Современная вирусология – самодостаточная, основательная наука, изучающая вирусы, их происхождение и развитие, строение и размножение, взаимодействие с клеточными организмами, методы диагностики, борьбы, лечения и профилактики [2].
Актуальность вирусологии и изучение вирусов в школах, средних специальных и высших образовательных учреждениях возрастает с каждым днём.
Врач вирусолог – специализирующийся на изучении вирусов и их воздействия на организм человека, животного или растения. Профессия вирусолог очень интересна и заманчива для юных специалистов. Интересна тем, что постоянно можно изучать что-то новое, ведь развитие вирусов не останавливается, эволюционный процесс происходит постоянно. Заманчива потому, что в ней каждый ученый может проявить свои наилучшие качества аналитические способности (как детектив), аккуратность (как хирург), уметь не терять концентрацию при долгой и однообразной работе и сосредоточенность (как пилот), хорошую память, ответственность и дисциплинированность. Специфика вирусологии состоит в постоянной работе с вирусными агентами, что делает врача вирусолога не только ответственным, но и надежным человеком. Постоянный контакт с вирусными инфекциями несет опасность заражения, будь это врач-вирусолог, работающий на приеме с пациентами, или врач-вирусолог, создающий новые вакцины. Так же врач-вирусолог должен хорошо знать химию, молекулярную биологию, генетику, биохимию и лабораторную диагностику [1].
Какое же место во всем этом имеют знания о вирусах из школьной программы по биологии. Эти знания и развитие предметных компетенции по биологии, несут важную роль в становлении и развитии вирусологии в будущем. Еще со школьного курса мы можем прививать учащимся значимость развития вирусологии. Развивать у учащихся необходимые для этой профессии компетенции (умения) как предметные, так и межпредметные.
Фундаментальные знания, заложенные ученикам среднего и старшего звена школы, несут в себе развитие необходимых компетенции, систематизируют знания о вирусах. Важной целью каждого учителя является цель развить в своих учениках способности применять полученные знания в своей жизнедеятельности, в быту, для обеспечения своей безопасности и сохранении своего здоровья в течение всей жизни, а также развить интерес к более углубленному изучению материала, самостоятельному изучению заинтересовавших его тем и вопросов. Развитие критического, творческого и логического мышления, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками актуальны для изучения темы «Вирусы», они закладывают потенциал к дальнейшему изучению вирусологии в высших учебных заведениях и приобретении профессии вирусолог.
В школьной программе тема «Вирусы» изучается всего несколько часов, а точнее 1 час в 9 классе и 1 час в 10 классе. Если отойти от профессии вирусолог, то нужна ли вирусология в обычной жизни, может ли учащийся применить полученные знания и умения (предметные компетенции) в своей жизни. Да, безусловно. Цель общего биологического образования – подготовка личности, которая будет обладать биологической, физиологической и экологической грамотностью. Мы живём в мире окружённые вирусами, бактериями, химическими элементами, насекомыми, растениями и животными. Если про видимый окружающий мир ребенок начинает узнавать уже с «пеленок», учится и понимает, как нужно беречь окружающие его растения и животных, и как самому беречь свое здоровье от воздействий вредных факторов. То с «невидимым» окружающим миром все немного сложнее. Нас всюду сопровождают вирусы, бактерии и микроорганизмы. Как уберечь себя и сохранить свое здоровье на долгие годы или всю жизнь, сможем ли мы в домашних (бытовых) условиях или в стенах учебных заведении привить необходимые навыки, развить необходимые компетенции, зависит от нас.
В школьном курсе биологии в 9 классе, тема «Вирусы» рассматривается, придерживаясь определённого плана: история открытие вирусов, внешний вид вируса, характеристики вирусов, СПИД. В 10 классе к этому плану добавляются: многообразие вирусов, механизм проникновения вирусов в клетку, вирусные инфекции и профилактика заболеваний. Все эти пункты очень интересны, и каждый педагог раскрывает их в зависимости от своих профессиональных данных, увлекая учащихся в изучение материала, погружение в науку. Если с первыми пунктами плана все ясно (они как бы дублируют друг друга в 9 и 10 классах), то последний пункт несущий информацию о вирусной инфекции и профилактике заболевании, изучается достаточно кратко. Привитие знаний о своем физиологическом здоровье необходимо начинать, как можно раньше. Мы привыкли рассматривать ученика как человека, который должен поглощать и усваивать знания школьной программы и соответствовать их требованиям, но мы забываем о том, что переходя из начального звена школы в среднее у учащихся меняются не только требования к учебной деятельности, усложняется учебный процесс, но и происходит значимая перестройка, в физиологическом плане (половое взросление, смена гормонального фона, сложное принятие себя нового как человека-подростка, а не ребенка). Именно в этот момент (начиная с 10-12 лет до 14 лет), необходимо уделять большое внимание профилактике вирусных заболевании, так как многие вирусные инфекции передаются именно половым путем. Конечно, тема грамотного полового воспитания должна начинаться в семье, продолжаться и поддерживаться в школе. Таким образом, будет осуществляться воспитание правильных социально-санитарных принципов. Так же к профилактике вирусных инфекции относятся: здоровый образ жизни и повышение иммунитета (правильное питание, не злоупотреблять алкоголем и исключение курения, занятие спортом), соблюдение гигиенических норм и правил (мытье рук, обработка рук и рабочих поверхностей дезинфицирующими растворами, очистка воздуха методом проветривания или обеззараживание с помощью приборов, ношение медицинских масок в общественных местах), вакцинация населения, своевременное обращение в медицинские учреждения. Данный материал мы можем преподавать учащимся с 5-6 классов, в зависимости от системы преподавания. Естественно, что такие знания могут не усвоиться из 1 часа в курсе биологии, поэтому дублирование ее в других предметах, в домашних условиях, и из года в год поможет выработать необходимые социально-санитарные навыки.
Роль знаний о вирусах в школьной программе заключается в привитии необходимых навыков для здорового общества. Навыки санитарно-гигиенической грамотности должны быть приоритетными при изучении темы «Вирусы» в курсе школьной биологии. Применение приобретенных предметных компетенции в жизни или в профессии, вот самая хорошая мотивация для учащихся. Актуальность темы не оставляет сомнений. В школьной программе тема раскрывается, начиная с 9 класса, дети же сталкиваются с вирусами начиная с рождения. Безусловно, воспитание правил гигиены начинается с семейного круга, но не каждый родитель может быть компетентен в этом вопросе и ответственно относиться к данному этапу воспитания. Поэтому последовательность и преемственность в передаче знаний о профилактике вирусных инфекции должна начинается в школе, хотя бы с 5-6 класса.
Списоклитературы
1. Глинская Е.В., Тучина Е.С., Петров С.В. Вирусология. Методические материалы: учеб.-метод. пособие для студ. биол. фак. / Авторы-сост. Е.В. Глинская, Е.С. Тучина, С.В. Петров. – Саратов, 2013. – 84 с.
2. Щербакова, Т.Б. Вирусология: курс лекций для обучающихся по специальности Ветеринария, уровень высшего образования специалитет, форма обучения очная / Т.Б. Щербакова, П.Н. Щербаков. – Троицк: ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, 2018. – 75 с.