Воспитание основ патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому серьезное внимание уделяется использованию в жизни дошкольников синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
В настоящее время особую значимость приобретает воспитание патриотизма подрастающего поколения. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня — залог гарантированного будущего для всего российского общества. Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена укрепляются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны.
В решении задач воспитания основ патриотизма старших дошкольников особую значимость имеет народная музыка, через которую можно воспитывать любовь к родной земле, самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Д.С. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей. При этом особо отмечается важность как можно более раннего включения фольклора в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже в дошкольных образовательных организациях. Актуальность состоит в том, что естественное стремление детей знать культуру своего народа, владеть ее достижениями сталкивается с ограниченным освоением музыкального фольклора.
При разработке занятий по воспитанию основ патриотизма основным средством выступает музыкальный фольклор. Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен, рассматривается как база, как основа воспитания основ патриотизма у старших дошкольников. И как новый уровень, более сложный — через историческую песню, героический эпос изучалось историческое прошлое нашего народа. При составлении занятий рекомендуется придерживаться такой позиции: освоение народной культуры не должно сводиться к сумме разученных музыкальных произведений, а должно предполагать создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание. Поэтому, наряду с музыкальным фольклором, можно использовать средство включения в занятия произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки), народные промыслы. Это способствует наиболее яркому и полному восприятию музыкальных образов, подпитывает интерес и помогает освоению необходимых знаний, направленных на воспитание патриотизма.
Таким образом, воспитание основ патриотизма у старших дошкольников на основе музыкального фольклора создаёт благоприятные условия для развития у детей любви к Родине, преданности Отечеству, социальной отзывчивости, ответственности, заботы о близких, уважения к старшим.
Список литературы:
Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания – родителям /Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. – N 1. – С. 82 – 92
Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) / Н.Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 68-71.
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.
Климович, Е.В. Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора / Е.В. Климович // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 465-469.
Павлова, Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей /Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 8. – С. 8 - 13