ВВЕДЕНИЕ
В современном процессе преподавания иностранных языков, английского в частности, школьные учителя применяют множество различных техник и методик для повышения интерактивности занятий и мотивации у учащихся. Использование физической культуры – один из инновационных способов, который направлен как на непосредственное изучение языковых и речевых навыков, так и на поддержание здоровья человека. Наиболее всего такой формат занятий подходит возрастной группе младших подростков, которым за счет особенностей физиологии более всего необходимы занятия спортом и смена учебной деятельности на уроке для лучшего усвоения материала.
Цель данного исследования: определить комплекс упражнений для применения на комбинированном уроке английского языка и физической культуры.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Изучить опыт использования физической культуры в обучении иностранным языкам.
Проанализировать ряд упражнений для определения более эффективных для комбинированных уроков.
Определить, необходимо ли в школе проводить комбинированные уроки.
Данная тема актуальна, так как возрастная группа младших подростков наиболее всего нуждается в интеграции физической культуры в их учебный процесс. Это объясняется тем, что их организм переживает гормональные изменения и находится на стадии активного роста как скелетно-мышечной системы, так и непосредственно внутренних органов. Физическая культура помогает им поддерживать все функции организма в активном состоянии. Но не каждый педагог знает, как правильно ее использовать при обучении иностранным языкам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Редко встречается совместное использование физической культуры и иностранного языка, особенно в образовательных целях. Но такой подход рационален и его можно использовать в школе. Это поспособствует общему укреплению здоровья, в особенности для возрастной группы младших подростков – от 17 до 12 лет. На основе методических разработок практикующих педагогов можно выделить ряд упражнений, которые можно использовать на комбинированном уроке для улучшения функций опорно-двигательной системы, осанки, укрепления физических сил совместно с изучением английского языка.
1 упражнение. Ведение баскетбольного мяча и работа по карточкам с заданиями.
В этом конкурсе команды участвуют по очереди. Первый участник бежит с ведением баскетбольного мяча до контрольной стойки. Затем подходит к столу и выбирает карточку с заданием. Ему необходимо выполнить задание, а затем участник возвращается с мячом в руках к команде и передает эстафету.
Карточкисзаданиями:
Jump on the left leg 6 times. (Прыгай на левой ноге 6 раз)
Jump on the right leg 6 times. (Прыгай на правой ноге 6 раз)
Bend left 6 times. (Наклонись влево 6 раз)
Bend right 6 times. (Наклонись вправо 6 раз)
Skip 6 times. (Прыгай 6 раз)
Shake your left leg 6 times. (Потрясилевойногой 6 раз)
Shake your left hand 6 times. (Потряси левой рукой 6 раз)
2 упражнение. Спортивная грамматика с бумажными шарами.
Напротив каждой команды лежит обруч, в нутри которого скомканные шары из бумаги. В каждом шаре - слово, которое необходимо поставить в правильном порядке в предложении. По сигналу все участники команд бегут к столу и достают слова из чаши. Учащиеся должны построиться командой со своим предложением.
(Предложениядляпервойкоманды: I have a breakfast in the morning. I have bread and butter, milk, ham and porridge.)
(Предложениедлявторойкоманды: Would you like some soup and juice? Maybe you want milk, cake, bread and butter.)
3 упражнение. Бегзмейкой – составьслова
Учащиеся по очереди змейкой добегают до конца зала, где находится обруч, в котором располагаются карточки с английскими буквами. Участнику необходимо из букв собрать слово и вернуться обратно бегом, передав эстафету другому участнику.
Команда, пришедшая к финишу первая, получает 5 баллов, вторая команда получает 3 балла и по 1 баллу за каждое правильно собранное слово.
(Слова: Monday, Sunday, Friday, Season, Winter, Spring, Autumn, Summer, Home, Teacher, School, Mother.)
4 упражнение. Эстафета «Меткий стрелок»
В этом конкурсе команды участвуют по очереди. Первый участник стартует, добегает до корзины с мечами и бросает его в кольцо до попадания. Затем подбегает к обручу, в котором находятся карточки с заданиями и выбирает одну карточку. После выполнения задания участник возвращается к команде и передает эстафету.
Карточки с заданиями:
Назови:
- Name 5 sports
– Name the months of the year
– Name the days of the week
– Name 5 sorts of fruit
– Name the 4 countries of the United Kingdom
– Count from 10 to 20
– Count from 1 to 10
– Name 5 animals
– Name 5 eadible things
– Name 5 colours
Команда, по времени раньше выполнившая, задание получает 1 балл за кождое попадание в корзину.
5 упражнение. Бег со скакалкой (карточки: much, many)
Каждый участник добегает до обруча, прыгая через скакалку. В середине обруча лежат два листа с надписями: MUCH (много, нельзя сосчитать) и MANY (много, можно подсчитать) и карточки с продуктами питания. Участник вытягивает карточку с продуктами питания и кладет её либо на листок с надписью MUCH илиналистснадписью MANY.
Much: milk, juice. water. meat, bread, butter
Many: apples, bananas, eggs, books. pens
Команда первая пришедшая к финишу получает 5 баллов, вторая 3 балла. И по 1 баллу за каждый правильно определенный вид спорта.
Данные пять упражнений являются наиболее эффективными для проведения комбинированного урока иностранного языка и физической культуры. Все они направлены на развитие коммуникативных навыков, актуализацию знаний по различным языковым темам, на укрепление умений работать в команде, а также на развитие физической силы и опорно-двигательного аппарата. Многие упражнения имеют соревновательный элемент – разделение на команды, игры на время, балльную оценочную систему результатов. Такой подход вызывает у детей искренний интерес и желание участвовать, а также естественное желание выиграть. При этом задействован каждый ребенок, никто не отсиживается в стороне и ход игры зависит именно от их знаний английского языка, умения быстро мыслить и принимать решения. Подобные навыки важны и полезны для каждого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В педагогической практике необходимо применять различные методы и техники по разным причинам, но главные из них – это поддержание мотивации детей к учебному предмету. Изучение английского языка может вызывать трудности и последующее нежелание продолжать учебу, но для решения таких проблем существуют комбинированные уроки.
Если объединить урок физкультуры и урок английского языка, то возрастной группе младших подростков – одной из наиболее страдающих от снижения мотивации – будет гораздо интереснее обучаться. Если добавить в такой комбинированный урок элементы соревнования, групповую работу, разнообразие заданий, то, несомненно, детям захочется его посетить. Такой урок будет развивать их как с физической стороны, так и с точки зрения языковых и речевых навыков. Нельзя отрицать, что такие уроки эффективно было бы использовать в каждой школе, которая нацелена на хорошие учебные результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. [Текст] / Г. С. Абрамова – М.: Прометей. 2017. – 708 с.
Луканина С. Н. Роль уроков физической культуры в сохранении и укреплении здоровья младших школьников [Электронный источник] / С. Н. Луканина – Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2020. – 4 с. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-urokov-fizicheskoy-kultury-v-sohranenii-i-ukreplenii-zdorovya-mladshih-shkolnikov/viewer