ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Сидорчук Е.А. 1, Белецкая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Формирование здорового образа жизни у студентов вызвана увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с его физическим, интеллектуальным и социальным развитием, происходящем в условиях усложнения общественной жизни, увеличения рисков психологического характера, которые провоцируют негативные тенденции в состоянии здоровья студенческой молодежи.

Цель работы: изучение особенностей мотивации студенческой молодежи к здоровому образу жизни в условиях высшего учебного заведения.

Задачи исследования:

Изучить литературные источники по проблематике темы исследования;

Провести анализ изученных методов и технологий;

Выбрать более эффективные методы физической подготовки для

студенческой молодежи.

В настоящее время все знают, что приоритет современного образования – это качественная подготовка будущих специалистов, согласно профессиональным стандартам. Изменение качества образования ежегодно происходит с целью улучшения условий его предоставления для людей, которые им пользуются. Основной пункт, на котором акцентируется особое внимание – это сохранение здоровья студентов. На сегодняшний день наше государство заинтересовано в том, чтобы каждый год получать более лучших специалистов своего дела, чем были в предыдущие годы. Разве возможно улучшить качество без развития соответствующих этому задаче, условий? Здоровье современной молодежи – это одна из самых важных проблем, которая влияет на развитие науки и образования в стране. Поэтому здоровье студентов является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. К сожалению, даже с учётом повышенного внимания к этой проблеме, всё ещё прослеживается чёткая тенденция ухудшения показателей здоровья среди молодого поколения. С каждым годом уменьшается количество здоровых детей, увеличивается количество хронических форм заболеваний.

У студентов не хватает мотивации к ведению здорового образа жизни, потому что они просто недостаточно осведомлены в данном вопросе. Вся суть заключается в том, что только здоровый человек может в полной мере качественно развиваться, учиться и заниматься различными активностями. Учащиеся, не обладающие пониманием, как распределять свои ресурсы, чередовать время труда и отдыха, правильно и вовремя питаться, чтобы хватало сил работать и так далее, бывают зачастую подвержены разного рода болезням. И, конечно же, все это в итоге сказывается на психологическом здоровье. А ведь именно учеба в университете дает организму по-настоящему олимпийские нагрузки. По началу это не так заметно и многим кажется, что времени навалом и его хватит на все. А также, что пропущенный завтрак или сон не повлияет на последующий день. Ведь будучи школьником ночь без сна не доставляла особых неприятностей. И только столкнувшись с системой высшего образования вчерашний школьник осознает, что то, что работало раньше уже играет против него.

В данный момент существует несколько причин сложившейся ситуации. Однако главным фактором неблагополучия здоровья среди учащейся молодежи можно выделить недостаточный уровень мотивации к укреплению, а также поддержанию собственного здоровья. Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья, это конечно процесс воспитания, направленный на осознание большой роли физической культуры в жизни любого человека.

Мотивация — сложный феномен в понятии современной психологий, он имеет различные варианты интерпретации в различных источниках. В большинстве своём в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. В данном случае необходимо выявить и показать причины, которые должны повлиять на выбор студента в пользу активной деятельности по поддержанию и укреплению своего здоровья.

Выделим три основные группы мотивов, которые помогут студентам осознать необходимость регулярных занятий физическими упражнениями. Физиологические. Они подразумевают желание улучшить свои функциональные возможности, устранить недостатки фигуры. Психологические направлены на воспитание характера и силы воли, самовоспитание и самосовершенствование. Социальные же выявляются в достижении успеха и признании со стороны друзей, чувство собственного достоинства и самоутверждение.

В высших учебных заведениях традиционными теоретическими формами для поднятия уровня мотивации к занятиям физическими упражнениями являются беседы о здоровом образе жизни, конференции, проводимые кафедрой физического воспитания. Практические формы включают в себя участие в спортивно-массовых мероприятиях, физкультурных праздниках и фестивалях, проводимых высшим учебным заведением, занятия в спортивных секциях, а также помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий. В приоритете для высшего образования всегда должна стоять задача – в создании благоприятных условий для образовательной деятельности, расширяя и дополняя содержание учебного материала знаниями, умениями и навыками с целью формирования у студентов сознательного подхода к здоровому образу жизни, мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

Для решения поставленной проблемы необходимо эффективно распределять объем и структуру учебного материала в учебных планах, адекватно скоординировать технологии обучения, соблюдать цикличность в организации учебной деятельности студентов. Сохранение и укрепление здоровья студентов как педагогический процесс определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей [1, с. 233].

Для того чтобы лучше понимать, как сформировать потребность в соблюдении здорового образа жизни среди учащихся высших учебных заведений, необходимо четко знать кто в большей степени влияет на формирование правильной мировоззренческой позиции студентов о своем здоровье. Это — сам учащийся, его семья, его окружение, преподаватели высшего учебного заведения, куратор, тьютор, тренеры и организаторы спортивно-массовой работы в высшем учебном заведений.

Теоретическая часть курса «Прикладная физическая культура и спорт» предлагает традиционные формы занятий, которые в свою очередь направлены на повышение мотивации студентов к укреплению своего здоровья. Это, как правило, лекционные занятия, консультации по здоровому образу жизни, беседы по профилактике вредных привычек, конференции, семинары о пользе физических упражнений и повышении двигательной активности студентов.

В свою очередь практическая часть курса «Прикладная физическая культура и спорт» включает в себя не только практические занятия, но и участие в различных спортивных мероприятиях, организованных высшем учебном заведением, занятия в спортивных секциях, помощь в организации физкультурных праздников. Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья — это важный момент в процессе обучения и воспитания, который закладывается в юном возрасте и остается на всю жизнь. В настоящий момент, высшее учебное заведение обладает большим влияние на сознание студента, на формирование его личностных качеств. Высшие учебные заведения направляют учащихся, помогают им, управляют действиями студента в отношении здорового образа жизни и здоровья в целом. Здоровый образ жизни каждого человека формируется общественными проявлениями и самим индивидом, в частности. Занятия физической культурой и спортом являются важнейшей составляющей здорового образа жизни студента. Главной особенностью физической культуры является влияние на эмоциональное состояние человека, которое выражается в проявлении чувства бодрости, радости, оптимистического, жизнерадостного настроя. Физические упражнения, улучшают кровоснабжение головного мозга, улучшают нервную систему. Периодические занятия спортом способствуют обогащению нервных клеток необходимыми питательными веществами и кислородом, и, следовательно, они начинают лучше выполнять свои сложные вегетативные функции.

В последнее время увеличилось число сердечно-сосудистых заболеваний. Исследователи этой проблемы обратили внимание на постоянные эмоциональные стрессы и их влияние на кровообращение в организме человека. Систематические занятия физическими упражнениями, высокий уровень физической активности снижают опасность отрицательного влияния стрессов на сердечно-сосудистую систему. Длительное ограничение двигательной активности (гипокинезия) изменяет регуляцию кровообращения, ухудшают состояние сердечной мышцы и сосудов, что повышает риск возникновения повышенного артериального давления и нарушения сердечной деятельности во время стрессов [2, с. 250].

Каждодневные занятия спортом связаны со снижением состояния тревоги и депрессии. В большинстве исследований, в которых наблюдали взаимосвязь между физическими нагрузками и психическим благополучием, использовали нагрузки аэробной направленности. В ходе изучения было установлено, что только нагрузки достаточной интенсивности и продолжительности могут привести к положительным психологическим эффектам. Привлечение учащихся к регулярным занятиям спортом поможет им преодолеть отрицательные последствия перенапряжения, отказаться от вредных привычек, улучшить состояние собственного здоровья.

Организация правильного учебного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении подразумевает обеспечение возможности освоения учащихся знаниями и умениями в применении физических упражнений для повышения уровня своего физического развития и физической подготовленности в соответствии с индивидуальными способностями, потребностями, интересами, а также личными установками.

Необходима целенаправленная работа по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни среди студентов. Необходимо вовлекать студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность с помощью нахождения новых интересных форм занятий и соревнований, где студенты смогут реализовать свои собственные потребности в движении.

Заключение. Таким образом, анализ источников по теме исследования показал, что формирование мотивации здорового образа жизни у молодёжи требует значительных усилий и является важнейшей социально-педагогической задачей. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья.

Известно, что многие наши вредные привычки – результат влияния окружающих. Редко кто в одиночестве выпивает свою первую рюмку, выкуривает первую сигарету или впервые пробует наркотик. Почти всегда эти виды поведения спровоцированы поведением других. Поощрение и поддержка друзей, семьи могут обеспечить эффективное подкрепление желательного результата. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека.

Список использованных источников:

Ольховская Е.Б. Педагогическое проектирование физического воспитания бакалавров в профессионально-педагогическом вузе / Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-3. – С. 231-237.

Сапегина Т.А. Моделирование образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе. / Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-3. – С. 249-255.

Чесебиева С.Т. Здоровый образ жизни как приоритетная ценность в современном российском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Регионоведение: Философия, социология, культурология. 2011. Выпуск 2. С. 212-217.

Чесебиева С.Т. Здоровый образ жизни как категория социологии культуры: автореф. дис. канд. социолог. наук. Майкоп: МГТУ, 2011. 17 с.

Просмотров работы: 8