МЕТОДЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННОГО С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННОГО С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

Творогова Л.У. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека с участием Президента России Владимира Путина в декабре 2021 года вновь отмечалось, что использование жёстких карательных мер в отношении осужденных не решает задачи, которые стоят перед уголовно-исполнительной системой – а конкретнее, не решают задачу исправления осуждённых, предупреждения рецидива [10].

Эти акценты устанавливаются и основными документами, определяющими направления развития всей системы УИС – так, новой концепцией развития УИС РФ до 2030 года, как и ранее, до 2020 года, предусмотрено изменение подхода к исполнению наказаний без изоляции от общества, который должен стать социально направленным, широкое распространение наказаний, не связанных с лишением свободы, в особенности, в части исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных [3].

В соответствии с документом одними из основных целей Концепции является "...сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы ... в том числе с участием гражданского общества..." [3].

Таким образом, основной задачей всей деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания должно быть не исполнение наказания как такового, а именно ресоциализация осужденного в период, определенный судом в качестве наказания.

Данный процесс подразумевает проведение комплекса мероприятий, направленных на восстановление ранее нарушенных качеств личности и его социальных связей, что поможет изменить установки индивида, его ценности, цели и нормы для последующего нормального функционирования в обществе. В части, касающейся несовершеннолетних осужденных, вопрос стоит наиболее остро: в подростковом возрасте закладываются основы личности, происходят основные процессы адаптации личности к социуму.

За последние 15 лет количество несовершеннолетних заключенных сократилось в 10 раз, сообщает пресс-служба ФСИН. По состоянию на 1 января 2002 года в воспитательных колониях содержалось 18 600 человек, а на 1 мая 2017 года – 1592 человека [9], все остальные отбывали наказание, не связанное с лишением свободы.

В целом несовершеннолетние, совершающие уголовные преступления, в 76% приговариваются к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества [4].

Согласно ст. 88 УК РФ несовершеннолетним (то есть гражданам 14-18 лет) могут присуждаться следующие виды наказаний [1]:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

В ч. 13 ст. 16, а также ч. 1 ст. 187 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уточняется, что условно осуждённые находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекции по месту жительства осуждённых [1], УИИ так же осуществляют исполнение иных наказаний, не связанных с лишением свободы.

В Ульяновской области действуют 27 УИИ, по состоянию на декабрь 2021 года на учете в них на территории Ульяновской области стояли 19 несовершеннолетних осужденных.

Функция ресоциализации несовершеннолетних осужденных, согласно ведомственным распоряжениям и должностным инструкциям, закреплена за психологической службой УИИ [9].

Под социализацией понимается процесс социокультурного становления личности, усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе, к которому он принадлежит [7].

Под ресоциализацией мы понимаем организованный социально-педагогический процесс по восстановлению социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков дезадаптированных детей и подростков; переключение их социальных установок и референтных ориентаций на новые, позитивно ориентированные отношения и виды деятельности в педагогически выстроенной среде [4].

Основной целью деятельности психологической службы УИИ, согласно приказу Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы», является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики [2].

Среди этих достижений - зарубежные концепции ресоциализации в парадигме «понимающей» методологии (П.Бергер, Р.Блумер, М.Вебер, Г.Гарфинкель, И.Гоффман, Г.Зиммель, Ч.Х.Кули, Т.Лукман, Дж.Г.Мид), а так же концепции ресоциализации дезадаптированных подростков и молодежи (Беличева С.А., Белкин А.С., Бочарова В.Г., Захаров А.И., Макаренко А.С., Платонова Т.В., Шадрина Т.В. и др.)

К основным направлениям деятельности психологической службы относятся: работа с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества, и работа с персоналом уголовно-исполнительной инспекции. Следует отметить, что работа с несовершеннолетними является только частью должностных инструкций группы психологического обеспечения. Аналогично, социально-реабилитационная функция является только частью из форм работы с несовершеннолетними осужденными.

Эта функция заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям);

В Методических рекомендациях по организации психологической работы с осужденными в учреждениях, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях подробно описаны примерная должностная инструкция психолога уголовно-исполнительной инспекции, основные виды деятельности, методы их реализации, психологические особенности женщин и несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете УИИ [8].

В приложении даны некоторые психодиагностические методики (например, методика цветовых метафор И. Л. Соломина, методика незаконченных предложений Д. Сакса и С. Леви и др.), организационно-правовые документы и примерные психологические характеристики на некоторые категории осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества.

Что касается Методических рекомендаций по организации социально-психологической работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, то в них основной акцент сделан на психологической коррекции граждан, отбывающих наказание без изоляции от общества [9]. Кроме того, в них описана документация психолога по работе с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, состоящими на психологическом учете. К ней относятся карточка психологического сопровождения осужденного и список осужденных, состоящих на психологическом учете.

Проанализировав уже имеющиеся в арсенале колонии методы и технологии, исследователи приходят к выводу, что для того, чтобы процесс ресоциализации стал более эффективным, помимо существующих методов работы с несовершеннолетними необходимы еще и следующие [5]:

Во-первых, должна быть создана система действий сотрудников колонии и внешних специалистов, которая позволила бы создавать у воспитанников мотивацию к изменению.

Потому что при отсутствии этого компонента вся предлагаемая помощь подростками обесценивается, они буквально пропускают мимо ушей то, что им говорится на специальных лекциях, предпочитают поскорее отбыть срок, как можно меньше задумываясь об имеющихся у них проблемах [6].

Во-вторых, для успешной ресоциализации необходимо проводить работу с семьями воспитанников, восстанавливать нарушенные взаимоотношения, готовить семью к встрече своего члена после освобождения, помогать им разрешать существующие трудности.

В-третьих, для того чтобы человек осознанно захотел изменить свою жизнь к лучшему, ему необходимо не только просто хотеть больше не попадать в колонию. Важно также уметь осознать свою ответственность за совершенное преступление, научиться оценивать последствия своих действий, принимать решения и отвечать за их выполнение.

И, в-четвертых, в подростке должен воспитываться навык уважать личность, собственность, интересы и потребности другого человека.

Список литературы

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г.) // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. URL: http:// www.consultant.ru. - (Дата обращения 05.04.2021).

Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 729 (ред. от 23.04.2012) "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности"// КонсультантПлюс : справ.-правовая система. URL: http:// www.consultant.ru. - (Дата обращения 05.04.2021).

Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.

Журавлев В.Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных. // Преступление и наказание. Воронеж. 2012 № 4. С 25-40

Йошпа Н.А. Ресоциализация несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: восстановительный подход: Методическое пособие. М. : Институт права и публичной политики, 2013. 102 с.

Ситдикова Л.Б. Несовершеннолетний как участник гражданского процесса // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 4. С. 27-30.

Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. Наук проф. Е. И. Холостовой. – М. : Юристъ, 1997. – 424 с.

Упоров А.Г. Особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершеннолетнего возраста // Вестник Кузбасского института. 2014. №3 (20).

Электронные ресурсы

Федеральная Служба Исполнения Наказания – официальный сайт// URL: fsin.gov.ru/ (дата обращения 12.01.2022)

Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека – официальные сайт правительства Российской Федерации http://www.kremlin.ru/events/councils/67331 (дата обращения 12.01.2022)

Просмотров работы: 22