ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актемова В.А. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В дошкольном возрасте формируются элементарные представления и знания о природе. Окружающий нас мир имеет большие возможности для разнообразной деятельности детей. Создание нравственного отношения к окружающему напрямую связано с экологическим образованием, которое создает в душе ребенка любовь, уважение к природе, к родному дому и семье, к культуре и истории страны, созданной трудами близких людей. Экологическое образование благотворно влияет на развитие интеллектуальных способностей, патриотических чувств.

В дошкольном возрасте большое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения. Восприятие предметов природы, их разнообразие влияют на детей, вызывает у них положительные эмоции, удивление, восторг. Для детей раскрывается многообразие связей живого в экосистеме.

Очень важной задачей нынешнего общества считается связь человека с природой, и с каждым годом эта проблема становиться все важней и значимей. В Федеральном Законе РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ указывается, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на нескольких принципах, одним из которых является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» (глава 1, ст. 3, пункт 3).

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в одном из которых говорится, что ребёнок «обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Появление данных документов свидетельствует о том, что проблема экологического образования становятся государственной проблемой.

Экологическое образование дошкольников – это интенсивно развивающееся направление дошкольной педагогики, которое рассматривает природу как фактор, влияющий на процесс формирования личности. В процессе взросления у ребёнка может проявиться как нравственное отношение, так и безнравственное. Поэтому очень важно формировать у детей дошкольного возраста ответственное отношение к природе.

Экологическое образование детей по Н.А. Рыжовой – это «…непрерывный взаимосвязанный процесс образования и развития ребенка, направленный на создание системы экологических представлений и знаний, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды».

По определению Л.А. Яриго экологическое образование – это «…организованный, целенаправленный, спланированный педагогический процесс воспитания системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе».

Главной целью экологического образования дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основные задачи экологического образования – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической воспитанности детей, готовящихся к поступлению в школу.

Дошкольное экологическое образование закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.

Международное экологическое движение педагогов признает экологическое образование приоритетным направлением совершенствования образовательных систем и рекомендует государствам и правительствам рассмотреть политику и практику в области образования в свете глобального экологического кризиса. В соответствии с этим экологическое образование становится не только приоритетным, но и системообразующим фактором образования человечества в целом. Оно заслуживает особого внимания в контексте научного подхода к решению современных проблем, связанных с нарушением экологического равновесия, и в условиях нарастающих темпов изменений в материальной и духовной жизни, возрастания социальной роли личности, развития процесса демократизации и гуманизации общества.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольной организации, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

По мнению О.А. Соломенниковой, дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием в зависимости от деятельности человека. Необходимо расширять знания и представления о природном и социальном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к природному и предметам рукотворного мира, учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, учить основам элементарной экологической безопасности и умению взаимодействовать с окружающим миром.

Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, поэтому на данном этапе воспитатель начинает формировать у дошкольников обобщенные представления о временах года, о явлениях природы, о животных, особое внимание в этом возрасте уделяется формированию навыков экологической безопасности в природе.

По мнению О.А. Соломенниковой, в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Соблюдая принцип научности, дошкольники узнают о том, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения.

Экологическое образование должно происходить, через разнообразные виды деятельности. При решении практических задач имеет важное значение природное окружение в детском саду. Уголки природы в группах, живой уголок, приусадебный участок в детском саду позволяет осуществлять экологическое образование, постоянно контактируя с природой. Сделанные уголки природы должны постоянно приобретать новых жителей и видоизменятся с периодичностью. Это оказывает большое значение на познавательную активность детей и на заинтересованность к деятельности в этом направлении. На участках для прогулки детского сада необходимо оборудовать специальные площадки природы, настоящие уголки с дикорастущими растениями, экологическая тропа, ручеек, бассейн, что позволит постоянно наблюдать за ними.

Большое место в воспитании детей занимает поведение взрослых, родителей, воспитателей. Для маленького ребенка поведение мамы и папы на самом первом этапе развитии является нормой и является поводом для повторения поведения в той или иной ситуации. Взрослея, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их близкие взрослые. Если родители будут бережно и ответственно относиться к природе, то и у детей будет появляться интерес, любовь к природе и желание заботиться о ней. Если же родители и окружающие ребенка взрослые ведут себя по отношению к природе неправильно, безответственно, то и поведение ребенка будет таковым. Экологическое воспитание детей должно обязательно быть в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Отношение человека к природе – очень важный аспект экологии, – не должен остаться в стороне от воспитания современного ребенка. Определенные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой, с целью воспитания у детей главной позиции в отношении поведения человека в природе. Примеры для детей должны быть доступными в понимании, а лучше, если они будут взяты из жизни самих детей их поступков и поведения.

Таким образом, экологическое образование у детей старшего дошкольного возраста – это непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды.

Список литературы:

1. Волокитина, А. А. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: специальность 44.03.01 «Психология и социальная педагогика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волокитина Анна Анатольевна; Уральский государственный педагогический университет. — Урал, 2017. — 75 c.

2. Власова, А. Э. Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Посадим дубок – вырастет лесок» / А. Э. Власова. // Журнал для работников образования: [сайт]. — URL: http://metod-sbornik.ru/doshkolnoe-obrazovanie/2144-06133 (дата обращения: 22.12.2021).

3. Евсюкова, А. Д. экологическое мышление у детей старшего дошкольного возраста /А.Д. Евсюкова. // Образовательная социальная сеть. — 2020. — С. 4.

4. ФГОС. Дошкольное образование. // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 22.12.2021).

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" //Федеральный закон: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 22.12.2021).

6. Федеральный закон "Об охране окружающей среды"// Федеральный закон: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074303 (дата обращения: 22.12.2021).

Просмотров работы: 49