Важным направлением воспитательной работы в дошкольном образовании является этическое развитие личности ребенка. Воспитание вежливости занимает центральное место в этом процессе. Оно предполагает организацию процесса приобщения детей к этическим ценностям, которые обеспечивают проявление гуманности, чуткого отношения к людям,такт, деликатность. В процессе воспитания вежливости ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает себе способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям.
Процесс становления личности, её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он видоизменяется всю жизнь. Но есть такой базис, без которого человек не может функционировать в обществе. И поэтому обучение этому базису необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «нить Ариадны» в среде себе подобных. В дошкольном возрасте присутствует повышенная восприимчивость к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, умозаключения, подражая взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в обществе.
Как феномен человеческой культуры понятие вежливости рассматривалось в различных науках: философии, культурологии, педагогике, психологии, лингвистике и др. Следует выделить, что вежливость, являясь понятием этическим, попадает в сферу интересов такой философской дисциплины, как этика. Словарь по этике определяет вежливость как «моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование этикета; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт».
Понятие «вежливость» неоднозначно, в каждой культуре существует свой концепт вежливости, и сама эта категория имеет разные толкования. Так, например, как отмечают В.М. Матвеев и А.Н. Панов, в русском языке «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском языке вежливость — это проявление скромности, уважения и почитания в речи и поступках, выражение степени почтения.
В основных толковых словарях современного русского языка понятие «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»; «соблюдающий правила приличия; учтивый»; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»; «соблюдающий правила приличия, учтивый».
Таким образом, в данных определениях прослеживается четкая смысловая связь понятия вежливости с категориями приличного и неприличного, со знанием и соблюдением правил поведения, принятых в той или иной общественной среде. Таким образом, основными компонентами смысла понятия вежливости являются: соблюдение приличий; положительное отношение к личности другого человека; демонстрация данного отношения различными способами.
Важно, чтобы дети не просто знали правила и нормы вежливого поведения, но и имели отношение к ним как важнейшим составляющим взаимоотношения людей. В связи с этим необходимо создавать ситуации успеха для тех, кто выполняет эти правила, обязательно хвалить за проявление вежливости, напоминать о необходимости вежливости. В связи с этим важно с детьми обсуждать вопросы вежливости на примере литературных героев или реальных жизненных событий. Надо, чтобы дети видели в приличиях не пустые условности, а понимали их глубокий внутренний смысл. Только в таком случае в процессе воспитания будет формироваться позитивное сознательное отношение к правилам и нормам вежливости.
Воспитание вежливости играет важную роль в жизни детей старшего дошкольного возраста: помогает воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, вежливость в той или иной степени информируют взрослого о предпочтениях и состоянии ребенка. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощижестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок учиться сдерживать резкие выражения чувств. Л.И. Божович рассматривает динамику и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте следующим образом. В в 3-4 года складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо»; формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости. В 4-5 лет развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений. В 5-6 лет развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах. В 6-7 лет продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе; складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д. Как правило, в старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения продолжается. Л. Дубина отмечает, что в поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников. Важно отметить, что это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.
Главным в воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Выделяются основные психологические новообразования, на которые необходимо опираться при воспитании вежливости ребенка старшего дошкольного возраста: формируется схематичное цельное детское мировоззрение; возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»; ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели; ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Дети, хорошо зная норму справедливости, в реальности не соблюдают ее. Другое большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
Вежливость предполагает не только делать что-либо нужным образом, но самое главное, воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Е. Смирнова и В. Холмогорова, справедливо отмечают, что воспитание вежливости обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Воспитание вежливого отношения к людям осуществляется различными путями по трем этапам. Первоначальный этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное. На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается. На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях.
На всех этапах работы по воспитанию вежливости огромную роль, по мнению Г. Степановой, играет оценка, которая развивает у детей чувство симпатии к людям и является связующим звеном между знаниями и поведением. Например, на первом этапе формирования привычки оценка помогает детям усвоить правила вежливости, стимулирует их выполнение. В процессе формирования привычки оценка поддерживает детей стремление быть вежливым. При закреплении привычки быть вежливым, у детей развивается способность к оценке не только своего поведения, но и поведения литературного героя, своих товарищей.
Необходимо отметить, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Среди основных особенностей формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие: осознанное применение норм вежливости, необходимость учитывания эмоциональной сферы ребенка, а также элемента подражания, на основе которого закладываются навыки культурного поведения.
Многими учеными (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Мухиной и др.) отмечается, что при формировании любого нравственного качества необходимо обеспечение осознанности его ребенком. Следовательно, важно обогащение знаний, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
По мнению И.Ф. Мулько более успешно развитие нравственной сферы личности дошкольника происходит при полноценных психолого-педагогических условиях: высокийнравственный потенциал окружающей социальной микросреды; активность ребенка в освоении нравственного опыта; специальное психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника.
В педагогической литературе (исследования О.Ф. Борисовой, С.В. Петериной, В.Г. Нечаевой, Н.А. Носковой, В.И. Логиновой и др.) рассматривается ряд методов и приемов воспитания вежливости, которые должны быть использованы педагогами дошкольного образования в воспитании вежливости: культура и этикет воспитателя, разъяснение, напоминание, показ, оценка действий и поступков, упражнения, поручения, контроль над выполнением правил, этические беседы, решение проблемных ситуаций, игры и игровые приемы, игры-инсценировки, игры-занятия, чтение художественных произведений.
Воспитание вежливости как части культуры поведения предполагает: умение выражать свои мысли и желания, пользуясь формулами речевого этикета, умение устанавливать положительные контакты, вести бесконфликтное общение, умение изменять внешнюю сторону в зависимости от ситуации.
На основании анализа психолого-педагогической литературы можно отметить: важным средством воспитания вежливости является правильная организация общения детей дошкольного возраста со взрослыми и со сверстниками. Правильная организация процесса общения включает в себя соблюдение следующих педагогических условий: высокая культура воспитателя, проведение целенаправленных занятий по формированию у детей представлений о вежливости, создание ситуаций, в которых дети упражняются в закреплении и практической реализации полученных представлений, воспитатель создает в группе атмосферу доброжелательности,сотрудничества.
Список литературы:
Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: «Академия», 2007 – 345 с.
Виноградова, Д. А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Д.А. Виноградова. – М.: «Просвещение», 1989. – 210 с.
Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете /И.Н. Курочкина //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С.31-43.
Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М.: «Владос», 2001. – 224с.
Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько. – М.: Академия 2004. – 200с.
Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у дошкольников / С.В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986. – 212с.
Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е. Смирнова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С. 68-76.
Конкевич, С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: С. В. Конкевич — М.: Детство-Пресс, 2013. – 80 с.
Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире /С.А. Козлова. // Дошкольное воспитание. - № 9. – 2001. – С. 98-104.