Известно, что мотокультура и ее субкультуры являются аспектом развития социальной структуры. При этом социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, а мотокультура — это совокупность факторов, которые определяют как культура мотоциклизма.
Изучаемая тема актуальна по причине, что в современном обществе у людей все больше и больше увлечений. Мотокультура это не только хобби, но и хорошая физическая подготовка, умственная работоспособность, нестандартное мышление, способность быстро выходить из сложных ситуаций, дружный коллектив, умение взаимно помогать, расширение кругозора.
Целью исследования было выявить отношение мотоциклистов к мотокультуре и ее субкультурам. Исходя из цели. были сформулированы следующие задачи исследования:
Поиск и анализ научно-методической литературы по изучаемому вопросу;
Выбор методов исследования;
Подготовка результатов исследования к публикации.
В октябре - декабре 2021 года в исследовании приняли участие 50 респондента разных возрастных групп из нескольких городов России. Опрос проводился среди мотоциклистов и людей, интересующихся мотокультурой. Для того, чтобы провести опрос, мы обратились в мотошколы, мотоклубы, специализированные магазины. 68% респондентов - мужчины. Возраст участников опроса: до 30 лет - 46%, 30-50 лет - 42%, 50 и более - 12%. Большая часть опрошенных – жители Екатеринбурга и его пригородов (90%). На вопрос о социальном статусе респондентов подавляющее большинство опрошенных ответили, что работают (50%), руководители или собственники предприятий самозанятые (40%), студенты или учащиеся (14%), домохозяйки (4%), безработные (2%). Многие из них отметили несколько вариантов статуса, к примеру, работающий студент.
Один из немало важных, на наш взгляд, вопросов, влияет ли рабочий график на отношение к мотокультуре. Опрошенные выбирали варианты: нормативный рабочий день (32%), ненормированный рабочий день (24%), гибкий график (24%), сменная работа (8%), разделение рабочего дня на части (4%), не работаю (4%), сезонная занятость (2%), самозанятый (2%).
На вопрос о мотостаже 46% респондентов выбрали вариант более пяти лет, от одного до пяти лет - 32% участников опроса, менее одного года 22% опрошенных. При этом является членом мотоклуба только каждый пятый респондент.
В рамках исследования представлялось целесообразным выяснить, повышают ли участники опроса свой уровень умений в сфере вождения мотоцикла. Респонденты ответили: да, при любой возможности (40%); да, в свободное время (48%); нет, не интересно (12%).
На вопрос «Чем привлекают Вас занятия мотоспортом?» респонденты имели возможность выбирать несколько вариантов ответа: для души (84%); скорость (44%); большая «семья» любителей (32%); возможность новых знакомств (30%); менталитет мотоциклиста (26%). При этом под менталитетом в опросном листе понимались те духовно нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Таким образом, видно, что респонденты более всего ценят в занятиях мотоспортом их коммуникативные аспекты.
Один из актуальных вопросов был: занимаются ли респонденты активной деятельностью, связанной с мотокультурой Большая часть дали ответ: «Помогаю по возможности (54%)»; друг за друга горой (20%); спонсор мероприятий (2%); мотопомощь (2%). При этом выбрали позицию «нет, не помогаю никому» 22% участников опроса. Можно сделать вывод о такой характеристике приверженцев мотоспорта как желание помочь своим единомышленникам.
На вопрос «Какой вид техники Вы используете?» ответы респондентов (им разрешалось называть несколько вариантов ответа) распределились следующим образом:
мотоцикл (78%);
кроссовый мотоцикл (26%);
квадроцикл (26%);
ретро мотоцикл (2%);
нет постоянной привязанности (4%).
Респонденты ответили на вопрос относят ли себя они к мотокультуре следующим образом: да, живу этим (24%); увлечение (48%); отдаленно связан (например, продажа экипировки -12%); нет, я не отношусь к мотокультуре (12%). В опросном листе респонденты написали свои варианты отношения к мотокультуре: «прошла обучение, сдаю на права, подбираю мотоцикл (2%)», «езжу на мотоцикле, в группировках не состою, люблю сам решать куда, когда и как ехать, а не зависеть от кого то (2%)». При этом респонденты (им разрешалось выбирать несколько позиций) особо выделяют в мотокультуре следующие привлекательные для них аспекты: подвид мотогруппы - байкеры, рокеры, спорты и т. п. - (78%); возможность совершать интересные путешествия (34%); стиль одежды (20%) и , вообще, стиль жизни (2%).
Таким образом, типичный респондент – молодой работающий екатеринбуржец с мотостажем более пяти лет, не имеющий жесткого рабочего графика и относящийся к мотокультуре как увлечению, ценящий свою мотогруппу и общение в ней.
На вопрос «Чем Вас привлекает мотокультура?» респонденты имели возможность выбирать несколько позиций:
хобби для удовольствия, для души, для реализации своих целей (64%);
выбранный опрошенными образ жизни (24%)
для единения семьи, например, родители и супруги тоже мотоциклисты (18%);
обретение новых связей и знакомств в мотосреде (16%);
чисто эстетическое удовольствие от зрелища мотопробегов (2%);
мотокультура не привлекает (2%).
На вопрос: «К каким разновидностям мотокультуры Вы себя относите?» респонденты (им разрешалось называть не более двух позиций) ответили следующим образом:
туристы (38%);
спортоводы (люди, которые ездят на спортивных мотоциклах) (32%);
эндуристы (эндуро - дисциплина мотоспорта и велоспорта, соревнования в которой проходят на дорогах с различным покрытием и по пересечённой местности с соблюдением заданного графика движения на большие расстояния в течение нескольких дней. Эндурист - человек занимающийся данным видом спорта) (22%);
крузеры (разновидность мотоцикла) (18%);
кроссмены (спортсмены, которые ездят на мотоциклах, предназначенных для профессионального спорта) (14%);
фристайлеры (спортсмены, которые выполняют трюки с трамплинов в воздухе) (14%);
стантрайдеры (мотоциклисты, использующие доработанный мотоцикл для трюков и выполняющие трюки на земле; показывающие свое мастерство, умение и способность чувствовать мототехнику) (12%);
GP (мотоциклисты, использующие мотоцикл, предназначенный для соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам) (12%);
ватокаты (люди, которые ездят для себя) (2%);
турэндуро (спортсмены, использующие универсальный мотоцикл) (2%);
фрирайдеры (мотоциклисты, которые ездят по неподготовленной местности) (2%).
Таким образом, большая часть респондентов предпочитает туристический или спортивный мотоцикл, так как они более удобны.
На вопрос «Участвуете ли Вы в любительских соревнованиях и, если да, то каких?» ответы респондентов (им разрешалось выбирать несколько позиций) распределились следующим образом:
нет (66%);
мотоджимхана - спортивное испытание на время, в котором участники на мотоциклах соревнуются на самое быстрое маневрирование на асфальтовой площадке среди искусственных препятствий в виде конусов. (22%);
уличные гонки (14%);
кольцевые гонки (14%);
мотокросс (14%);
странтрайдинг - экстремальная езда на мотоцикле, дословно переводится, как «трюк» и «езда» (12%);
Off road - вид активного отдыха и спорта, подразумевающий преодоление бездорожья на полноприводном автомобиле, именуемом также внедорожник (2%).
На вопрос «Участвуете ли Вы в профессиональных соревнованиях?» были получены следующие ответы:
нет (80%);
мотоджимхана (14%);
мотофристайл - молодой вид спорта, в котором спортсмены совершают прыжки со специальных трамплинов, выполняя в полете различные трюки (10%);
кольцевые гонки (12%);
мотокросс (12%);
мото GP (10%);
мото ТТ - Формула ТТ - соревнования в гоночном классе мотоциклов, проводившиеся с 1977 по 1990 годы как официальный чемпионат мира под эгидой Международной федерации Мотоциклетного спорта (10%).
На вопрос «Участвуете ли Вы в фестивалях, относящихся к мотокультуре и, если да, то каких именно?» половина респондентов отметила несколько позиций
нет (50%);
открытие /закрытие мотосезона (34%);
мотопутешествие (26%);
дни рождения мотоклубов (22%);
День рождение Ирбитского мотоциклетного завода (по праву считается мотоциклетной столицей России и имеет отличный музей мотоциклов) (14%);
мотодонор (акция сбора крови для людей, пострадавших в дорожно-транспортныхпроисшествиях) (14%);
Старо - новый рок (Старый добрый рок – музыка, любимая поколениями. А «Старый Новый Рок» - тот самый Фестиваль, который соединяет в себе эти поколения: молодые и подающие надежды команды) (12%);
благотворительные акции (пример: сбор денег для больных детей) (12%).
Известно, что мотоспорт относится к экстремальным видам спорта. Поэтому представлялось целесообразным установить, насколько важны для респондентов вопросы безопасности. Мы поинтересовались, анализируют ли респонденты сообщения в интернете о ДТП с участием мототехники. Двое из трех респондентов (64%) ответили, что: да; 18% участников опроса делают это редко и столько же (18%) не делают никогда.
На вопрос «Изучаете ли Вы информацию о защитных средствах?» большинство респондентов (56%) ответили: «Да, изучаю это важно»; остальные же поделились на «Мельком смотрю» (24%) и «Нет» (20%). Таким образом, каждый пятый респондент недостаточно серьезно относится к аспектам безопасности мотокультуры и здесь представляется важной просветительская работа мотоклубов.
В завершении опроса, мы решили выяснить у респондентов, с помощью каких инструментов они расширяют свой кругозор по мотокультуре, при этом респондентам разрешалось выбирать несколько позиций. В качестве источников информации участники опроса назвали:
интернет (82%);
сообщества (52%);
собрания мотоциклистов (36%);
мотоклубы (24%);
фестивали (22%).
По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство опрошенных относят себя к мотокульнуре и ее субкультурам. Результаты опроса убедительно демонстрируют значимость мотокультуры среди мотоциклистов в наше современное время, а также то, что мотокультура и субкультуры могут формировать и закрывать у человека необходимые ему потребности, такие как: общение, физическая подготовка, мышление и умственная работоспособность, работа с информацией, взаимодействие с людьми.