МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО СПОРТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО СПОРТА

Корнейко Е.А. 1, Малышев Р.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Образ жизни современных студентов можно охарактеризовать как малоподвижный. Дело в том, что они сталкиваются с высоким уровнем академической нагрузки; множеством проблем, связанных с усложнением учебной программы; трудностями в общественном и межличностном взаимодействии и относительной свободой студенческой жизни. Всё это препятствует развитию физической активности. Многочисленные исследования показывают, что спортивная деятельность среди молодёжи в настоящее время не достигает того уровня, которого должна быть. В этом контексте крайне важно и актуально изучение интересов и потребностей современной молодежи в сфере физической культуры и спорта, разработка методов мотивационного стимулирования их физической активности [1].

Цель моего исследования: изучение способов повышения мотивации студентов к спортивным занятиям.

Согласно научно-методической литературе, мотивация определяется как совокупность определяющих факторов поведения, совокупность психологических причин поведения человека, его начала, направления и деятельности, т.е. мотивов.

Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это многоступенчатый процесс, который начинается с банальных знаний и навыков, связанных со здоровьем, и заканчивается глубокими знаниями в области спорта.

Так как система ценностей напрямую влияет на формирование мотивационной структуры личности студента, можно предположить, на основе чего она формируется: мода, социальная среда, образование, т.е. ценности, которые сообщество предлагает человеку.

Процесс формирования устойчивой потребности в физическом совершенстве должен быть гуманистическим по форме и личностно ориентированным по содержанию. Важно учитывать, что любому человеку свойственно неприятие принуждения, сопротивление ему. Это воспитывает упрямство, нежелание следовать советам. Игнорируя эту педагогическую аксиому, нельзя добиться положительных результатов в формировании любой культурной потребности, в том числе и в физическом развитии. Личная внутренняя мотивация и интересы в определенных видах физической и спортивной деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных навыков и способностей, но и от многих биологических, психологических характеристик личности, которые являются врожденными и не поддаются влиянию.

По мнению доктора педагогических наук М.Я. Виленского и др., стержневым в структуре физической культуры студента является мотивационный компонент. Возникающие на основе потребностей мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение – отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Мотивы посещения студентами занятий по физической культуре влияют на их учебную активность [2].

Помимо всего вышеизложенного, наиважнейшим направлением в повышении мотивации молодёжи к занятиям физкультурой и спортом может и должен стать отказ от стандартизации учебных планов высших учебных заведенийи создание большего числа альтернативных программ по каждому виду физической культуры с учетом региональных, национальных, культурно-исторических традиций, материально-технической оснащенности спортивных комплексов каждого конкретного вуза [3].

Учитывая выявленные мотивы заниматься физической культурой и интенсивно используя индивидуальный подход, обращая внимание на различные типы личности студентов, их отношение к физической культуре, а также факторы, препятствующие студентам заниматься спортом, необходимо разработать оптимальные формы и способы организации занятий, максимально соответствующие интересам студентов. Помимо традиционных занятий физической культурой и спортом, мы должны использовать весь спектр новейших направлений в развитии спорта, включая все виды популярных спортивных игр: волейбол, баскетбол, бассейн, пляжный футбол и волейбол и так далее, а также совершенно новые виды спорта, такие как степ, фитнес, спортивный рок-н-ролл, черлидинг, различные виды единоборств и т.п. Технологии, использующие современные технические достижения, считаются наиболее эффективными для молодежи.

Выводы. Основой педагогических воздействий, способствующих развитию как личностных, так и физических качеств, является процесс формирования у студентов мотивации к физической активности и стремления к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию. Мотивация включает в себя потребности человека, на которые влияет система жизненных ценностей. Это особое состояние личности, мотивированной заниматься физическими упражнениями, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовки и работоспособности. Мотивационно-ценностный компонент отражает активное положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, силу воли, направленную на практическую и познавательную работу.

На основании проведенных исследований необходимо внести изменения и усовершенствования в организацию занятий физической культурой с целью повышения мотивации учащихся к ним. Как указывают специалисты, спортивный путь - это энциклопедия технологии культурного преобразования физического, психического и нравственного в личности, и не использовать его в физкультурном воспитании студенческой молодежи было бы неверно. Занятия, организованные таким образом, оказывают комплексное воздействие на организм, способствуют развитию физических, умственных, морально-волевых качеств, выносливости, взаимопомощи, являются прекрасной альтернативой обычным занятиям физкультурой и стимулируют интерес к физической культуре и активному образу жизни.

Список литературы:

Филимонова, Е. Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов / Е. Н. Филимонова, Е. И. Коробейникова. — Текст : непосредственный // Физическая культура и спорт: наука, практика, образование. — 2019. — № 6. — С. 6-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-u-studentov-1/viewer

Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, c. 2-4.

Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.

Мотивационный компонент в физической культуре. — Текст : электронный // Studbooks.net : [сайт]. — URL: https://studbooks.net/732393/turizm/motivatsionnyy_komponent_fizicheskoy_kulture (дата обращения: 10.01.2022).

Просмотров работы: 19