К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кобылинская О.А. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день развивающееся Российское общество осуществляет переход к более качественному уровню образования. На первый план в нормативных документах об образовании выходит проблема качества педагогических кадров.

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Также статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» говорит нам о том, что педагогу необходимо «…систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании…». Данные статьи приводят нас к выводу о том, что профессиональные качества педагогических работников должно, несомненно, повышаться и происходить это должно систематически [1].

Как отмечает Л.М. Митина, «профессиональное развитие педагога есть активное, качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности».

Ряд авторов (С.Г. Вершловский, Г.Л. Ильин, И.А. Колесникова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, и др.) утверждают, что «профессиональное развитие педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту и знанию». Отмечается также, что решающими задачами в этом процессе являются «адаптация педагога к постоянно меняющимся экономическим, социальным, профессиональным условиям деятельности и создание оптимальных условий личностно-профессионального развития и совершенствования педагогов до уровня профессионального мастерства».

А.В. Коптелов уточняет, что в условиях введения ФГОС профессиональное развитие педагогов можно определить как «процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов и, тем самым, способствующих развитию личности ребенка».

Согласно концепции непрерывного образования А.М. Новикова, реформирование системы образования должно осуществляться с учетом требований заинтересованных сторон: государства (как заказчика на образование), работодателя, потенциального работника и образовательного учреждения, оказывающего образовательные услуги.

В реальности представляется возможным и целесообразным установить эффективность развития профессиональной компетентности педагога путем привлечения трех заинтересованных сторон: самого педагога, его работодателя, образовательного учреждения, реализующего дополнительные профессиональные образовательные программы.

Как отмечает М.Е. Иньков, методика диагностики должна соответствовать следующим принципам системного подхода: адекватность методики (техники) для получения значимой аттестационной информации, позволяющей оценивать профессиональные компетентности педагога, а не личностные качества в целом; целостность методики как инструментального продукта; дискретность методики (для пользователей с базовой или общей педагогической подготовкой); научность; критериальность, предполагающая четкое определение содержания и предмета оценивания (в качестве критериев выступают компетентности, которые определяют успешность решения основных функциональных задач педагогической деятельности); направленность (процедура диагностики уровня профессиональной компетентности может также стать механизмом управления качеством педагогическойдеятельности).

В совокупности данные принципы определяют требования к научно-методической обоснованности выбранной методики диагностики, обеспечению четкой организации, открытости проводимой процедуры, обеспечению объективного отношения ккаждому слушателю, созданию комфортных условий в процессеобучения.

Для проведения диагностики считаем целесообразным применение следующих методов:

1) анкетирование, рассматриваемое современным научным сообществом как одно из основных средств педагогического исследования, включающее процедуру проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, анкет или опросных листов (специально оформленных списков вопросов, обращенных к определенной категории респондентов);

2) анализ, самоанализ личностных и профессиональных качеств педагогов, групп педагогов, способствующий установлению и изучению признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также осуществлять необходимую коррекцию в целях обеспечения максимальной эффективности процесса повышения квалификации педагогов;

3) экспертная оценка проектного «продукта» и его презентации, программ деятельности педагогов-слушателей и др.;

На основании вышеизложенного мы разработали критериально-уровневый аппарат, включающий в себя ряд диагностических заданий, направленных на более точное определение уровня профессионального развития педагогов дошкольного образования.

Критерии и показатели уровней профессионального развития педагогов

Показатели

Критерии

Ценностно-смысловой

Рефлексивный

Деятельностный

Высокий

Ярко выраженное, ценностное отношение к профессии;

Ярко выражена потребность в постоянном развитии профессиональной деятельности;

Постоянно проявляет личную инициативу;

Ценностное отношение к актуализации гностических умений;

Ценностное отношение к овладению коммуникативными умениями.

Осуществляет комплексный анализ собственного профессионального поведения;

Осуществляет комплексный анализ собственного профессионального опыта;

Диагностирует собственные профессиональные затруднения и выделяет их по степени значимости;

Определяет и корректирует стратегию собственного непрерывного профессионального развития.

Умеет определять цель программы своего профессионального развития;

Умеет определять задачи и содержание программы своего профессионального развития;

Прогнозирует и умеет выделять этапы своего профессионального развития;

Системно применяет образовательные технологии деятельностного типа, современные средства самоконтроля и самооценивания;

Выявляет оптимальные условия для саморазвития, самоорганизации;

Владеет проектной деятельностью

Средний

Ценностное отношение к профессии выражено неярко;

Не всегда выражена потребность в постоянном развитии профессиональной деятельности;

Личная инициатива проявляется непостоянно;

Ценностное отношение к актуализации гностических умений проявляется неярко;

Не всегда выражено ценностное отношение к овладению коммуникативными умениями.

Осуществляет фрагментарный (частичный) анализ собственного профессионального поведения;

Осуществляет фрагментарный (частичный) анализ собственного профессионального опыта;

Недостаточно развиты способности к выявлению собственных профессиональных затруднений и степени их значимости;

Не всегда четко определяет и корректирует стратегию собственного непрерывного профессионального развития.

Определяет нечетко цель программы своего профессионального развития;

Определяет нечетко задачи и содержание программы своего профессионального развития;

Не всегда четко прогнозирует и умеет выделять этапы своего профессионального развития;

Несистемно применяет образовательные технологии деятельностного типа, современные средства самоконтроля и самооценивания;

Не всегда выявляет оптимальные условия для саморазвития, самоорганизации;

Несистемно реализует проектную деятельность.

Низкий

Ценностное отношение к профессии не выражено;

Не выражена потребность в постоянном развитии профессиональной деятельности;

Личная инициатива не проявляется;

Ценностное отношение к актуализации гностических умений не проявляется;

Не выражено ценностное отношение к овладению коммуникативными умениями

Не осуществляет даже фрагментарный (частичный) анализ собственного профессионального поведения;

Не осуществляет даже фрагментарный (частичный) анализ собственного профессионального опыта;

Не проявляет способности к выявлению собственных профессиональных затруднений и степени их значимости;

Не определяет стратегию собственного непрерывного профессионального развития.

Не определяет цель программы своего профессионального развития;

Не определяет задачи и содержание программы своего профессионального развития;

Не прогнозирует и не выделяет этапы своего профессионального развития;

Не применяет образовательные технологии деятельностного типа, современные средства самоконтроля и самооценивания;

Не создает оптимальные условия для саморазвития, самоорганизации;

Не применяет проектную деятельность

Методы исследования

Кадровый мониторинг;

Методика изучения мотивации профессиональной деятельности педагогов (К. Замфир в модификации А.А. Реана).

Анкета «Совершенствование профессиональной компетентности педагога»;

Листы самооценки профессиональной деятельности воспитателя на основе требований профстандарта.

Анкета «Приоритетные проблемы в педагогической работе педагогов МБОУ»;

Анкета «Прогноз педагогической деятельности».

Представленная диагностика уровня развития профессиональной компетентности позволяет переходить от выявления уровня развитости отдельной компетентности к интегративной диагностике всех профессиональных компетентностей педагога в единой совокупности, обеспечивает четкую организацию, открытость проводимой процедуры, объективное отношение к каждому слушателю, выполняет задачи обучения, развития, определения профессиональных затруднений педагогов и результативности повышения квалификации в рамках компетентностно-ориентированного подхода.

Список литературы:

Проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56717765/. — Дата доступа 25.09.2021.

Зырянова, С.М., Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации: аспекты управления и методического сопровождения /С. М. Зырянова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2020. — № 4 (67). — С. 36-45.

Просмотров работы: 9