Нравственное воспитание предполагает развитие моральных качеств, которые составляют основу и сущность человека, готового к активному и плодотворному участию в жизни общества, умеющего работать в коллективе, обладающим правильным отношением к людям, требовательного к себе и другим, честного и принципиального.
Исследователь И.Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей». Результатом нравственного воспитания, — добавляет Ю. К. Бабанский, — является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения».
По мнению И.Ф. Свадковского правдивость и честность являются неотъемлемыми чертами личности каждого человека. Общество с презрением относится к человеку, который в угоду своим собственным мелким интересам обманывает других, присваивает себе общественную или чью-либо личную собственность и бесчестно попирает права и интересы своих товарищей. Уважают лишь того человека, на слово которого можно положиться и который готов претерпеть любые испытания для сохранения своего честного имени.
Поэтому такие понятия, как честность и правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости.
Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины.
Как отмечают многие исследователи, все дети по своей природе честны и правдивы, они не способны обманывать и хитрить. Поэтому можно сделать вывод о том, что обману и лжи дети учатся, перенимая отрицательный опыт взаимодействия с окружающим миром. По мнению Л.И. Божович, дошкольники весьма восприимчивы к воздействиям из вне и практически копируют поведение взрослых, в том числе и нравственные или безнравственные поступки. В.А. Сухомлинский отметил, что «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей». Ф.С. Левин-Щирина и Д.В. Менджерицкая считают, что детская ложь – это явление социальное. И одной из главных причин ее является ложь, замеченная детьми в семье и в окружающей среде.
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что дети с рождения окутаны легкой и сказочной ложью, проявляющаяся в том, что взрослые сочиняют и рассказывают детям сказки, рассказывают и показывают, как тот или иной сказочный герой обманывает. Это ведет к тому, что ребенок, обязательно в какой-то момент тоже начнет лгать, потому что он живет в мире, где это явление – ложь – встроена в контекст жизни.
Доказано, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом в формирования таких нравственных категорий, как честность и правдивость, так как в этот период дошкольник осваивает нормы и правила общества, у ребенка формируется нравственное сознание, он осваивает опыт нравственных поступков, осознает их смысл и учиться действовать в соответствии с нравственными нормами. Ребенок не просто вступает в межличностные взаимоотношения, но и учиться нормам поведения. Так, в период дошкольного детства развивается система мотивов поведения, появляются новые потребности, и появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребенок знакомится с системой нравственных норм и правил поведения в обществе.
Анализируя опыт работы педагогов и возрастные особенности детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания.
В споре литературного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды и честности, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Как уже было отмечено, воспитание честности, правдивости происходит через чтение художественной литературы. При этом важно дать детям материал для размышления о правдивости и честности. Народные сказки, мифы, художественные произведения, в которых высмеиваются жалкие трусливые люди и возвеличивается смелая правда, помогают им глубже понять объективную необходимость и моральную красоту правдивости.
В таких сказках как «Лисичка со скалочкой», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят» показаны сказочные герои, в основном животные, совершающие нечестные поступки (говорят неправду, воруют). В рассказах А. Н. Толстого «Косточка», «Лгун», Н. Носова «Карасик», «Огурцы», «Леденец», С. Баруздина «Про Светлану», А. Шманкевич «Синяя коробочка» и др. очень хорошо раскрывается психологический механизм возникновения у ребенка желания удовлетворить свою потребность тайно, незаконным образом. И в тоже время все эти писатели очень хорошо описывают переживания ребенка. Ценность этих произведений определяется именно тем, что они способствуют тому, чтобы дети глубоко пережили, прочувствовали пагубность своего нечестного поведения.
Сказка является не только самым доступным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Сказка обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.
Доказано, что работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая нетрадиционные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.
На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома – хорошие дети поступают так же.
Таким образом, воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и совместных усилий от педагогов и родителей.
Список литературы:
Алипова, Л. В. Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста / Л.В. Алипова /Л.В. Алипова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. — Казань : Бук, 2015. — С. 38-40.
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание дошкольников / Н.И. Болдырев.– М.: Педагогическое общество России, 2009. – 289 с.
Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова. – Шадринск. – Шадр. гос. пед. инс-т. – 2-е изд., испр. и доп. – 2011. – С. 217.
Кадырова, Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р.М. Кадырова. // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 762-766.
Свадковский, И.Ф. Воспитание правдивости и честности у детей / И.Ф. Свадковский. – М.: Аркти, 2016. – 166 с.
Островская, Л. Ф. Поговорим о честности /Л.Ф. Островская// Дошкольное воспитание. 1987. - С. 7.