Организация оформления и хранения образцов минералов и горных пород в школе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Организация оформления и хранения образцов минералов и горных пород в школе

Рахымов Совер 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коллекция рассматривается как систематизированное собрание однородных предметов, представляющих исторический, научный, художественный и любительский интерес. Коллекционером может быть человек, занимающийся собирательством, коллекционированием. Во время экскурсий, походов, экспедиций краеведы собирают образцы горных пород, минералов, окаменелостей и лучшие, наиболее характерные и своеобразные из этих образцов включаются в геологическую коллекцию.

Весь процесс организации сбора и хранения образцов горных пород и минералов следует распределить на этапы.

Первый этап. Фиксация места взятия образца. Его отмечают на карте или схеме. В полевом дневнике описывают условия залегания слоя, из которого взят образец, особенности рельефа в данной местности. Образцы нумеруют (предварительно на них наклеиваются кусочки лейкопластыря), укладывают в мешочки или пакеты, снабжают этикетками. На этикетке указывают район и место, где взят образец, условия залегания, дата и подпись того, кто его обнаружил. Наиболее хрупкие образцы помещают в вату и в отдельные коробочки. Зарисовывают положение окаменелости в слое.

2 этап. Составление геологической коллекции. Коллекции можно составлять по двум принципам. Так, к примеру, за основу принимаются виды минералов, горных пород, окаменелостей. Это общегеологическая коллекция. В общегеологическую коллекцию включаются образцы: минералы (и кристаллы), горные породы, окаменелости. Эти разделы составляются с помощью специальных пособий и справочников. Обычно минералы классифицируют по химическому составу (окислы, силикаты, сульфиды, сульфаты и т. д.); в особую группу объединяют кристаллы различных геометрических форм (сингонии). Горные породы подразделяются в первую очередь по происхождению: осадочные, интрузивные, вулканические (эффузивные), метаморфические. Каждая из этих групп имеет, в свою очередь, более дробные подразделения. Например, для осадочных пород: обломочные (рыхлые и сцементированные), глинистые, органогенные (продукты жизнедеятельности), хемогенные (продукты химических реакций). Окаменелости распределяются в соответствии с их геологическим возрастом и принадлежностью к тем или иным группам животных или растений. Особо выделяются ископаемые, характерные для определенных геологических эпох. Они имеют большое значение в геологии: по ним определяется возраст горных пород, восстанавливается древнейшая история Земли [2].

Во втором случае геологические условия и геологическая история края – геолого-краеведческая коллекция. Геолого-краеведческая коллекция составляется по образцам, отобранным в данной местности. Ее назначение: отразить геологическое прошлое и геологическое строение края. С этой целью образцы распределяются по возрасту, принадлежности к отложениям определенной геологической эпохи, начиная с древнейшей до современной. Они отбираются из обнажений, из осыпей [1].

3 этап. Оформление геологической коллекции. Она должна быть не просто собранием образцов. Кроме образцов следует оформить специальные стенды: картины разных геологических эпох; рисунки ископаемых растений и животных; зарисовки обнажений; схематическая геологическая карта, где показаны распространенные в районе горные породы и минералы [3].

На стенде образцы следует располагать по возрасту (более древние – внизу, молодые – вверху). Отложения четвертичной (ледниковой) эпохи классифицируются по происхождению (генезису) наиболее детально: речные (русла, поймы, террасы), озерные, эоловые, ледниковые, моренные, элювиальные и пр., а также погребенные и современные грунты и почвы.

Образцы полезных ископаемых будут дополнять геологическую коллекцию, а месторождения минерального сырья можно наносить на карту.

Таким образом, геологическая коллекция помогает лучше узнать свой край, его геологическое прошлое и настоящее. Составляя геологические коллекции, школьники разных районов обмениваются образцами, пополняя свои коллекции и расширяя знание природы своей страны.

В собранные тематические коллекции включают шкалу твердости минералов (шкала Мооса), рудные и нерудные полезные ископаемые, поделочные камни и т.д. Школьные геологические коллекции, соответствующие требованию школьной образовательной программы географии, могут быть использованы при проведении кружковых работ и при оформлении учебных комнат.

Правильно организованное коллекционирование развивает познавательные умения, воспитывает культуру познания, формирует у учеников представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. У школьников формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. В процессе коллекционирования в первую очередь происходит процесс накопления знаний, далее получаемые данные систематизируется и развивается готовность к осмыслению окружающего мира. Коллекционирования способствует развитию вниманию, памяти, умению наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Использованные источники информации

Кулакова М.В. Формирование и использование экспозиций геологического музея в реализации содержания школьного географического образования: учеб. пособие / М.В. Кулакова – М: Изд. МГПУ, 2007. – 38 с. – Текст: непосредственный.

Локтев, В. А. Полевой определитель минералов: пособие для студентов / В. А. Локтев. – Самиздат, 2006. – 135 с. – Текст: непосредственный.

Разваляев, Ю. Д. Калтан: историко-географический обзор: пособие для студентов / Ю. Д. Разваляев, В. А. Локтев. – Новокузнецк : Полиграфист, 2010. – 105 с. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 130