В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в соответствии с этим заказом. Достижения устного народного творчества составляют основу педагогической культуры народа. В них заложена система правил, которые служат средством организации жизни и поведения подрастающего поколения.
Под фольклором понимают совокупность традиционных представлений и высказываний народа о своей внутренней и внешней жизни, закрепленных в устной традиции [5]. Фольклор является главным источником знаний не только о принципах воспитания, сложившихся в культуре народа, но и о его нравственных, религиозно-мифических основах [3]. Использование
детского фольклора в процессе обучения создает благоприятные условия для развития речевых умений и навыков, для овладения способами деятельности и общения, которые характерны для носителей языка. Фольклор являлся не столько искусством, сколько неотъемлемой частью жизни народа. Малые формы фольклора в некоторых источниках называют детским фольклором, так как они входят в жизнь человека в самом раннем возрасте, задолго до овладения речевыми навыками. К малым формам фольклора относят: колыбельные песни, потешки, песнушки, прибаутки, считалки, заклички, детские народные песни, скороговорки, загадки [2].
Детский английский фольклор несет в себе культуру, обычаи, традиции, моральные принципы народа Великобритании. Известно, что современная британская система воспитания детей младшего школьного возраста берет за основу фольклор и это дает хорошие результаты, поэтому целесообразно использовать английский фольклор и при воспитании наших детей.
Несколько попыток классифицировать детский фольклор было предпринято еще в ХIХ веке, но научное изучение традиционных английских детских песен и стихов было начато в середине ХХ века исследователями Ионой и Питером Оупи. Созданный ими в 1951 году «Оксфордский словарь традиционных детских стихов» включал не только 550 известных детских песенок, но и подробнейшие комментарии к ним. Приведем классификацию, предложенную ими. Они подразделяют все малые формы детского фольклора на 9 групп по их содержанию:
І – игры для детей, колыбельные и присказки;
ІІ – первые любимые (first favourites), с которых начинается обучение детей чтению;
ІІІ – небольшие по объему песенки (little songs), к которым относятся уличные песни, уличные песни, заговоры и т.д.;
IV – песни, героями которых являются люди, их повседневная жизнь, трудности и радости, с которыми встретится ребенок в будущей жизни;
V – для раннего обучения: рифмованные азбуки, инструкции по этикету, приметы, связанные с животными, растениями, явлениями природы;
VI – стихи, знакомящие детей с проблемами взрослой жизни, а также с различными религиозными праздниками (День Святого Валентина, Новый год, Пасха и др.);
VII – о чудесах;
VIII – загадки различных типов с иллюстрациями;
IX – баллады и песни. Это одна из наиболее известных классификаций, которой пользуются современные отечественные и зарубежные исследователи детского английского фольклора [6, C. 5]. Как видим, малые формы детского английского фольклора здесь объединены по жанровому признаку.
Возрастные особенности развития младшего школьника проявляются таким образом, что наглядно-образная память доминирует над словесно-логической, т. е. преимущество отдается ярким образам, интересным, ярким фактам, без констатации смысловых связей в материале. Основным направлением в развитии воображения становится представление или воссоздание образов по заданному образцу, описанию. Создание новых моделей на основе полученного ранее опыта, красочных впечатлений благоприятствует развитию творческого мышления, креативности [4, C. 217].
В начальных классах с помощью иностранного языка закладываются основы для развития у детей интереса к языковому и культурному общению, уважения к языку и культуре других народов, для развития коммуникабельности при общении с людьми из других стран. Изучение иностранного языка в начальной школе, в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования [7], должно быть направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей по иностранному языку в соответствии с Государственным стандартом: формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Известно, что иностранный язык как учебный предмет обладает значительным потенциалом для целенаправленного образования школьников, в т.ч. и учащихся младших классов: лингвистического и общего. Лингвистический аспект образовательного потенциала иностранного языка состоит в том, что его изучение помогает детям овладеть новыми средствами оформления мыслей, задумываться об особенностях родного языка и особенностях строя нового языка (фонетического, лексического, грамматического). При ознакомлении с новой системой понятий у детей формируется и расширяется филологический кругозор, совершенствуются умственные способности. В ходе приобретения элементарной языковой компетентности младшие школьники приучаются к языковому анализу.
Воспитательная цель раннего школьного обучения иностранного языка обусловлена новыми приоритетами образования, такими как гуманизация, демократизация и поликультурность. Обучение детей неродному языку благоприятствует определению жизненных установок и перспектив ребенка в процессе формирования его социокультурной компетентности и является важным для становления ученика как активного субъекта учебно-воспитательного процесса.
К числу актуальных задач всей системы образования относится и задача формирования этнокультурного сознания, что способствует социокультурной самоидентификации личности. Главная роль в этом процессе отводится начальной школе, где закладываются основы учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах [1]. Анализ методических пособий и рекомендаций учителей иностранного языков дает основание говорить об успешном использовании элементов этнокультуры, в т. ч. фольклора, в процессе формирования языковой личности.
Учитывая мощный воспитательный потенциал детского фольклора, считаем необходимым использовать их во внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью процесса развития речевой и эстетической деятельности учащихся при изучении иностранного языка. Различные ее формы помогают организовать свободное время учеников, а при условии правильного ее построения дети не только получают положительные эмоции, но и имеют возможность на практике использовать иностранный язык, что способствует развитию речевых навыков, повышает интерес к предмету, усиливает мотивацию учения в целом. Детский фольклор может быть использован в различных внеклассных мероприятиях: литературно-музыкальных утренниках, литературных карнавалах, конкурсах, (на лучшего декламатора, лучшего исполнителя английских детских песен, лучший рисунок, иллюстрирующий содержание детского фольклора, лучший самодельный комикс на основе детского фолклора и т.п.), викторинах, в проектной работе. Это способствует воспитанию их творческой инициативы, самостоятельности, коллективизма [8].
Фольклор несет в себе традиционные ценности, которые в течение веков передаются от поколения к поколению. Современные исследования в области психологии указывают на способность традиционной культуры оказывать благотворное влияние на психическое здоровье человека. Одной из характерных особенностей фольклора, является то, что в ненавязчивой форме ребенок усваивает правила поведения в обществе.
Благодаря своим специфическим особенностям детский фольклор представляют собой поистине универсальный и благодатный материал для обучения младших школьников всем аспектам языка (фонетическому, лексическому, грамматическому) и различным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению). Несмотря на небольшой объем, они содержат в себе неисчерпаемый источник образовательных и воспитательных возможностей.
Таким образом, можно прийти к выводу, что детский фольклор может быть использован в учебно-воспитательном процессе по английскому языку в начальной школе для: обучения младших школьников различным аспектам языка (фонетическому, лексическому, грамматическому); видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению); для организации различных этапов урока (фонетической зарядки, речевой зарядки, релаксации, физкультпауз); для организации на уроке различных форм работы (индивидуальной, парной, групповой) с использованием разнообразных приемов (ролевой игры, инсценизации, декламации, сопровождающейся движениями, «движущихся шеренг» и др.).
При отборе детского фольклора как учебного материала следует учитывать психологические и возрастные особенности школьников и придерживаться таких основных критериев, как: аутентичность; насыщенность социокультурной информацией; доступность лексического и грамматического материала, содержащегося в них; способность содержания привлечь внимание детей с самого начала и вовлечь их в процесс слушания/чтения/обсуждения; объем фольклора.
Фольклор прошел многовековую проверку на эффективность, гуманизм в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в нем заложен неисчерпаемый воспитательный потенциал. Он открывает широкие возможности для реализации всех воспитательных задач современного языкового образования и является наиболее актуальным в работе с младшими школьниками.
Список литературы
Бледай В. В. Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2001/ (дата обращения: 12.12.2021).
Губанихина Е. В. Малые формы фольклора как средство приобщения младших школьников к русской культуре // Царскосельские чтения. 2016. №XX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malye-formy-folklora-kak-sredstvo-priobscheniya-mladshih-shkolnikov-k-russkoy-kulture (дата обращения: 12.12.2021).
Кормильцева О.В. Научные подходы в определении сущности фольклора // Kant. - 2011. - № 3. С. 176-179.
Короткова И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения
английскому языку младших школьников // Вестник ТГУ, выпуск 5 (109), 2012. С. 217-220.
Москвина И. Н. Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников // Молодой учёный. - № 5 (64). - Апрель, 2014. С. 535- 537.
Никитенко З.Н. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе / З.Н. Никитенко, А. Н. Осиянова // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 3. С. 5-10.
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 12, 22.03.2010.
Чернова Т.П. Малые формы детского английского фольклора как способ формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной работе по английскому языку в начальной школе. URL: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-malie-formi-detskogo-folklora-kak-sposob-formirovaniya-sociokulturnoy-kompetentnosti-uchaschihsy-1460246.html (дата обращения: 12.12.2021).