МОТИВАЦИЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МОТИВАЦИЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ

Ефимович А.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрантка очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном спорте все крупные соревнования и проекты имеют коммерческую основу, а их организаторы выбирают прагматический путь своего развития, где главными результатами являются дальнейшая популяризация вида спорта и последующее увеличение доходов [1].

Ключевую роль в мировой индустрии спорта играют зрители и болельщики. Они представляют главный интерес для СМИ, телеканалов и бизнеса, продвигающих свои интересы через спорт. Численность болельщиков и зрителей влияет на телерейтинги и увеличивает стоимость рекламы при телетрансляциях во время спортивных событий. Также они являются потенциальными покупателями продуктов и услуг у спонсоров и партнеров спортивных организаций.

В результате развития компьютерных и информационно-коммуникационных технологий произошло значительное расширение зрительской аудитории на спортивных событиях. Телевидение, интернет, мобильные и другие средства связи существенно увеличили возможности просмотра различных соревнований и турниров [2].

Спортивное скалолазание - молодой и активно развивающийся вид спорта, включающий в себя три дисциплины: боулдеринг, лазание на трудность и лазание на скорость. В августе 2021 года скалолазание дебютировало на Олимпийских Играх в Токио. Из-за условий пандемии, болельщиков в большинстве представляла аудитория онлайн-зрителей по всему миру. Ключевым для развития скалолазания моментом является выбор самой зрелищной и полюбившейся для зрителей и болельщиков дисциплины.

Целью исследования было выявить максимально привлекательную для зрителей и болельщиков дисциплину спортивного скалолазания и выяснить, что мотивирует их на просмотр соревнований.

Исходя из цели исследования были определены следующие методы:

1. Поиск и анализ научно-методической литературы по изучаемому вопросу;

2. Интернет – опрос целевой аудитории;

3. Математическая обработка и анализ полученных данных.

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящий момент не существует подобных исследований в области взаимодействия спортивного скалолазания и зрителей. На основе полученных результатов можно будет сделать практические рекомендации по продвижению и популяризации вида спорта.

В ходе исследования нами был составлен тест-опросник, включающий в себя короткие видео, демонстрирующие особенности трех дисциплин спортивного скалолазания: боулдеринга, лазания на скорость и трудность. После просмотра каждого видео респондентов просили поделиться впечатлениями от увиденного. Кроме того, у участников опроса интересовались хотели ли бы они посмотреть соревнования по спортивному скалолазанию и в каком формате.

В ноябре 2021 года был проведен опрос 116 респондентов разного пола и возраста. В их составе 78 женщин (67,2%) и 38 мужчин (32,8%). Большинство опрошенных (40,5%) принадлежали возрастной категории 18-25 лет. Более старшее поколение (35+) составили 24,1% респондентов. Остальные возрастные группы до 18 лет, 25-30 лет и 30-35 лет составили 12,9%, 6% и 16,4% соответственно.

В числе респондентов были лица, занимающиеся скалолазанием (32,78%), люди, у которых занимается кто-то из семьи или знакомых (37%), остальные респонденты не сталкивались на прямую с данным видом спорта (30,22%).

По результатам опроса выяснилось, что наибольше число голосов зрители отдали дисциплине боулдеринг (30,2%), аргументируя это разнообразием вариантов прохождения трасс, представленных участникам и интересными движениями.

Второе место заняла дисциплина лазание на скорость (27,6% респондентов). Этот вид скалолазания привлек зрителей своей динамичностью и наглядной борьбой за результат.

Лазание на трудность выбрали 18,1% опрошенных, отметив, что эта дисциплина включает интересные движения, но «выглядит тяжело и страшно».

Все три дисциплины понравились 21,6% участникам опроса. Остальные респонденты (2,7%) дали другие ответы.

Стоит отметить, что по половому признаку женщины чаще отдавали предпочтение дисциплине лазание на скорость, равно как и поколение людей старше 30 лет, а мужчины и респонденты до 30 лет – боулдерингу.

В завершении опроса мы выяснили у респондентов есть ли у них желание посмотреть на соревнования по спортивному скалолазанию. Большинство опрашиваемых (75%) хотели бы посетить соревнования «в живую». Посмотреть трансляцию с места проведения соревнований хотели бы 12,9 %. Незаинтересованными оказались 7,8% участников опроса, при этом отказались от просмотров ввиду дефицита времени 4,3% респондентов.

По результатам исследования можно сделать вывод, что скалолазание является интересным видом спорта для зрителей и болельщиков. Особое внимание привлекают дисциплины боулдеринг и лазание на скорость. Они отличаются зрелищностью, динамичностью и вовлекают зрителей в процесс переживания за спортсменов. Респонденты отмечали, что в данных дисциплинах их привлекают вид скалодрома, разнообразные движения спортсменов и их физическая форма, также интерес вызывает то, как каждый спортсмен может находить разные варианты пролазов трасс.

Таким образом, для популяризации скалолазания как спорта, привлечения зрителей и развития культуры болельщиков наиболее подходят две дисциплины – боулдеринг и лазание на скорость. Боулдеринг, в свою очередь, является самым доступным видом, чаще всего любительские соревнования проходят именно в нем.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие рекомендации:

1. С целью популяризации скалолазания как вида спорта следует развивать дисциплины боулдеринг и лазание на скорость;

2. Чаще проводить соревнования в избранных дисциплинах;

3. Вести прямые трансляции с места проведения соревнований.

Комплекс данных мер позволит продвигать скалолазание как массовый спорт.

Список литературы

1. Леднев В. А. Каким путем пойдет индустрия спорта: прогнозы и возможности // Вестник Российского международного олимпийского университета. – 2018. – №. 1. – С. 10-21.

2. Леднев В. А. Новые форматы крупных соревнований: изменения ради популяризации спорта или дополнительной прибыли? //Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. – 2017. – №. 2. – С. 42-49.

Просмотров работы: 22