Достоинства: [26]

Гибкость организационной структуры;

Высокий уровень ответственности у руководителя за результат проекта;

Комплексный подход к созданию проектов;

Конкретные пределы власти и ответственности;

Профессиональная специализация всех сотрудников.

Недостатки:

Высокий уровень конфликтов связи с двойным подчинением;

Дублируются функции;

Структура является временной;

Сложность механизмов координации;

Высокий уровень конкуренции между проектными работами.

Рисунок 7. Схема проектной структуры управления.

Источник: Мильнер Б.З. Теория организации: Уч. / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра-М, 2019. - 192 c. С. 63

Таким образом, мы выявили, что различают несколько видов организационных структур управления, к которым относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и проектная структуры. Данные структуры могут отличаться друг от друга иерархией, формализацией, уровнем эффективности, разделением труда и управленческими функциями, и организацией в целом. Важно отметить, что именно от выбора той или иной организационной структуры зависит эффективность и результативность работы предприятия в целом.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАО «ЛУКОЙЛ»

3.1 Характеристика текущего состояния ПАО «Лукойл»

ПАО «Лукойл» является одной из крупнейших компаний Российской Федерации. На её долю приходится 2% мировой добычи нефти и 1% запасов углеводородов. Если говорить о «Лукойл» более детально, то это такая вертикально интегрированная компания, которая занимается деятельностью по добыче нефти и газа, переработкой и продажей нефтепродуктов и непосредственно самой нефти. Сегодня, каждый из нас пользуется продукцией данной компании не только на территории РФ, но и за её пределами. Компания охватила более 30 стран мира и более 60 регионов России. Таким образом, мы можем заметить, что ПАО «Лукойл» пользуется большим спросом на нефтепродукты, продукты газопереработки и нефтехимии. Все это не просто так, поскольку компания обладает высокими конкурентными преимуществами: масштабная ресурсная база, высокое качество продукции и большой ассортимент, близость к рынкам сбыта (выгодная география). Также у компании хорошо развиты премиальные каналы сбыта, есть большой опыт разработки и реализации масштабных проектов. Стоит отметить, что ПАО «Лукойл» обладает полным производственным циклом, так как компания сама осуществляет полный контроль всего производственного процесса, начиная от добычи и заканчивая сбытом. Штаб-квартира компании находится в г. Москва. Основана в 1991 году.

ПАО «Лукойл» стремится к созданию баланса между экологическим благополучием окружающей среды и социально-экономическим развитием в целом. Важно отметить, что компания уделяет большое внимание планам и принципам ООН, глобальным принципам человечества и их принципам, заботится о региональном развитии в целом. «Лукойл» ставит перед собой миссию – обратить во благо человечества природные ресурсы, обеспечить эффективную деятельность компании, рост компании в целом.

Основными целями ПАО «Лукойл» являются: обеспечение стабильности компании, постоянное улучшение и совершенствование продукции; применение современных технологий, обеспечение акционеров высокой доходностью, выплатами дивидендов. Так, мы можем заметить, что компания стремится к устойчивому развитию, в связи с этим ПАО «Лукойл» ставит перед собой следующие стратегические цели:

Экологическая безопасность, надежность и эффективность процессов.

Более рациональное использование ресурсов в целом.

Сохранение и развитие конкурентных преимуществ.

Достойный вклад в развитие общества. Проведение социальной политики по отношению к сотрудникам, улучшение качества жизни и поддержка регионов.

Нацеленность на технологическое развитие.

Повышение инвестиционной привлекательности.

Повышение качества корпоративного управления компании.

Регулярная работа над повышением эффективности компании в целом.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день компания твердо стоит «на ногах». Об этом свидетельствуют финансовые и операционные показатели ПАО «Лукойл» 2021, а также стратегические цели компании. [34]

Рисунок 8. Схема целей ПАО «Лукойл».

Источник: Официальный сайт ПАО «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: https://lukoil.ru/Business/Upstream (дата обращения: 17.11.2021).

3.2 Анализ и характеристика организационной структуры управления ПАО «Лукойл»

В ходе написания данной работы мы выявили, что организационная структура управления играет ключевую роль в компании. Без организационной структуры управления внутри организации может наступить хаос. У компании не будет четкого понимания разделения управленческих обязанностей и полномочий может произойти разлад между подразделениями и т. п. Именно от организационной структуры зависит уровень эффективности деятельности предприятий. Она определяет и устанавливает взаимосвязь между конкретными подразделениями, распределяет между ними уровни ответственности и полномочия, Организация управления представляет собой структуризацию определённых ролей для всех участников совместной деятельности. А организация, в свою очередь, является совокупностью связей между всеми элементами целой системы. [34]

Компания ПАО «Лукойл» имеет несколько уровней управления. Высший уровень, средний и оперативный. На высшем уровне разрабатываются и реализовываются наиболее важные функции компании: общий контроль, планирования, определяются стратегические цели. Происходит взаимосвязь с внешними структурами. На среднем уровне определяются конкретные цели и задачи. Выполняются функции текущего планирования, управления, контроля. Осуществляется управление производством и постоянными потоками ресурсов. Оперативный же уровень отвечает за выполнение производственной программы. Также на данном уровне осуществляется оперативное управление и местный контроль.

Во главе компании «Лукойл» стоит генеральный директор, который решает все вопросы, касающиеся деятельности компании. Генеральный директор издает приказы, распоряжения, которые обязательны к исполнению для всех сотрудников организации. Несет ответственность за денежные средства, имущество, материальные ценности компании. В подчинении у ген. директора находятся: финансовый зам. директор, зам. директора по коммерческим вопросам, зам. директора по персоналу, главный инженер, а также главный бухгалтер.

Если говорить более детально об организационной структуре управления компании, то можно сказать следующее: ПАО «Лукойл» имеет линейную структуру управления. В таблице 10 наглядно представлена организационная структура компании.

Рисунок 9. Организационная структура управления ПАО «Лукойл» 2021.

Источник: Официальный сайт ПАО «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: https://lukoil.ru (дата обращения 20.11.2021).

Таким образом, компания имеет девизиональную структуру управления, которая имеет целый ряд достоинств:

Высокий уровень реагирования на прямые указания.

Четко выраженная ответственность в лице руководителя за конечные результаты.

Четкая система взаимосвязей между руководством и подчиненными.

3.3 Совершенствование организационной структуры управления

ПАО «Лукойл»

В ходе анализа характеристик организационной системы управления и функционирования компании ПАО «Лукойл» в целом, мы приходим к выводу о том, что для достижения стратегических и оперативных целей компании необходимо развить системы корпоративного управления, проанализировать проблемы функционирования рабочего персонала.

Чтобы улучшить систему корпоративного управления компании «Лукойл» рекомендуется провести реорганизацию предприятия. Также рекомендуется применение системы вознаграждения, которое будет рассчитываться от уровня выполнения KPI. Таким образом и высшее руководство и рабочий персонал будут заинтересованы и замотивированы в хороших финансовых показателях компании. В целях более оперативного принятия решений о финансировании проектов компании и других финансовых вопросов рекомендуется объединить «Главное управление стратегического развития и инвестиционного анализа» и «Главное управление экономики и планирования» в одну структуру. Такое объединение будет способствовать скорости развития и эффективности не только проектов, но и организации в целом. Также рекомендуется объединить структуры по управлению координации сбыта нефтепродуктов и Управление продаж и поставок, так как данные структуры дублируют рабочие функции друг друга, что замедляет процесс реализации и сбыта продукции в целом. У структур могут возникать конфликты, отличаться показатели, что также способствует замедлению рабочего процесса.

В каждом предприятии огромную роль играет рабочий персонал, в соответствии с этим предлагается провести работу по улучшению управления персонала следующим образом: [18] [20]

Организация групповых практик, общих собраний, в особенности для новых работников, с целью выявления потребностей, способностей, интересов персонала. Таким образом, работники быстрее адаптируются к новому рабочему месту и глубже понимают свои обязанности.

Регулярная мотивация персонала, за счет возможностей карьерного роста, денежных вознаграждений. Создание благоприятных рабочих условий. Важно отметить, что мотивация и хорошие условия труда играет важную роль в эффективности деятельности компании.

Стоит обратить особое внимание подбору персонала и их подготовке. За счет компании можно отправлять сотрудников на различные обучения, по повышению квалификации и т. п. От подготовки и квалификации сотрудников напрямую зависит эффективность производства в целом.

Проведение собраний и тренингов в определенные дни на постоянной основе. Таким образом, сотрудники будут четко понимать миссию и цели компании.

Развитие коммуникации между сотрудниками, подразделениями.

Именно от рабочего персонала зависит качество всей деятельности предприятия, поскольку персонал – это основа организации.

Так как ПАО «Лукойл» находится не только в России, но и в многих других странах, для компании важна признательность на международном рынке. Для выхода на новые зарубежные рынки компании важна правильно выстроенная организационная структура. Предлагается глубоко изучить деловую этику стран, с которыми осуществляется сотрудничество.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ПАО «Лукойл» на сегодняшний день имеет хорошо развитую организационную структуру управления, которая способствует развитию эффективности деятельности предприятия в целом. В компании «Лукойл» четко делегируются полномочия и обязанности рабочего персонала. Высшее руководство четко справляется со своей работой, правильно распределяя задачи компании по структурным подразделениям, осуществляет контроль. Компания не стоит на месте и регулярно разрабатывает новые пути достижения целей компании, совершенствует организационную структуру компании в целом. В целом, можно сказать, что управленческая деятельность ПАО «Лукойл» составлена грамотно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В даннойработе был проведен подробный анализ организационных структур управления.

В ходе написания работы мы пришли к выводу, что сегодня, в эпоху постоянных перемен, когда каждая компания подвержена различным трансформациям, когда рыночная ситуация нестабильна, особо важно иметь четкую, правильно выстроенную организационную структуру управления. От выбора стратегии управления зависит успех компании в целом. Важно выбрать подходящую под ту или иную компанию структуру управления, которая будет гибкой и сможет быстро адаптироваться под новые условия, вне зависимости от внешних и внутренних факторов. Благодаря организационной структуре осуществляется четкая и слаженная работа компании в целом, от чего напрямую зависит успеха организации.

В данной работе мы исследовали и анализировали компанию ПАО «Лукойл», в ходе чего было выявлено: данная компания имеет линейную структуру управления. В компании правильно осуществляется делегирование полномочий, компетенции определённых подразделений. Основная власть компании сосредоточена в руках генерального директора, который делегирует задачи и обязанности своим подчиненным. Стоит отметить, что у компании обозначена конкретная миссия и цели, к достижению которых «Лукойл» стремится. Компания не стоит на месте и регулярно ставит перед собой новые цели и задачи, достигая их.

Таким образом, мы делаем вывод, что ПАО «Лукойл» является стабильно развивающейся компанией, занимающей лидирующее место на рынке. Организация строго придерживается международных стандартов корпоративного управления, регулярно расширяется, осуществляет грамотное управление и в целом имеет хорошую организационную структуру управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абчук В. А.  Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук С. Ю. Трапицын В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.

Баурина Н. Б. Девяткин О. В. / Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник, 2020. – 777 с.

Безручко, П. Практики регулярного менеджмента: управление исполнением, управление командой / Павел Безручко. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 368 с. 

Виханский О. С., Наумов А. И./ Менеджмент: учебник,2019г.-656с.

Веснин, В.Р. Теория организации в схемах: Учебное пособие / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 128 c.

Гапонова О. С., Удалов Ф. Е., Алехина О. Ф/ Основы менеджмента: учебное пособие, 2017. – 363 с.

Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б. М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 352 с.

Джумиго Н.А., Петрова, Л.И. Организационная структура как объект стратегических изменений // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. 2017. № 2 (8). С. 111–118.

Елиферов В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов В. В. Репин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 319 с.

Иванова И. А.  Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова А. М. Сергеев. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 305 с.

Коргова М. А.  Менеджмент. Управление организацией: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 197 с.

Корягина И. А. Современные проблемы теории управления: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. А. Корягина М. В. Хачатурян. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 188 с.

Кочеткова А. И. Основы управления в условиях хаоса. Антикризисное управление. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. И. Кочеткова П. Н. Кочетков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 216 с.

Киселев М. А., Сухов В. Д. Методологические подходы к управлению изменениями организационной структуры предприятия // Альманах мировой науки. 2017. № 2–1 (17). С. 167–168.

Кузнецов Ю. В. Теория организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Кузнецов Е. В. Мелякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 351 с.

Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2019. - 412 c.

Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для бакалавров / Г.Р. Латфуллин, А. В. Райченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 448 c.

Медведева Т. А. Основы теории управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Медведева. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.

Мильнер Б.З. Теория организации: Уч. / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра-М, 2019. - 192 c.

Музыченок В.В. Управление персоналом. Лекции: учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 175с.

Репина, Е. А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е. А. Репина. — М.: Академцентр, 2019. — 240 c.

Русецкая О. В. Теория организации: учебник для академического бакалавриата / О. В. Русецкая Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 391 с.

Тезяева А. С. Построение и оценка организационной структуры предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 383–386.

Тысленко, А. Г. Менеджмент. Организационные структуры управления / А.Г. Тысленко. - М.: Альфа-пресс, 2019. - 320 c.

Фридман А. М./ Экономика организации. Практикум: учебное пособие,2020г.-180с.

Шумов А.В. Современные концепции построения организационных структур: их достоинства и недостатки / А.В. Шумов // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 4 (17). С. 59–60.

Янковская В. В. Оценка Эффективности организационных структур управления // Управление в России: проблемы и перспективы. 2017. № 1. С. 32–36.

Янковская В. В. Планирование на предприятии. Учебник. Москва. ИНФРА-М, 2019. — 424с.

Теория организации: учебник для вузов / О.В. Русецкая Л. А. Трофимова Е. В. Песоцкая. Москва: Издательство Юрайт. 2020. 391с.

Приложение к годовому отчету №2 /Риски / 2018г. ПАО «Лукойл»

Статья: «Газпром» и «Лукойл» перспективы развития взаимодействия в сферах поставки и переработки газа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2019/september/article487487/ (дата обращения 12.11.2021).

Источник: ПАО «Лукойл» Инновационное сотрудничество. [Электронный ресурс]. URL: https://lukoil.ru/Business/technology-and-innovation/InnovativePartnership (дата обращения 15.11.2021).

Источник: Официальный сайт ПАО «Лукойл» Инновационное сотрудничество. [Электронный ресурс]. URL: https://lukoil.ru/Business/technology-and-innovation/InnovativePartnership

(дата обращения: 11.11.2021).

Источник: Официальный сайт ПАО «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: https://lukoil.ru (дата обращения: 20.11.2021).

Источник: Официальный сайт ПАО «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: https://lukoil.ru/Business/Upstream (дата обращения: 17.11.2021).

Просмотров работы: 51