ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОРАТОРСКОМ МОНОЛОГЕ НА МАТЕРИАЛЕ TED TALKS - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОРАТОРСКОМ МОНОЛОГЕ НА МАТЕРИАЛЕ TED TALKS

Нугманова Д.В. 1
1Новосибирский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная работа посвящена анализу применения вербальной коммуникации в ораторском монологе на материале исследования TED Talks. Мы исследуем особенности вербального коммуникации в ораторском монологе и проиллюстрируем использование данного канала произнесения и восприятия речи на материале выступлений TED Talks.

Вкратце опишем, что представляет собой данная платформа. TED (Technology Entertainment Design) – название некоммерческой организации в США, которая организует интеллектуальные конференции. Первая конференция состоялась в 1984 году и объединила людей из трех областей: technology, entertainment, design, что и обусловило название данной конференции (TED). Свою популярность конференция TED начала набирать в начале 2006 года, и на сегодняшний день она превратилась в глобальную платформу, содержащую выступления из самых разных областей: наука, технологии, юриспруденция, искусство, культура, дизайн, политика, бизнес, развлечение и др. Миссией фонда является «распространение универсальных идей» (ideas worth spreading), поэтому лекции TED Talks выкладываются в свободном доступе для скачивания на веб-сайте конференции и на видео-хостинге Youtube [1, с.263].

Методом случайной выборки нами были взяты видеоматериалы выступлений ораторов для лингвистического анализа (общей протяженностью 1 час 28 минут), размещенных в Интернет-ресурсе TED Talks.

Рассмотрим вербальную экспрессию монологической речи на нашем материале - TED Talks. Нами будут указаны название выступления, имя выступающего, адресно-временной код (тайм-код) анализируемой речи и проведен анализ используемых речевых экспрессий.

1.Первым способом проявления вербальной экспрессии, который мы выделили, является использование лексики с оценочным значением.

“Every kid needs a champion” by Rita Pierson. Тайм-код - 3:02-3:21.

“I have had classes that were so low, so academically deficient that I cried. I wondered: How am I going to take this group in nine months, from where they are to where they need to be? And it was difficult, it was awfully hard”

https://www.youtube.com/watch?v=SFnMTHhKdkw&t=153s [2].

Говорящий рассказывает о важности наставничества, о важности выстраивания отношений между учителем и учениками. Rita Pierson описывает свой опыт работы с детьми. В данном примере использованы слова, содержащие оценку. Она сделала рефлексию своих уроков, который раньше вела, и оценила свою деятельность. Оратор использует прилагательные для описания своего опыта и своих переживаний на этот счет.

2.Использование стилистически окрашенных слов также имеет место в речевой экспрессии;

“Don't strive to be famous, strive to be talented” by Maisie Williams. Таймкод - 4:11-4:34.

“Even as young as ten, I was willing to give up all my friends and go away to board at a private school, away from my siblings, away from my mom. She would repeatedly ask me “Are you sure this is what you want?”. And to me, it was a no-brainer. I didn’t just want this. I need it.” https://www.youtube.com/watch?v=TTYOpfGvlwc [3].

Стилистически окрашенные слова придают определенный оттенок речи. Такие слова могут использоваться только в определенных стилях речи. В данном примере оратор использовал слово “a no-brainer”. Это слово неформальное, относится к разговорному стилю. Также это слово входит в такую стилистическую группу, как слэнг. Использование слов такой группы делает речь непринужденной. Говорящий использует такой прием, чтобы быть ближе с аудиторией, быть более понятливым для них. Это делает речь увлекательной и нескучной [17].

3.Вербальная экспрессия также может выражаться через фразеологические словосочетания (идиомы).

“Don't strive to be famous, strive to be talented” by Maisie Williams. Таймкод - 1:55-2:02.

“My parents divorced when I was four months old. I really was the icing on the cake of the terrible marriage.” https://www.youtube.com/watch?v=TTYOpfGvlwc [3].

Английский язык имеет богатый выбор фразеологизмов, которые обогащают речь человека. Фразеологизмы позволяют выразить эмоции, впечатления, отношения более точно, ясно и эмоционально. Порой простых слов бывает недостаточно, чтобы добиться некоего речевого эффекта. Данный пример не исключение. Maisie Williams внесла свое отношение в данное устойчивое выражение. Эта идиома в данной ситуации имеет положительное значение. Она посчитала себя как “вишенкой на торте” в ее семье. То есть она было очень хорошой и приятной неожиданостью. Хотя брак ее родителей был ужасным. Тем самым это заставила публику посмеяться.

4. Использование изобразительных средств языка (тропы).

“How to Deal with Anxiety and Start Living a Happy Life” by Jesse GIUNTA RAFEH. Таймкод - 13:04-13:14.

“So if your only way to deal with anxiety is gratitude journaling then essentially you’re placing your happiness on the whim of events outside of your control because it's not gratitude that eliminates anxiety but compassion.” https://www.youtube.com/watch?v=YxzP1U5ZUvY [4].

Стилистические обороты речи помогают обогатить речь новыми оттенками смысла, придают образность и выразительность речи. Здесь мы можем наблюдать такой прием, как метонимия. Во фразе “on the whim of events” происходит усиление выразительности речи за счет замены слов. Использовав такой прием речи, она стала более эффектной и значительной. Это уже именно прихоть событий, которые не зависят от воли человека.

Мы проиллюстрировали примерами вербальную экспрессию, которая которая была выражена некоторыми особенностями лексического аспекта речи. Рассмотрим специфичность грамматического аспекта и его влияния на речь при использовании.

5. Приведем примеры эмоциональных фраз и выражений, которые усилены междометиями. Важно отметить, что междометия относятся к классу лексико-грамматическому, что позволяет нам отнести этот прием речи к обоим аспектам.

“What makes people boring?” by Julia Berkenfeld. Таймкод - 1:16-1:40.

“Now as we were walking around there, preferring the drinks we couldn’t help overhearing the chats that the vistas were having. They were all sitting in the circle, sipping their coffee, discussing boring adult subjects like stocks, grandchildren and retirement, yuck!” https://www.youtube.com/watch?v=zmZcKLHigdI [5].

“How not to take things personally?” by Frederik Imbo. Таймкод - 4:18-4:37.

“Why? Why do we take things personally? Somebody says or does something and bam! We feel hurt, neglected, offended, betrayed by the other one. That’s what we believe, though. It’s the other person’s fault. He’s responsible for what we feel. He is the one to blame.” https://www.youtube.com/watch?v=LnJwH_PZXnM [6].

Обе ситуации выражают эмоции во фразах. Это делает речь немонотонной и динамичной. Кроме того, фразы усилены эмоционально благодаря междометиям. В первом случае выступающий перечисляет темы, которые обсуждают скучные люди. Междометие “yuck” подкрепляет эту эмоцию неприязни и недовольства нетипичных тем для ее круга общения. Во втором монологе междометие “bam” эмоционально окрашивает речь и раскрывает последствия того, что происходит, когда люди все принимают на свой счет.

6. Использование степени сравнения прилагательных и наречий также может являться вербальной экспрессией. Такие слова могут подчеркнуть положительное или отрицательное значение выражения;

“How to Deal with Anxiety and Start Living a Happy Life” by Jesse GIUNTA RAFEH. Таймкод - 13:04-13:14.

“When we give ourselves compassion and love, that’s when we start to have a better understanding of ourselves and that’s when we can start using anxiety to our benefit.” https://www.youtube.com/watch?v=YxzP1U5ZUvY [4].

Степени сравнения помогают нам отличать и понимать разницу между предметами: лучше, хуже , понятнее, самый нежный и т.д. Они также привносят краски в наши слова. Если бы мы не использовали степени сравнения, мы бы не смогли понять разницу между предметами и все предметы были бы тогда равнозначны. Однако это не так. Благодаря степеням сравнения мы понимаем какими характеристиками обладает тот или иной предмет, концепция или идея. “A better understanding of ourselves” является примером сравнительной степени и выражает разницу при сравнении действий. Оратор говорит, что если мы будем проявлять к себе любовь и сострадание , то тогда у нас будет лучшее понимание самих себя, а если этого не проявлять, то такого эффекта не будет. Понимание себя останется на том же уровне, как и было.

7. Еще один способ - это выразительные средства синтаксиса. В данную группу входят различные приемы. В рамках данной работы мы рассмотрим риторические вопросы и восклицание.

-Риторический вопрос. Данный вид вопроса не требует ответа, а подчеркивает и выделяет ту или иную фразу.

“How not to take things personally?” by Frederik Imbo. Таймкод - 0:53-0:56.

“One year ago I decided I wanted to become a football referee. Not because of the money, though. I only get paid 20 euros per match. So I won’t really get rich by it, will I?https://www.youtube.com/watch?v=LnJwH_PZXnM [6].

Данный вопрос привлекает внимание и выражает авторскую эмоцию. Оратор задает вопросы и затем сам на него отвечает. Такой риторический вопрос обобщает и акцентирует внимание на информацию, которая была уже сказана. Кроме того, этот вопрос является разделительным. А разделительные вопросы применяются, когда мы хотим уточнить что‒то, что мы уже знаем, показать свое отношение к предмету речи.

-Восклицательные предложения. Такой прием выразительности речи передает чувства описываемых событий. Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся.

“The first 20 hours -- how to learn anything” by Josh Kaufman. Таймкод 03:04 -03:34.

“You know what I found? 10,000 hours! Anybody ever heard this? It takes 10,000 hours. If you want to learn something new, if you want to be good at it, it’s going to take 10,000 hours to get there. And I read this book after book, in website after website. And my mental experience of reading all of this stuff was like: No!!! I don’t have time! I don't have 10,000 hours. I am never going to be able to learn anything new. Ever again.” https://www.youtube.com/watch?v=5MgBikgcWnY [7].

В речи оратора присутствуют восклицательные предложения. Эти восклицания подчеркивают его отношение к той информации, которую он передает аудитории. При помощи восклицание выступающий делает акцент на том, что является важным, по его мнению, и таким образом показывает наиболее яркую мысль. Эмоциональные реплики спикера помогают донести посыл до зрителей и привлечь их внимание. Кроме того, слово “No” является высшей точкой накала эмоций в этой части речи оратора, а последующая фраза еще больше усиливает его эмоцию и выражает недовольное отношению к происходящему.

Таким образом, мы рассмотрели ораторские монологи и проиллюстрировали особенности вербальной коммуникации в ораторских монологах на материале выступлений TED Talks. Далее мы проанализировали проявления вербальной экспрессии на нашем материале и дали каждому примеру краткую характеристику влияние того или иного приема речи на воздействие аудитории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рыбалко, Т.Г. Лингвопедагогический потенциал использования современного медиа-контента TED Talks в профессиональном лингвообразовании // Двенадцатая международная научно-практическая конференция. Нижний Новгород, 2018. С. 261-265.

Электронные ресурсы

2. Rita Pierson. Every kid needs a champion [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SFnMTHhKdkw&t=153s. (дата обращения: 20.11.2021).

3. Maisie Williams. Don't strive to be famous, strive to be talented [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TTYOpfGvlwc. (дата обращения: 20.11.2021).

4. Jesse GIUNTA RAFEH. How to Deal with Anxiety and Start Living a Happy Life [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YxzP1U5ZUvY. (дата обращения: 20.11.2021).

5. Julia Berkenfeld. What makes people boring? [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zmZcKLHigdI. (дата обращения: 20.11.2021).

6. Frederik Imbo. How not to take things personally? [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=LnJwH_PZXnM. (дата обращения: 20.11.2021).

7. Josh Kaufman. The first 20 hours -- how to learn anything. [Электронный ресурс]. URL:https://www.youtube.com/watch?v=5MgBikgcWnY. (дата обращения: 27.11.2021).

Просмотров работы: 67