ВОСПИТАНИЕ СМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВОСПИТАНИЕ СМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ахтамьянова А.С. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема нравственного воспитания личности детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества приобрела особую актуальность. Это вызвано обновлением содержания образования дошкольников и необходимостью ориентации на творческое саморазвитие личности ребенка, начиная с дошкольного детства.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) особо подчеркивается, что духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

В примерных основных образовательных программах по дошкольному образованию нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Так, в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе особо подчеркивается, что в процессе нравственного воспитания у старших дошкольников формируются представления о нравственных качествах людей и положительная оценка нравственных поступков, они приводят соответствующие конкретные примеры из личного опыта.

Формирование представлений о смелости у детей старшего дошкольного возраста является частью проблемы нравственно-волевого воспитания дошкольников. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

В «Словаре по этике» смелость определяется как способность человека преодолеть в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасение перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Одним из первых исследователей смелости в отечественной педагогической науке был К.Д Ушинский. Он утверждал, что «страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом производит гибельную дерзость и буйство». По словам К.Д. Ушинского, «не тот мужествен, кто лезет на рожон, не страшась, а умеющий подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь ему».

Особенностью проявления смелости у детей старшего дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Дети дошкольного возраста иногда имеют ложные представления о смелости и совершают «смелые» поступки (прыгают с большой высоты, пробегают перед близко идущим транспортом), представляющие угрозу их жизни и здоровью.

При воспитании смелости у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие особенности:

1) учет гендерных различий дошкольников;

2) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

3) использование всего потенциала разнообразных средств;

4) определенность содержания представлений о смелости, доступного восприятию и осознанию детьми;

5) закрепление сформированных представлений в разнообразных видах и формах детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, физкультурные упражнения и др.).

Важной предпосылкой развития смелости является постепенное становление в старшем дошкольном возрасте осознания последствий своих действий. В работе Л.А. Гарсиашвили доказано, что «у младших детей (3 года) побуждением к действию является непосредственное впечатление, тогда как к 7 годам дети способны осознать отдаленные последствия своих действий. Если исходить из того, что смелость всегда связана с осознанием нравственного значения совершаемого поступка, то развитие умения осознавать отдаленные последствия своих действий выступает необходимым для ее становления».

Ребенок старшего дошкольного возраста в результате соответствующего педагогического воздействия может проявлять сосредоточенность, стремление достичь качественного результата деятельности, выполнить задание без отвлечений в условиях внешних раздражителей, а также осуществлять самоконтроль в ходе деятельности. По мнению Е.А. Ключниковой, эти характеристики являются особенностями настойчивости как нравственно-волевого качества личности.

Основная сложность воспитания смелости в старшем дошкольном возрасте состоит в характерной для дошкольника быстрой постановке и частой смене целей, сильном эмоциональном переживании. Так, А.В. Суровцева отмечает, что поведение дошкольника характеризуется импульсивностью (зависимостью от стихийно складывающихся внутренних впечатлений) и ситуативностью (чрезмерной зависимостью от случайных внешних обстоятельств). В то же время, эксперименты показали, что уже к пяти годам дети (80 %) могут достигнуть первоначально поставленной цели, несмотря на появившийся привлекательный объект (игрушечную машинку), отвлекающий от ее достижения. Данное умение формируется на основе становления способности к самоконтролю, который особенно важен для воспитания смелости.

В работах Л.С. Выготского доказано, что самоконтроль складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми, а характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого. Это объясняется тем, что в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

По результатам исследования З.М. Мануйленко, доказано, дети 3–4 лет могут, выполняя задание взрослого, выдержать неподвижную позу в среднем 18 секунд. Однако длительность удержания позы увеличивается, если они берут на себя роль часового. Тогда поза сохраняется почти в 5 раз дольше. С.Е. Кулачковская доказала, что способность детей сдерживать свое импульсивное поведение возрастает в период от 4 до 6 лет.

Итак, к концу старшего дошкольного возраста у ребенка начинает складываться система качеств личности, без которых невозможно развитие смелости как нравственно-волевого качества личности. В то же время экспериментальные исследования, проведенные В.А. Иванниковым, показали, что у детей до 6 лет введение дополнительных мотивов не дает значимых увеличений волевого компонента действия. Автор подчеркивает, что до этого возраста говорить о наличии воли у детей трудно. Описание особенностей проявления смелости у детей старшего дошкольного возраста было бы неполным без рассмотрения гендерной специфики, наглядно проявляющейся именно в данном нравственно-волевом качестве.

Эти данные находят подтверждение в педагогических и психологических исследованиях. Так, Л.Э. Семенова изучала содержательные аспекты представлений современных дошкольников о культурных знаках гендера (гендерных нормах и стандартах).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у дошкольников сложилась определенная система знаний о «мужских» и «женских» характеристиках, свидетельствующих о присвоении большинством девочек и мальчиков культурной линзы гендерной поляризации – традиции, в соответствии с которой индивиды женского и мужского пола считаются различными, противоположными друг другу и схожими внутри своей группы. Л.Э. Семенова, обобщая ответы детей, констатирует наличие ряда наиболее характерных для дошкольников и достаточно устойчивых в их среде гендерных стереотипов. Среднестатистический портрет представителя мужского пола включал в качестве центральных характеристик мужского образа физическую силу, способность отстаивать свои интересы («не давать себя в обиду», «уметь постоять за себя»), готовность защищать себя и других (более слабых). Характеристикой представителя мужского пола (мальчика) являлась, в том числе, смелость. Негативный мужской образ у дошкольников был представлен следующими характеристиками: «плакал как девчонка»; «всего боялся, он был трусом»; «не может дать сдачи» и др. В то же время негативный, антиидеальный женский образ включал следующие характеристики: «дралась с мальчишками», «не слушала воспитательницу», «играла только смальчиками, хулиганила с ними». Показательно, что в некоторых историях девочек, повествующих об идеальных представительницах своего пола, встречались упоминания о нестандартных, с точки зрения гендерных норм, личностных характеристиках («она всем нравилась, потому что была очень смелая и добрая, как маленькая разбойница – подружка Герды, никого не боялась и всегда помогала»; «защищала слабых ребят в детском саду и т. п.). Таким образом, дошкольники считают, что «смелость» как качество личности, главным образом, должно быть свойственно мужчине (мальчику), который должен уметь постоять за себя, защитить слабого.

Таким образом, в процессе воспитания смелости необходимо учитывать психологические особенности и закономерности развития психики ребенка старшего дошкольного возраста, в целом, развитие волевых качеств и волевых состояний, сопряженныхс формированием смелости, а также особенности представлений современных дошкольников о гендерных нормах и стандартах.

Список литературы:

Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.– С. 16.

Каратаева, Н.А., Крежевских, О.В., Забоева, М.А. Особенности проявления смелости у детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. - №6. - https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN620.pdf

Леонтьев, А.Н. Психология воли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-318.html. – Дата доступа: 11.01.2022.

Непомнящая, Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста / Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. – М.: Просвещение, 1965. – 420 с.

Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1985. – С. 56.

Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте/ А.Ц. Пуни. – М.: ФиС, 1997. – 88 с.

Просмотров работы: 69