Функции управления в организации - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Функции управления в организации

Додонова Е.В. 1
1Омский ГАУ имени П. А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Функции управления играют важную роль в системе производственных отношений на всех этапах управления. Они являются определяющими при формировании структуры управления. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании.

Каждая функция менеджмента представляет собой область действия определенного процесса управления, а система управления видом деятельности — это совокупность функций, связанных общим управленческим циклом.

Управление необходимо рассматривать как цикличный процесс, состоящий из определенных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Функция рассматривается как необходимая сфера процесса управления, имеющего конечную результативность, то есть достижение четко поставленной цели.

Существуют различные подходы к классификации функций управления (с точки зрения различных критериев), но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Другими словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый цельный процесс.

Указанные общие функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (Рис. 1).

Рис. 1. Схема процесса управления

Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Существует взаимосвязь и логическая последовательность реализации предметных функций в управлении организацией.

Процесс управления, в соответствии с предоставленной принципиальной схемой, начинается с установления системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени.

Функция планирования включает в себя принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что члены организации должны делать для достижения этих целей.

Функция организации и координации заключается в обеспечении выполнения запланированных задач в целях реализации принятой стратегии развития предприятия.

Контроль и регулирование деятельности завершают цикл управления и, таким образом, гарантируют эффективность всех других функций. В то же время сущность контроля как управленческой функции заключается в обеспечении выполнения установленных плановых задач, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в установленных организационных условиях.

Таким образом, процесс управления начинается с предоставленной полезной информации о результатах контрольных процедур при принятии управленческих решений и заканчивается самим этапом контроля, который определяет успешность реализации решения, результат которого часто инициирует принятие новых решений, то есть является информационной базой нового управленческого цикла.

Планирование — это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает чёткую цель и ясный способ её реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию. Весь процесс планирования на предприятии делится на разработку стратегии компании и определение тактики.

Стратегия — это подробный всеобъемлющий комплексный план, предназначенный для обеспечения реализации миссии организации и достижения ее целей. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы оставаться не только последовательными в долгосрочной перспективе, но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости их можно было изменять и переориентировать.

Тактика — это конкретные краткосрочные стратегии. Эта политика обеспечивает общее руководство для действий и принятия решений. Процедуры предписывают меры, которые должны быть приняты в конкретной ситуации.

Для того чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ объединения планов, то есть их реализация с оптимальным результатом.

Организация как процесс — это функция координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

В рамках структуры происходит процесс управления, между участниками которого распределяются управленческие функции и задачи. С этой точки зрения организационная структура представляет собой форму разделения и взаимодействия управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, между которыми обеспечивается координация их реализации.

Иерархия управления — это инструмент для реализации целей компании и гарантия поддержания системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и сложность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации.

Мотивация — это процесс поощрения себя и других к работе над достижением личных целей или целей организации.

Различные теории мотивации делятся на две категории: материальные и процессуальные.

Процесс контроля состоит из установления стандартов, изменения фактических достигнутых результатов и внесения корректировок, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Контроль является важным элементом процесса управления.

Функции управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, а коммуникация и обмен информацией необходимы для всех. Также из-за того, что эти две характеристики объединяют все функции управления, обеспечивают их взаимозависимость, коммуникацию и принятие решений называют связующими процессами. Функция управления заключается в дружественном выявлении и предотвращении проблем. Чтобы эффективно управлять организацией, необходимо выполнять все функции в комплексе.

Поскольку выполнение функции организации включает в себя решение несколько различных задач, действия менеджера целесообразно разделить на следующие этапы:

На первом этапе в организации следует выделить подразделения и определить их состав. Выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементами организационной структуры являются службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции. В свою очередь, между подразделениями существуют определённые связи, среди которых выделяют горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные связи.

На сегодняшний день выделяют следующие виды организационных структур (ОС):

1. Линейная организационная структура. Является наиболее приемлемой для простых форм производства. Отличительными чертами этой структуры является прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства.

2. Функциональная ОС. Используется так же, как и линейная ОС, в композиции крупных систем управления и в тех ситуациях, когда особенно важным является профессиональный анализ проблем и разработка вариантов управленческих решений.

3. Линейно-функциональная ОС, характеризуется разделением деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессах управления.

4. Штабная ОС, ее особенностью является выделение всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством - звеном функционально-линейного типа.

5. Сложная линейно-функциональная система менеджмента, или линейно-функциональная система с блочной дифференциацией функциональных звеньев. В этой системе вводятся звенья линейно-функционального типа (заместители руководителя по комплексу функций), и по этим блокам проводится дифференциация функциональных звеньев.

6. Матричная ОС. Ее особенность заключается в дифференциации связей линейной и функциональной подчиненности, что делает структуру адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала профессионализма и во временной организации ее функционирования.

После формирования организационной структуры необходимо установить взаимосвязи между её элементами - то есть перейти ко второму этапу выполнения функции организации.

Установить взаимосвязи в организации — значит определить права, обязанности и ответственность как подразделений, так и каждого исполнителя, позволяющие им осуществлять взаимосвязанную деятельность, направленную на достижение целей организации. То есть каждый работник должен знать, что ему разрешено делать, что он должен делать и чем могут обернуться последствия его деятельности для него лично, подразделения и организации в целом. На этом этапе вырабатываются нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб.

Третий этап - этап распорядительства и контроля - является частным по отношению к функции контроля и регулирования и включает в себя предупреждение отклонений и восстановление установленных параметров процессов, происходящих в рамках заданной организационной структуры.

Распорядительное воздействие осуществляется посредством приказов, распоряжений и устных указаний. Опыт показывает, что чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктированию (второй этап функции организации), тем меньше возникает потребности в распорядительном воздействии и меньше приходится решать частные вопросы.

Функции управления можно определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать). Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления).

Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказов, направленных на достижение поставленной цели. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности — это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Основные функции обладают самостоятельностью и следуют одна за другой, пока каждая конкретная не выполнится.

Список используемой литературы

Гапоненко, А. Л. Теория управления : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.

Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 197 с.

Мардас, А. Н. Основы менеджмента. Практический курс : учебное пособие для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 175 с.

Рыжиков, С. Н. Менеджмент: методы управления : учебное пособие / С.Н. Рыжиков. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 202 с.

Семенов, А. К. Теория организации : учебник для бакалавров / А. К. Семенов, В. И. Набоков. — Москва : Дашков и К, 2021. — 356 с.

Трофимова, Л. А. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 335 с.

Шарапова, Т. В. Основы теории управления : учебное пособие для вузов / Т. В. Шарапова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 210 с.

Просмотров работы: 53