ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Пурышева В.В. 1
1Шуйский филиал "Ивановского Государственного Университета"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Я-концепция» - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Формирование, развитие и изменение «Я-концепции» обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование «Я-концепции». Изменения в структуре самосознания человека накладывают отпечаток на его поведение. Изучение «Я – концепции» как многомерного образования позволяет учесть важнейшие детерминанты поведения человека: отношение к окружающим и ожидаемое от них отношение; самоотношение; индивидуально - личностную направленность развития.

Так, в психологическом словаре, редакторами которого выступили А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, мы находим следующее определение: «Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [1]».

Современные исследования рассматривают проблемы формирования самосознания и «Я-концепции» в тесной взаимосвязи, что является важным и необходимым условием становления и развития активной и саморазвивающейся личности. В то же время многие исследователи указывают, что проблема эта необъятная, достаточно обширная, позволяющая охватить достаточно большой поле исследования. В процессе социализации происходит формирование самосознания и становление «Я-концепции», и это всегда является важным и уникальным результатом психической и социальной деятельности человека. В то же время данное образование является устойчивым, что и позволяет говорить о его значимости для современной личности.

Выявление особенностей «Я-концепции» школьников дает возможность проводить диагностику отклонений в поведении на ранних стадиях их появления и позволяет перенести акцент в воспитательной работе с коррекции на профилактику нарушений.

Для изучения компонентов «Я-концепции» обучающихся десятых классов нами был применен комплекс диагностических методик: «Методика исследования самоотношения» автор С.Р. Пантелеев (МИС); тест-опросник «Определение уровня самооценки» автор Ковалёв С.В.; тест «кто я?» автор М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой; методика на выявление личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера.

По результатам исследования можно увидеть, незначительный, но всё же перевес у обучающихся десятых классов в сторону развития отрицательной «Я-концепции», что требует психологи-педагогического вмешательства и создания благоприятных условий для изменения направленности развития «Я-концепции».

Для достижения поставленной цели, на наш взгляд необходимо решить ряд проблем, выявленных с помощью диагностики, а именно:

Способствовать развитию у обучающихся уверенности в себе.

Развитие у старшеклассников способности активного социального взаимодействия, основанного в первую очередь на учёте своих собственных желаний, позиций, принципов, мнения.

Развитие у школьников способности адекватно оценивать свои действия и действия других людей в разнообразных сложившиеся ситуациях.

Способствовать повышению уровня самооценки и снижению уровня тревожности старшеклассников за счёт изучения разнообразных методов и приемом тренинга и аутотренинга.

Список литературы:

1.Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 494 с. 

Просмотров работы: 30