Возможности психотерапевтической помощи пожилым людям с нарушениями памяти - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Возможности психотерапевтической помощи пожилым людям с нарушениями памяти

Страмнова М.В. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Демографическую тенденцию в современном обществе можно охарактеризовать как тенденцию к «постарению населения» как в большинстве европейских стран, так и в нашей стране. Уменьшение средней продолжительности жизни, высокая смертность людей молодого и среднего возраста в России приводит к серьезной демографической ситуации. В штабе ООН по старению и Международной ассоциации геронтологии были объединены усилия в разработке Программы исследования старения в двадцать первом веке.

ООН отметила, что в последние двадцать лет резко изменился облик человечества: на сегодняшний день каждому десятому человеку исполнилось шестьдесят или более лет. По данным ООН к середине двадцать первого века каждый пятый житель планеты будет старше шестидесяти пяти лет.

Резкое старение общества представляет новый социальный феномен первых десятилетий двадцать первого века. Старость является длительным и значимым этапом онтогенетического развития для человека, индикатором направления изменений социальной политики как во всем мире, так и в России. Пожилым людям свойственны специфические психологические проблемы, связанные прежде всего со снижением когнитивных процессов. Статистически доказано, что большинство пожилых людей старше семидесяти лет страдают снижением интеллектуальных функций, доминирующее место среди которых занимает патология памяти.

Снижение мнестических функций является достаточно частым неврологическим симптомом у пожилого человека, причиной которых являются многие заболевания головного мозга. Развитие нарушений памяти связано с рядом физиологических изменений, связанных со старением организма. Процесс физиологического старения головного мозга вызывает структурные, нейрофизиологические и нейрохимические изменения, которые детерминируют нарушение процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации, ослабление функций внимания и мышления.

У пожилого человека нарушается нейрональная пластичность, что отражается на возможности нейронов головного мозга, на их способности изменить функциональные свойства в зависимости от изменяющихся условий внешней среды, вследствие этого уменьшаются компенсаторные возможности головного мозга, усугубляются патологические состояния. У пожилого человека гораздо выше риск развития сосудистых и дегенеративных заболеваний, которые сопровождаются нарушениями памяти.

В связи с вышесказанным, особую актуальность приобретают развитие и совершенствование эффективных психологических методов оказания помощи пожилым людям с нарушениями мнестических функций. Однако существующие методы психологического консультирования людей пожилого возраста зачастую не носят комплексный характер и направлены на решение односторонних проблем.

Проявления нарушений памяти достаточно хорошо изучены психиатрами во всем мире, разработаны и применяются лечебные процедуры оказания медицинской помощи пожилым пациентам с нарушением когнитивных функций, в том числе мнестических. Наряду с тем, что психопатологическая и психометрическая оценка пациентов с дефицитом мнестических функций, в значительной степени апробирована, признается недостаток интернационально принятых и валидизированных инструментов для оценки эффективности психотерапевтических мероприятий, которые значительно меняют психологическое благополучие, приводят к успешности повседневного функционирования и приспособительному поведению пожилых людей.

Очевидно, что трудности в повседневном функционировании и адаптации к требованиям окружающей среды проявляются у пожилых людей, страдающих уже на первых этапах нарушения памяти, поэтому важна ранняя диагностика и оказание своевременной психотерапевтической помощи даже при слабо выраженном когнитивном нарушении, поэтому оценка уровня мнестических функций и выявление раннего дефицита когнитивной сферы у пожилых людей, по мнению ряда исследователей, является также весьма актуальной задачей.

Особый интерес представляет изучение факторов, влияющих на нарушение функционирования мнестических процессов и активность в повседневной жизни пожилого человека. По мнению многих исследователей, среди факторов риска возникновения дементирующих расстройств, в частности, нарушений процессов памяти, могут рассматриваться: возраст, уровень образования, профессиональная деятельность, физическая активность, семейная отягошенность, травмы головы, инфекционные заболевания и т. п. Актуальным представляется изучение влияния этих факторов на развитие нарушений памяти, выявление и сопоставление зависимости нарушений различных аспектов повседневной жизни пожилого человека от таких параметров как пол, образование, диагноз, трудовой статус, место проживания. Большой интерес представляет, в частности, для изучения возможности психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, исследование того, как влияет на мнестические процессы продолжение трудовой деятельности.

Вышесказанное обозначило проблему исследования: изучитьвлияние психотерапевтической помощи на функционирование и приспособительное поведение пожилых людей с нарушениями памяти.

Цель нашего исследования: изучить возможности своевременной психотерапевтической помощи пожилым людям, страдающим нарушениями памяти.

Объектом исследования являются нарушения памяти лиц пожилого возраста.

Предметом исследования:методы итехнологии психотерапевтической помощи лицам пожилого возраста с нарушениями памяти.

Гипотеза исследования: оказание своевременнойпсихотерапевтической помощи пожилым людям, страдающим нарушениями памяти приводит к улучшению состояния мнестических процессов (концентрации и переключаемости внимания, уровня кратковременной и объема оперативной памяти, когнитивной ригидности, психомоторной скорости), что способствует повышению успешности повседневного функционирования и приспособления к требованиям повседневной жизни.

В работе нами применялись методики: нейропсихологические тесты - Краткая шкала оценки психического статуса (КШОПС) Mini-mental State Examination, MMSE);  Тест рисования часов (Clock Drawing Test, сокр. CDT, автор Г. Хэд); специальные методики (пробы) исследования памяти, используемые в школе А.Р. Лурии (А.Р. Лурия; Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина).

Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

Первый этап (с мая по август 2021 года) – обзор и анализ литературных источников, по результатам которого были определены методы исследования, и началась разработка программы исследования.

На втором этапе (с сентября 2021 года по ноябрь 2021 года) была проведена экспериментальная работа с людьми пожилого возраста, использовались методики, позволяющие диагностировать нарушения памяти. По результатам проведенного диагностического исследования была разработана и апробирована программа психотерапевтической помощи лицам пожилого возраста.

Третий этап (с ноября по декабрь 2021 года) – заключительный этап исследования. Была проведена повторная диагностика мнестических процессов респондентов, обработаны результаты тестирования, оформлены в виде таблиц и диаграмм, подведены итоги исследования, сделаны выводы.

База исследования и выборка испытуемых. В исследовании приняли участие 20 пожилых людей в возрасте от 65 до 78 лет (8 мужчин, 12 женщин), постоянно проживающих в жилых помещениях Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Ставропольский краевой геронтологический центр» Все испытуемые, согласно заключению штатного психолога центра, психически и интеллектуально сохранны.

Результаты первичного диагностического обследования на констатирующем этапе эксперимента выявили существенные нарушения памяти у пожилых людей: 10 испытуемых (50%) находятся в состоянии умеренных нарушений памяти и интеллекта, не достигшие деменции, 8 человек (40%) с выраженными нарушениями памяти с незначительными негативными влияниями на повседневную жизнь. 2 (10%) пожилых человекас выраженными нарушения памяти со значительными негативными влияниями на повседневную жизнь, что значительно затруднит оказание психотерапевтической помощи данным пациентам.

Данные диагностики нарушений памяти у пожилых людей легли в основу разработанной нами психотерапевтической программы для оказания помощи пожилым людям с нарушениями памяти.

Анализируя результаты повторного диагностического обследования участников группы, результаты клинических бесед с респондентами, отзывы участников формирующего эксперимента и экспертные оценки клинических психологов геронтологического центра можно сделать вывод: психотерапевтическая работа способствовала значительному улучшению состояния мнестических процессов (концентрации и переключаемости внимания, уровня кратковременной и объема оперативной памяти, когнитивной ригидности, психомоторной скорости), значительно повысилась успешность повседневного функционирования и приспособления к требованиям повседневной жизни.

Просмотров работы: 31